В чем отличие трекера от ментора или эксперта?

Профессионал своего дела постоянно возвращается к пересмотру текущих позиций — рефлексирует и критически пересматривает свое мировоззрение. С точки зрения своего опыта (4+ года трекинга, 3500+ часов, 400+ проектов) захотелось снова пересмотреть и систематизировать ответы на популярные вопросы: Где проходят границы трекинга, менторинга или экспертности? В чем разница в подходах? Какие есть границы применимости каждого из подходов?

Что делает трекер? Что делает ментор?

Мой главный инсайт этой рефлексии и моя позиция — считаю, что ментор в большинстве случаев «продает» предпринимателю свое прошлое, а бизнес-трекер — может и должен продавать предпринимателю его «будущее». Ментор чаще опирается и ограничивается своим прошлым опытом (иначе он формально становится уже не ментором) и часто советует то, что он уже делал в прошлом и что он хорошо знает. Проблема данного подхода заключается в том, что мир очень быстро меняется. То что работало год назад — сейчас уже может не сработать и, делая те же самые действия сейчас (то что посоветовал ментор), можно не получить нужный результат с большой степенью вероятности.

В общем, поиск решения в бизнесе можно сравнить с поиском выхода из лабиринта (чаще всего в темноте и каждый раз из нового лабиринта). Поэтому бизнес-трекер, безусловно, опирается на свой прошлый опыт (как и ментор), но старается найти выход из лабиринта именно процессным подходом и системными действиями, приводящими к выходу успеху (можно провести аналогию с перебором некого дерева потенциальных решений). Сравнивая бизнес с лабиринтом — трекер простраивает маршрут к выходу успеху каждый раз заново и по-разному, причем, не только теми подходами, которые уже работали у него в прошлом. Здесь под подходом подразумевается не только личный опыт, но и различный трекерский инструментарий — набор результативных фреймворков, позволяющих ускорить получение результата.

Важно подсветить, что хороший трекер постоянно расширяет свою базу подходов и фреймворков и, соответственно, может посмотреть на бизнес в различных разрезах. У трекера не стоит задача «продать» прошлое решение, которе когда-то сработало, а стоит задача именно в текущих реалиях собрать сейчас работающее в текущем контексте решение. Здесь возможность широко посмотреть на бизнес в различных срезах как раз и может дать правильный и новый ответ на вопрос как лучше поступить в той или иной ситуации.

Модель Cynfin в контексте трекинга

Вышеописанная разница подходов хорошо подсвечивается через Cynefin фреймворк. Здесь приведу пару иллюстраций, которые помогут лучше проиллюстрировать место трекинга в различных доменах (зонах или областях) этого фреймворка (в зависимости от системного контекста)

Рис. 1. 3D модель, Cynefin фреймворк
Рис. 1. 3D модель, Cynefin фреймворк

Рассмотрим подробнее каждый из доменов фреймворка [Зоны 1 -4] и определим роль и возможности трекера в нем.

1. «Chaotic« (работает трекинг и авторитарное управление) Самый сложный и непредсказуемый домен. Причинно-следственные связи непонятны вообще или даже отсутствуют [экстренные критические ситуации]. Работает только или авторитарное, директивное управление или »антикризисное управление» (при помощи трекера) — novel practice. Работая с бизнесом в этом домене трекер держит фокус только на самых главных бизнес-процессах, необходимых для выживания бизнеса и отсекает все остальное как несущественное на данный момент времени. Директивное управление не спасает от ошибок — просто хотя бы нет хаоса и метаний в направлении движения (но и нет уверенности в правильности направления движения). Здесь именно трекер предпочтительнее, так как он обеспечивает фокусировку и движение в наиболее оптимальном для выживания направлении для бизнеса (есть возможности анализа и прогнозирования ситуации через наиболее эффективные фреймворки). Основная бизнес-задача — взять ситуацию под контроль, системно перевести ситуацию из «хаотического/chaotic« домена в »запутанный/complex» за наиболее короткий период времени и с минимальными затратами/потерями. Пример ситуации — высокий burn-rate компании, отсутствие продаж и денег, ситуации, когда денег осталось на несколько месяцев жизни проекта.

2. «Complex« (работает только трекинг) Этот домен можно охарактеризовать как »мы не знаем, что мы не знаем» (emergent practice). Причинно-следственные связи есть, но мы не можем их описать в текущий момент — какое-то понимание приходит только «потом», и будем надеяться не когда все уже развалилось. Этот домен — именно тот, где работает только трекинг. В нем сосредоточены начинающие ИТ бизнесы (стартапы), разработка и вывод продуктов на рынок, бизнесы, связанные с ИТ решениями и т. д.Трекинг здесь больше похож на задание из сказки — «пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Нормальная ситуация, когда бизнес начинают с одной идеей, но в процессе проработки, исследования рынка и окружения сама проблема и, тем более, способ ее решения могут несколько раз поменяться. Именно в этом домене трекинг — тот инструмент, который наиболее эффективен для поиска решений в подобных «нечетких» запросах. Экспертиза и менторинг в этом домене не эффективны именно в силу того, что требуется экспертиза не в описании образа готового решения, а в маршруте нахождения, формировании, выстраивания такого решения, поиске образа решения — это сильные стороны именно трекинга. Со временем при накоплении знаний и экспертизы приходит понимание причинно-следственных связей и продукт/бизнес-процессы имеют шанс перейти в следующий домен. По инструментариям — в данном домене эффективно работает Agile, продуктово-артефактный подход, другие способы разработки продуктов в условиях неопределенности, Lean-подходы, Scrum и т. д. Примеры — запросы проектов на вывод продукта на рынок. Хочу обратить внимание, что здесь можно говорить о начальном периоде вывода на рынок вообще любого продукта (не только ИТ продукта).

В чем отличие трекера от ментора или эксперта?

3. «Complicated« (работает трекинг и менторинг) Этот домен можно охарактеризовать как «мы знаем, что мы не знаем«. Причинно-следственные связи есть, они не так очевидны на старте и могут стать понятными только далеко потом. Это так же »сложный» домен, как и »Compex», но здесь сложность скорее можно представить как сложность у машин и механизмов — все со временем изучается и выстраивается в методологию работы с ними. Для работы используются good practice. Здесь менторинг более-менее так же эффективен, как и трекинг. Задача — стандартизировать, систематизировать, изучить и оцифровать бизнес-процессы и, следовательно, перевести задачу в «Simple/Obvious« домен. Соответственно, используя различные «good practice» со временем возникает понимание того, что лучше работает в данном контексте и можно сформировать пул используемых »best practice» для следующего домена. Задача трекера здесь — перебор гипотез, выявление работающих связок и решений, ускорение времени на проверку гипотез, минимизация себестоимости этого процесса, более быстрый набор фактуры для принятия решений.

4. «Simple или Obivous» (работает трекинг, менторинг и экспертиза) Если еще раз посмотреть на фреймворк Cynefin [Рисунки 1 и 2], то чистая зона менторинга и экспертизы — это «Simple или Obivous« домен [зона 4]. Понятны причинно-следственные связи и для получения качественного результата постоянно используются работающие «лучшие практики" ("best practice»). В этой зоне »мы знаем, что мы знаем» и можно говорить о прошлом опыте. Трекер или ментор, обладая опытом, может посоветовать лучшие решения для внедрения и рассказать про их правильное применение — «делай как я«. Так же »Simple или Obivous» — конкретная зона работы эксперта в доменной области, который расскажет или поможет реализовать (внедрить) то или иное решение (бизнес-процесс). В общем случае в данном домене мы часто имеем повторяющиеся, рутинные процессы с минимальной добавленной стоимостью относительно других доменов. Здесь понятные причинно-следственные связи, стоит использовать лучшие практики с высокой гарантией нужного результата. Залог успеха — найти человека (трекера, ментора, эксперта), кто уже проходил этот путь и «забрать» у него экспертизу.

Соответственно, наиболее частый и правильный запрос к тренеру, ментору или эксперту — как автоматизировать повторяющиеся, рутинные процессы с минимальными затратами. Автоматизируя рутинные бизнес-процессы мы можем поставить ответственными за их выполнение или неквалифицированных исполнителей (сокращая операционные затраты за счет ФОТ или оплаты услуг, но с гарантией результата) или сократить время выполнения процессов (через автоматизацию и ускорение времени выполнения, большее количество за те же деньги) и высвободить время квалифицированных исполнителей, которое они смогут потратить на контроль бизнес-процессов с большей добавленной стоимостью. Обратите внимание на словосочетание «с минимальными затратами» — так как вопрос уже решался неоднократно, нужно просто сделать правильно понятные действия, которые приводят к требуемому результату. Пример бизнес-процессов в данном домене — внедрение CRM, базовые бизнес-процессы обслуживания клиентов и т. д.

Вывод:

Домен «Simple/Obivous» с его best practice — зона трекинга/менторинга/экспертизы. «Complicated» с good practice в случае менторинга дает результат только в 45-50 процентах случаев, остальное — только трекинг. «Complex» c его emergent practice — чистая зона трекинга, ну и тем более «Chaotic» с его novel practice — так же зона эффективного трекинга. С учетом того, что большая часть новых проектов базируются именно в «Complex« и »Chaotic» доменах — трекинг является именно тем инструментом, который даст лучший результат для проектов.

Стоит обратить внимание, что себестоимость функционирования компании (бизнес-процессов) в каждом домене разная и существенно снижается от «Chaotic« (компания на ручном управлении, максимальная себестоимость) до »Simple или Obivous» (максимальная автоматизация, минимальная себестоимость). Задача трекера — обеспечить систематизацию бизнеса через осознание причинно-следственных связей, проверку и подтверждение работоспособности этих связей, накопление доменной экспертизы и ускорении перевода компании из одного домена в другой. Здесь же — работа компании в каждой зоне требует разного объема внимания (усилий) собственника — от максимального объема в «Chaotic« до минимального в »Simple или Obivous» (говорим о выходе собственника из операционного управления).

Наиболее быстро, с минимальными затратами определить причинно-следственные связи, построить финансовую модель бизнеса, систематизировать бизнес-процессы, выстроить итоговую стратегию развития — работа трекера с бизнесом.

За что отвечает трекер и ментор?

У каждого инструмента есть наиболее эффективная область применения. В предыдущей части мы разобрали домены в которых наиболее эффективен трекинг и менторинг. Давайте теперь посмотрим за что отвечает трекер и ментор.

Исходя из того, как ментор или эксперт позиционируют свои услуги, получается что они должны отвечать за результат. Но, как уже обсуждали, здесь много нюансов. Во-первых, эффективность зависит от доменной области в которой работает компания и, соответственно, в которую привлекается ментор или эксперт. Более-менее качественный результат можно гарантировать только для проектов в «Simple/Obivous» домене. Во-вторых, результат зависит от собственника бизнеса, его целеполагания, количества усилий, которые он [с командой] инвестирует в бизнес.

Трекер же отвечает за процесс достижения цели — это гарантирует наиболее эффективный путь поиска требуемого решения. Будет обманом гарантировать результат, так как он прямо зависит от многих факторов и только косвенно — от трекера. Хороший пример — грибник в лесу. С одной стороны кажется, что грибник должен отвечать за собранное количество грибов. Но на самом деле он отвечает именно за процесс сбора — за то, что идет в оптимальное время (утром), в нужно место, тратит усилия эффективным способом, уделяет этому разумное время и т. д. Грибник, объективно, не отвечает за некоторые внешние факторы, которые не входят в его зону контроля. Так же и трекер — он может и должен контролировать именно то, на что может эффективно повлиять. Вводить клиентов в заблуждение — неправильная позиция. Следует подчеркнуть, что трекер может косвенно влиять на итоговый результат через самого клиента. Эффективно поставив процесс работы с клиентами, делая правильные действия, используя эффективные в конкретном контексте фреймворки — трекер именно так может ускорить процесс получения результатов и синергетически обеспечить результаты лучше, чем ожидалось.

С точки зрения бизнеса есть запаздывающие показатели — метрики результата, они показывают достигнут результат или нет. Получается что работа ментора или эксперта сфокусирована именно на этих метриках. А дополнение к этому, есть опережающие показатели — метрики усилий, которые прикладываются для получения результата. И зона ответственности трекера лежит именно в работе на опережение, на создание постоянного давления для получения результатов. По практике применения опережающих и запаздывающих показателей — эффективнее выстраивать работу именно с фокусом на опережающие показатели (на работе с трекером). Буду рад если данная статья натолкнула Вас на размышления и готов ответить на Ваши вопросы.

Осипов Константин — аттестованный бизнес трекер (сертификат уровня B2) по методике ФРИИ.

3 500+ часов трекинга. 400+ проектов. 40+ акселераторов. Проведение диагностики Вашего бизнеса, систематизация бизнес-процессов, кратный рост бизнеса, упаковка бизнеса, оптимизация и поддержка бизнеса. 20+ лет практического опыта работы на позициях CEO, COO в федеральных проектах. стартапы, IT, WEB3, gamedev, AI, fintech, blockchain, страхование, telecom, производство, маркетплейсы, foodtech, edtech, biotech.

11
2 комментария

Благодарю за интересную статью! Я правильно поняла, что ментор и эксперт по сути выполняют одну и ту же функцию - делятся своим опытом и экспертизой? То есть это одно и то же? Про отличие от бизнес-трекера более менее понятно.

Спасибо за вопрос. Да, фактически так. Ментор более верхнеуровнево и стратегически. Эксперт больше на тактическом уровне и с глубокой доменной экспертизой.