Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

Для многих пуш-уведомления — всплывающие раздражалки. Смахиваешь и дальше листаешь ленту. Но на самом деле у каждого из них есть своя цель. Об этом рассказала Соня Львова — лид UX в билайне и автор Телеграм-канала «Собор». Передаём слово ей.

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

Привет! Для этой статьи я расчехлила свой специальный запас скриншотов разных пушей — кажется, настал их час. Так что сейчас будет немного теории и много иллюстраций. А вот диких ягодок не будет. У них точно есть какая-то тактика, и они её придерживаются. Молодцы!

Первое, что важно понимать: пуш — это вторжение в частное пространство, их никто не любит, и все отключают. Мы оставляем в телефоне только важное, полезное и цепляющее.

Так, по результатам исследования 87% пользователей отключит уведомление, если приложение отправляет больше одного пуша в неделю.

Второе — пуши очень нужны бизнесу, чтобы держать метрики посещаемости приложения и продаж на уровне и поднимать их. Пуш точно завладеет вниманием человека, просто появившись на экране, поэтому это самый быстрый способ рассказать людям про то, почему им стоит что-то купить прямо сейчас.

Создание пуша — буквально искусство поиска баланса между интересами человека и потребностями бизнеса

Идеальный пуш

— Имеет чёткую цель и прозрачную ценность;

— Верно таргетирован, приходит своевременно и ведёт по клику именно туда, про что речь в тексте;

— Не кричит, не капсит и не триггерит на дурные мысли;

— Если отрабатывает инфоповод, то точно свежий;

— И, конечно, лаконичен — помещается без троеточий.

Как не надо:

Не стоит шутить и креативить на тему безопасности, личных данных, финансов. Не стоит приплетать эзотерику и другие спорные темы, к которым у людей неоднозначное отношение — за исключением продуктов, ориентированных именно на тех, кто точно любит гадания.

Цели

Пуш — не самурай, у него нет пути, есть только цель. И цель эта должна быть прозрачной и точной. Например:

Повысить лояльность

Это самые заботливые пуши. Они приглашают поучаствовать в исследованиях, напоминают не забыть шапку или зонтик, благодарят за использование приложения или, наоборот, извиняются за что-то, что пошло не по плану

Go напоминает о бережном отношении к себе — это в самое сердечко
Go напоминает о бережном отношении к себе — это в самое сердечко
ВкусВилл приглашает поучаствовать в исследовании. Это здорово — сразу понятно, что продукт делается для людей, и мнение людей важно
ВкусВилл приглашает поучаствовать в исследовании. Это здорово — сразу понятно, что продукт делается для людей, и мнение людей важно
Яндекс Такси благодарит за чаевые и рассказывает, когда они спишутся
Яндекс Такси благодарит за чаевые и рассказывает, когда они спишутся
А вот так спрашивают моё мнение про рестораны
А вот так спрашивают моё мнение про рестораны
Urent объясняет, чего они пристали со своими фотками. Мне станет понятно это требование, и я перестану на это злиться
Urent объясняет, чего они пристали со своими фотками. Мне станет понятно это требование, и я перестану на это злиться
За промокод — прощаю точно :)
За промокод — прощаю точно :)
Здорово, что не постеснялись признаться, что такая ошибка была, и рассказать, что всё исправили. Это тоже забота
Здорово, что не постеснялись признаться, что такая ошибка была, и рассказать, что всё исправили. Это тоже забота
Оммчень вкутьна, шпасибо!
Оммчень вкутьна, шпасибо!

Такие пуши вовлекают человека в жизнь продукта, показывают, что этот продукт сделан такими же людьми и для людей. И эти люди-создатели искренне хотят понравиться и позаботиться и не менее искренне переживают, всё ли у них получается.

Пригласить

Такие пуши зовут зайти в приложение и что-то посмотреть. Да, вероятно, в будущем это приведёт к покупке — но сейчас цель именно замотивировать заглянуть на огонёк, посмотреть, что есть в приложении.

Обычно такие пуши отправляются, чтобы поддерживать вовлечённость человека. Вот он зашёл в приложение по пушу, глаз зацепился за что-нибудь ещё, вот и maudau радуют продактов.

Вот Level Travel приглашает познакомиться с возможностями приложения
Вот Level Travel приглашает познакомиться с возможностями приложения
Кстати, обожаю смешариков
Кстати, обожаю смешариков
У Лавки получилось и зацепить внимание пользователя, и поиграть с тем самым изначальным пушем, когда по ошибке тест вылетел в прод
У Лавки получилось и зацепить внимание пользователя, и поиграть с тем самым изначальным пушем, когда по ошибке тест вылетел в прод
Класс, как раз в дорогу!
Класс, как раз в дорогу!
Ну, что-то бесплатное — это всегда приятно и мотивирует попробовать
Ну, что-то бесплатное — это всегда приятно и мотивирует попробовать

По геолокации можно приглашать человека и в физические точки продукта. Правда, тут нужно быть аккуратным: можно напугать тем, что мы отслеживаем местоположение, буквально следим за ним

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Кстати, кто в Москве — от души советую этот бар
Кстати, кто в Москве — от души советую этот бар
Я правда популярна? Мои отзывы правда кому-то нужны? Здорово! Обязательно поделюсь мнением про вокзал
Я правда популярна? Мои отзывы правда кому-то нужны? Здорово! Обязательно поделюсь мнением про вокзал
Почти хорошо, только как часто человек меняет почту, чтобы прямо регулярно её обновлять?
Почти хорошо, только как часто человек меняет почту, чтобы прямо регулярно её обновлять?
Тоже почти хорошо — пуш приходит от приложения Яндекса, и непонятно, откроется ли сразу определитель, если я нажму
Тоже почти хорошо — пуш приходит от приложения Яндекса, и непонятно, откроется ли сразу определитель, если я нажму

А вот тут уже скучно. Авито отправляет такой пуш почти каждый день, и интересные объявления перестают такими быть уже на 3 раз

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

А ещё можно развивать кроссканальность — приглашать аудиторию пользоваться разными сервисами экосистемы. Например, кинопоиск зовёт почитать книгу:

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
А Яндекс Музыка обещает рассказать всё про фонк в Телеграм-канале
А Яндекс Музыка обещает рассказать всё про фонк в Телеграм-канале

Напомнить

О заказе, доставке, записи к врачу

Такие пуши подсвечивают статус взаимодействия — например, статус доставки, чтобы человек видел сразу на экране и не должен был искать что-то в недрах приложения. Это помогает построить доверительные отношения — человек может положиться на продукт, который вовремя ему сообщит что-то важное.

Хотя такие пуши ничего не продают и рассказывают о том, что важно именно человеку, с ними тоже не стоит перебарщивать. Например, если отправлять цепочку уведомлений с напоминанием о предстоящем списании платежа по кредиту, рано или поздно человек устанет и отключит уведомления.

С другой стороны, человек может не заметить важный пуш и в итоге пропустить платёж. Здесь нужно искать баланс, общаться с аудиторией, давать в приложении возможность настраивать периодичность и триггеры пушей-напоминалок.

У меня должна быть возможность получать новости от банка, но самостоятельно заботиться о своевременном платёже.

Например, вот напоминание от МТС. Мало того, что не помещается, оно ещё и показывает неуверенность. Что значит «если вы уже внесли»? То есть вы, банк, не знаете, внесла я или нет? Как тогда я могу доверить вам свои деньги?
Например, вот напоминание от МТС. Мало того, что не помещается, оно ещё и показывает неуверенность. Что значит «если вы уже внесли»? То есть вы, банк, не знаете, внесла я или нет? Как тогда я могу доверить вам свои деньги?
Клиника напоминает о записи к врачу, чтобы я точно не забыла
Клиника напоминает о записи к врачу, чтобы я точно не забыла
Ура, заказ приехал! Классно, что сразу понятно, сколько у меня есть времени, чтобы забрать
Ура, заказ приехал! Классно, что сразу понятно, сколько у меня есть времени, чтобы забрать
hehe
hehe
not hehe — было бы здорово сразу рассказать, что случилось. В моём случае доставку отменил отправитель, но узнала я об этом не от Яндекса, а в переписке с ним. И так как там были мои личные вещи, конечно, я запереживала — что с ними? Их украли? Испортили?
not hehe — было бы здорово сразу рассказать, что случилось. В моём случае доставку отменил отправитель, но узнала я об этом не от Яндекса, а в переписке с ним. И так как там были мои личные вещи, конечно, я запереживала — что с ними? Их украли? Испортили?
Плюс Сити напоминает получить свои ачивочки в игре
Плюс Сити напоминает получить свои ачивочки в игре
Чуть ниже в статье я буду ругаться на срочноуспевательные пуши, но тут так мило получилось, что привожу как хороший пример
Чуть ниже в статье я буду ругаться на срочноуспевательные пуши, но тут так мило получилось, что привожу как хороший пример
Кстати, этот пуш — часть цепочки, получилась целая вафельная история. За несколько дней до этого приходил такой
Кстати, этот пуш — часть цепочки, получилась целая вафельная история. За несколько дней до этого приходил такой

Отправляем пуши-напоминалки так часто, насколько важно событие. Если пользователю нужно что-то сделать (оплатить, например), нужно попробовать измерить, через сколько от момента клика по пушу он его совершает и совершает ли в принципе.
То есть, например, сколько раз нужно напомнить внести ежемесячный платёж, есть ли просрочки у тех, кто не отключил пуши и тд. В среднем, оптимально отправлять пуш один раз при возникновении события и ещё раз накануне дедлайна действия.
Например, сегодня говорим, что заказ приехал в пункт выдачи, а накануне того, как он уедет на склад обратно, напоминаем забрать и предупреждаем, что завтра товар уедет. Если событие не требует действия, это просто инфо о каком-то изменении, статусе и тд — отправляем один раз при наступлении события.

Продать

Это самое сложное. Здесь особенно важно не надоедать и полностью попадать в то, что полезно и ценно именно человеку, а ещё быть прозрачным, чтобы не создавать ощущение обмана и впаривания. Поэтому обязателен таргет и узкие выборки получателей. Пару раз не угадаешь, надоешь — и всё, человек отключает уведомления :(

И, конечно, чем приятней сам продукт, тем легче про него написать легко и мило. Сравните тёплый миндальный круассан с доставкой до двери и кредит под залог недвижимости.

Вот Деливери предлагает мне поужинать как в ресторане, не тратить время на готовку и получить еду в понятные сроки. Класс, это мы заказываем
Вот Деливери предлагает мне поужинать как в ресторане, не тратить время на готовку и получить еду в понятные сроки. Класс, это мы заказываем

Закупиться на неделю вперёд — возможно, не ценность для тех, кто живет на ежедневных доставках, но я, например, люблю иметь дома запасы. Для меня это хорошее предложение:

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Класс, везите! Там же будет омлетик с помидорушкой и брынзой, да?
Класс, везите! Там же будет омлетик с помидорушкой и брынзой, да?
Как здорово вместили всё предложение в один пуш. Правда, меня купили ещё на ценнике)
Как здорово вместили всё предложение в один пуш. Правда, меня купили ещё на ценнике)
Понятно, значит, заправлюсь быстро. И в голове сразу песня заиграла хорошая — тоже приятно
Понятно, значит, заправлюсь быстро. И в голове сразу песня заиграла хорошая — тоже приятно

А вот Ламода любит лаконичность — и отлично, меньше читать, можно сразу смотреть скидочки:

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Здорово, как в заголовке сразу цена, бренд, а внизу и рейтинг, и характеристики товара
Здорово, как в заголовке сразу цена, бренд, а внизу и рейтинг, и характеристики товара
На самокате и правда хочется залететь — это классный пуш. Условия понятны и поэтому сразу хочется оформить
На самокате и правда хочется залететь — это классный пуш. Условия понятны и поэтому сразу хочется оформить
А вот пример просто классного креатива: все же помнят ту рекламу по телеку с большими круглыми и говорящими эмэндэмсами. Такие заигрыши, отсылки к поп-культуре — в принципе выигрышная стратегия, ведь они создают в голове добрый образ и хорошие ассоциации
А вот пример просто классного креатива: все же помнят ту рекламу по телеку с большими круглыми и говорящими эмэндэмсами. Такие заигрыши, отсылки к поп-культуре — в принципе выигрышная стратегия, ведь они создают в голове добрый образ и хорошие ассоциации
Вот тоже сразу в голове шум китайского рынка, вкус специй, тёплые отблески бумажных фонариков, ухх.. Реально пора пробовать!
Вот тоже сразу в голове шум китайского рынка, вкус специй, тёплые отблески бумажных фонариков, ухх.. Реально пора пробовать!

В продающих пушах очень легко перейти грань и оттолкнуть. Особенно это касается пушей, которые торопят, требуют что-то срочно сделать, рисуют ложную эксклюзивность предложения

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
А вот поспешить меня просит игра — и тут ключевое слово «игра», то есть что-то развлекательное, где спешить уж точно некуда
А вот поспешить меня просит игра — и тут ключевое слово «игра», то есть что-то развлекательное, где спешить уж точно некуда
Ну, про золушку, конечно мило, только опять мне надо что-то успеть — да мне бы в метро на работу до часа пик успеть, друзья
Ну, про золушку, конечно мило, только опять мне надо что-то успеть — да мне бы в метро на работу до часа пик успеть, друзья
Да, покупка квартиры — это именно то, с чем я собираюсь торопиться максимально *sarcasm*
Да, покупка квартиры — это именно то, с чем я собираюсь торопиться максимально *sarcasm*
Ну неправда же, на маркетплейсах постоянно какие-то скидки и акции, натурально каждый Божий день
Ну неправда же, на маркетплейсах постоянно какие-то скидки и акции, натурально каждый Божий день
А ещё люди любят себя и считают особенными. Поэтому обобщение может обидеть. Не всем приятно ощущать, что их интересы — такие же, как у всех
А ещё люди любят себя и считают особенными. Поэтому обобщение может обидеть. Не всем приятно ощущать, что их интересы — такие же, как у всех
<p>Вот что мне делать с этой информацией про Альфа-Друга?</p>

Вот что мне делать с этой информацией про Альфа-Друга?

Chester — приложение брянской сети ресторанов. И очень жаль, что теперь, видимо, живём без доставки. Или я что-то не так поняла?
Chester — приложение брянской сети ресторанов. И очень жаль, что теперь, видимо, живём без доставки. Или я что-то не так поняла?
<p>Что означает в гости? Это временная акция? Только 8 марта?</p>

Что означает в гости? Это временная акция? Только 8 марта?

Ну… из мамы-собаки? Это импортозамещённый тик-ток Yappy. Видимо, мне бы показали какой-то урок по биологии?...
Ну… из мамы-собаки? Это импортозамещённый тик-ток Yappy. Видимо, мне бы показали какой-то урок по биологии?...
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

Пуши продавалки, дружилки и приглашалки в среднем стоит отправлять раз в 6-7 дней. Чем корректнее настроен таргет, тем проще это сделать. Например, одновременно может быть запущено около 200 кампаний, но из-за точной выборки ЦА 1 человек будет получать 4-5 пушей в месяц именно по тем продуктам и темам, которые ему интересны.

Таргет и своевременность

Чем лучше проработана выборка — тем лучше сработает пуш. Выборка женщины от 18 до 90 лет — это не выборка. А вот, допустим, женщина до 35 лет, заходит в Детский мир, гуглит игрушки с синим трактором — уже понятно, что у неё есть ребёнок и ей будут интересны предложения детских развивающих игр.

Например, я гуглила на Маркете шкафы, и вот, что мне прилетело
Например, я гуглила на Маркете шкафы, и вот, что мне прилетело

А вот такое полотно пушей похоже на то, что я попадаю под все выборки — а, значит, они плохо проработаны. Видите — это не отдельные скриншоты, это буквально поток

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
А вот у этого пуша прикол в том, что он пришёл в 23:27 — да, это отличное время для тренировки :) И нет, у меня не установлен другой часовой пояс в профиле
А вот у этого пуша прикол в том, что он пришёл в 23:27 — да, это отличное время для тренировки :) И нет, у меня не установлен другой часовой пояс в профиле

К людям — нежно

Человека легко обидеть, а вернуть его доверие обратно — почти невозможно. Поэтому нужно внимательно следить за теми эмоциями, которые может вызвать текст

Вот пишет мне салон красоты. А если у меня мало друзей? А если вообще нет? Всё, сиди без скидки? Мне около 30 лет, и сейчас я уже в той эпохе своей жизни, когда друзей действительно мало
Вот пишет мне салон красоты. А если у меня мало друзей? А если вообще нет? Всё, сиди без скидки? Мне около 30 лет, и сейчас я уже в той эпохе своей жизни, когда друзей действительно мало
Всё тут хорошо — и срок акции, и размер скидки указали. Только вот это аптека, а аптекой пользуются в том числе тяжело и неизлечимо больные люди, для которых озорное «на здоровье!» — триггер и издёвка
Всё тут хорошо — и срок акции, и размер скидки указали. Только вот это аптека, а аптекой пользуются в том числе тяжело и неизлечимо больные люди, для которых озорное «на здоровье!» — триггер и издёвка
Боже, где я так нагрешила, что банк считает кредит под залог недвижимости — лучшими условиями? А для эмпатов это сразу открывает портал в ад: они сразу представляют, как люди оформляют такую сделку, не могут выплачивать, лишаются жилья, вынуждены скитаться
Боже, где я так нагрешила, что банк считает кредит под залог недвижимости — лучшими условиями? А для эмпатов это сразу открывает портал в ад: они сразу представляют, как люди оформляют такую сделку, не могут выплачивать, лишаются жилья, вынуждены скитаться
А где я так согрешила, что меня аж поздравляют с тем, что оформили без моего ведома какой-то полис?
А где я так согрешила, что меня аж поздравляют с тем, что оформили без моего ведома какой-то полис?
Этот пуш туда же. Я не хочу думать о покупке нового жилья, не хочу думать, как сгорает моя квартира, не хочу думать о финансовых рисках. Впрочем у этого пуша, может, хорошие метрики, но о играет он вчёрную, на страхе
Этот пуш туда же. Я не хочу думать о покупке нового жилья, не хочу думать, как сгорает моя квартира, не хочу думать о финансовых рисках. Впрочем у этого пуша, может, хорошие метрики, но о играет он вчёрную, на страхе
Идёт девушка по улице и думает, счастлива ли она с ним? Или, может, плачет о недавнем разрыве. И тут опа — вам пора расстаться, ещё и с грустным эмодзи. Выглядит как издёвка, ещё и трижды
Идёт девушка по улице и думает, счастлива ли она с ним? Или, может, плачет о недавнем разрыве. И тут опа — вам пора расстаться, ещё и с грустным эмодзи. Выглядит как издёвка, ещё и трижды

А вот, как нелепо выглядят «!». Особенно забавно в связке с нежными историями...

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

А тут у нас комбо — и капс, и крики

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
А ещё бывает так, что креатив просто не удался. Вот, например, вроде связно, только изначальный оборот «а разговоров-то было» имеет негативный оттенок. Вот и получается, что капсула какая-то отстойная, хотя ожидалось, что будет классная
А ещё бывает так, что креатив просто не удался. Вот, например, вроде связно, только изначальный оборот «а разговоров-то было» имеет негативный оттенок. Вот и получается, что капсула какая-то отстойная, хотя ожидалось, что будет классная

Инфоповоды

Тут кратко. Не умеете в юмор — не беритесь. Точнее, не умеете в оперативный юмор в пределах нескольких часов от события — не беритесь. Нет ничего более жалкого, чем попытки влететь на хайп-трейн
Тут кратко. Не умеете в юмор — не беритесь. Точнее, не умеете в оперативный юмор в пределах нескольких часов от события — не беритесь. Нет ничего более жалкого, чем попытки влететь на хайп-трейн

Лаконичность

Да, неплохо бы поместиться на экране без троеточий — и в целом чем короче, тем лучше. Человек не испугается объёма и скорее обратит внимание на короткий текст

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Иногда, правда, приходят юристы, и вносят свои правки. Точнее приходят они всегда, а вот как обойти закон о рекламе, решает уже каждая компания
Иногда, правда, приходят юристы, и вносят свои правки. Точнее приходят они всегда, а вот как обойти закон о рекламе, решает уже каждая компания
Бывает и так. У Драйва — это часть ToV, и они, конечно, полные панки
Бывает и так. У Драйва — это часть ToV, и они, конечно, полные панки

И напоследок — рубрика «подстраиваться под общество vs быть счастливым»

Это пуши брянского такси:)

Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?
Дружить, напоминать и приглашать: какие они, пуш-уведомления в 2024?

Что ж, пусть и у вас каждый день будет ДНЕМ СМЕЛЫХ РЕШЕНИЙ!!!

Вывод от «Копилки»: UX-копирайтинг — сфера, которая действительно про людей и пользователей. Важно быть чуткими, учитывать происходящее в мире и уметь зацепить внимание нестандартным подходом.

1717
11
3 комментария

Пуш-уведомления — это действительно сложное искусство

2
Ответить

Спасибо за реально интересный материал! Я не знаю, как комментировать, но я прямо зачиталась. Написано отлично.

2
Ответить

Пуш ми. Крутая статья

Ответить