Разбираем коммерческие, корпоративные и государственные тендеры: в чем отличия и как среди них выбрать свой

Компания раз за разом пробует участвовать в тендерах, но заявки не выигрывают. Стоит ли продолжать, если результата нет? Стоит. Негативный опыт не значит, что тендеры — это не ваша история. Просто нужно найти тот, что подходит именно вам.

Разбираем коммерческие, корпоративные и государственные тендеры: в чем отличия и как среди них выбрать свой

Привет! На связи команда Workspace. Для компаний, которым пока не удается привлечь достаточно лидов, тендеры могут стать одним из способов поправить ситуацию. Чтобы способ работал, важно понять специфику тендерной площадки и оценить свои возможности. В статье разбираем, чем различаются государственные, корпоративные и коммерческие тендеры, в каких могут победить корпорации с миллионными бюджетами, а в каких — небольшие бизнесы.

В чем разница между коммерческими, корпоративными и государственными тендерами

Тендеры, или торги, бывают коммерческими — их организуют частные компании, корпоративными — их проводят крупные компании с участием государства, а также государственными. Все они проходят на разных электронных площадках (ЭТП) и регулируются разными законами.

Разбираем коммерческие, корпоративные и государственные тендеры: в чем отличия и как среди них выбрать свой

Какие требования к исполнителям

Требования к участникам тендеров указывают в документации о закупке. Что нужно от исполнителей, определяют организаторы, то есть государство, коммерческие или государственные компании.

Коммерческие тендеры. Бывают разными по объему работ, бюджету и требованиям к подрядчику. В них нет четких правил и стандартов. Отсутствие жесткой формализации позволяет заказчику сэкономить время и деньги, а поставщику — расширить клиентскую базу и географию деятельности.

Какие документы нужны для участия и как их оформлять, указано в документации конкретного тендера. Например, если закупка сложная (высокотехнологичное оборудование или экспертные услуги), требований к участникам будет больше. Могут запросить лицензию на определенные виды работ, данные о выручке за прошедший год, потребовать подтвердить, что у компании есть производственные мощности.

На тендерной площадке Workspace, наоборот, требования к участникам минимальны. Заказчик оставляет задание, а исполнитель изучает его, оценивает бюджет и сроки приема заявок, чтобы понять, подходит ли он под проект (например, иногда нужны исполнители из конкретного региона). После отклика исполнитель отвечает на вопросы заказчика — всё делается онлайн.

Корпоративные тендеры. Как правило, проводят крупные компании, которые выдвигают максимально высокие требования к подрядчикам и устанавливают жесткие сроки. Общие принципы закупок регулирует 223-ФЗ. Заказчик конкретизирует их в положении о закупке. Есть обязательные требования (наличие необходимых свидетельств и лицензий, отсутствие задолженностей по налогам и сборам, платежеспособность), а есть дополнительные, которые зависят от специфики товара, работ или услуг. Например, наличие системы менеджмента качества и опыта поставки определенных товаров.

Государственные тендеры. Требования в таких закупках едины и регламентированы для всех участников, их нельзя менять. Например, у поставщика не должно быть долгов перед налоговой, компания не должна быть офшорной и входить в реестр недобросовестных поставщиков.

Дополнительные требования зависят от объекта закупки и начальной цены контракта. Например, в закупках с начальной ценой 20 миллионов рублей и выше необходимо подтвердить опыт участия в торгах.

Какое требуется обеспечение

Обеспечение заявки — это деньги участника закупки, которыми он гарантирует заключение контракта в случае победы в тендере. Сумма переводится на счет заказчика. В качестве обеспечения можно предоставить банковскую гарантию.

Коммерческие тендеры. В отличие от закупок по 44-ФЗ в коммерческих тендерах обеспечение требуется не всегда, и участнику не придется получать независимую гарантию или собирать необходимую сумму.

Некоторые коммерческие ЭТП могут взимать плату за участие в процедуре закупок. Мы в Workspace помогаем организовать тендер бесплатно, а финансовое обеспечение не требуется.

Корпоративные тендеры. Не всегда запрашивают обеспечение. Сумму заказчик указывает в положении. Обычно это 0,5–5% от цены договора. В 223-ФЗ есть ограничения по торгам для малого предпринимательства: размер обеспечения не может превышать 2% от начальной максимальной цены контракта.

Государственные тендеры. В госзакупках обеспечение обязательно — этого требует 44-ФЗ, чтобы гарантировать добросовестность поставщика. Размер обеспечения — от 1 до 5% от начальной максимальной цены.

Сколько ждать результат

Коммерческие тендеры. Сроки и условия отбора победителя зависят от специфики предмета контракта и ЭТП. Например, на Workspace компании получают первые отклики в день публикации заказа (но итоги мы рекомендуем подводить не сразу, а через 1–2 недели, чтобы у агентств была возможность подготовить индивидуальный отклик). Победителя выбирают, ориентируясь на кейсы в портфолио, отзывы по исполненным контрактам и наличие верификации заявителя: реальные соцсети, фото, сотрудники в профиле компании.

Корпоративные тендеры. Срок публикации документации составляет не более 15 дней. Дату подведения итогов заказчик указывает в положении. Заключить контракт с победителем нужно не позднее чем через 20 дней после публикации итогов. Побеждает тот, кто заявил наименьшую цену контракта.

Государственные тендеры. Срок подачи заявок зависит от цены контракта: от 7 до 15 дней. Заявку рассматривают два дня после окончания срока подачи. Контракт с победителем заключают через 10 дней после размещения итогового протокола в Единой информационной системе. Побеждает тот, кто заявил наименьшую цену контракта.

Выводы

  • Государственные тендеры жестко регламентированы, от участников требуется большой пакет документов и обеспечение заявки. Ускорить процедуру объявления победителя не получится, повлиять на исход тендера тоже.
  • Заявки корпоративных тендеров чаще всего предполагают большие бюджеты, а также высокие требования к участникам, поэтому в них целесообразно участвовать крупным компаниям.
  • Коммерческие тендеры не регламентируются жесткими правилами и проходят в более короткие сроки. Они позволяют увеличить продажи и расширить базу клиентов. В таких тендерах могут участвовать совсем молодые и небольшие региональные агентства.

Если вашей компании не подходят государственные или корпоративные тендеры, попробуйте Workspace — это ведущая площадка для коммерческих тендеров на диджитал-услуги.

Поделитесь в комментариях, в каких тендерах вы участвовали и с каким результатом? Если победили — в чем, по-вашему, секрет успеха, а если проиграли — какую мотивацию нашли, чтобы продолжать искать свой тендер?

1818
17 комментариев

"Заключить контракт с победителем нужно не позднее чем через 20 дней" — расскажите это юристам, которые проверяют документы уже месяц

3

К сожалению, от таких проблем никто не застрахован (

С вам договор не заключили в регламентированный срок? Это залёт. Какой тип закупки? Дайте ссылку на ЕИС или ЭТП.

Блин, иногда кажется, что 80% тендеров — это булшит, особенно на высоких чеках. Ни один маркетолог в здравом уме не отдаст работу на несколько миллионов просто самому дешевому агентству (а это часто основное условие закупок). В итоге ребята пропихивают всеми правдами тех, кто им подходит по качеству (и кто их в этом обвинит).

Поэтому кажется, что тендеры работают как тендеры разве что на мелких чеках, где заказчика пофигу — для него это разовая какая-то работа.

Хотелось бы увидеть коммент какого-нибудь агентства, которые вот так с нуля и без связей взяли государственный тендер. Ну только не от Лебедева и т.п. )))

2

Ну не только на цену же смотрят) саму компанию изучают, проверяют ,смотрят на другие проекты, на других клиентов, которые ведет эта компания. Естественно что какому то нойнейму не доверят ничего только потому что они берут дешевле

1

Интересное замечание, да. А заказчикам зачем возиться с гостендерами, когда есть специальные диджитал, как считаете?

Лебедев - это не то, что бы без связей 😅