7 способов управления креативностью в IT-проекте

Однажды мы собрались вместе с командными лидерами Axmor и сформулировали 7 способов, которые не раз за 17 лет в разработке ПО вытаскивали нас из рамок шаблонного мышления и помогали создавать ИТ-решения, генерирующие бизнесу доходы, а не расходы. Надеемся, наш опыт будет полезен всем, кто вдохновляет, развивает и ведет за собой команду ИТ-специалистов.

Есть стереотип, что креативность требуется лишь в продуктовом ИТ. Мы в Axmor с этим не согласны. В аутсорсе командам нужно не меньше творческих сил, ведь они создают программы, которые автоматизируют специфические, порою очень сложные бизнес-процессы — в результате появляется нечто инновационное, чего раньше не существовало. Вот приемы, с помощью которых наши командные лидеры помогают сотрудникам раскрывать свой творческий потенциал.

7 способов управления креативностью в IT-проекте

Усложните задачу

Усложнение хорошо работает, когда творческий потенциал команды подавляется большим количеством рутинных задач.

На практике мы используем этот метод, например, так: когда на проекте требуются 1-2 функции из дорогой платной библиотеки, мы экономим деньги заказчику и пишем ее с нуля, а полезным “побочным эффектом” становится вдохновение и уверенность в собственных силах.

Объяснение, почему этот метод работает, можно найти в книге «Поток: психология оптимального переживания» Михая Чиксентмихайи. Главная мысль — высококвалифицированному уму нужна сложная задача, чтобы раскрыть всю свою мощь.

Упростите задачу

Этот способ подходит для сложных, масштабных проектов, которые могут как мотивировать, так и в определенный момент пугать команду.

На каждом этапе проекта менеджер должен следить, чтобы задача оставалась сложной, но при этом была по силам разработчикам. Тут помогают визуализация, декомпозиция, и приоритизация.

А если человеческим языком: мы берём цветные фломастеры и рисуем самый наивный рисунок квадратами и кружками, стараемся изобразить всё, что нужно сделать. Когда задача нарисована на бумаге простыми связанными фигурами, это становится не страшным, и с каждой отдельной фигурой уже можно работать.

Далее, в зависимости от этапа проекта, выбираем самую важную фигуру и начинаем дальше декомпозировать ее. Если явных приоритетов нет, то начинаем с самого понятного.

Не позволяйте троллить идеи маловероятными ситуациями

Способность разработчика генерировать идеи становится особенно важна на проектах, где система создается с нуля. На таких проектах рано или поздно появляются они. Любители говорить: “А сейчас я расскажу, в каком случае это работать не будет”. И начинается поток “А что, если?..” А что, если юзер поведет себя так, а что, если юзер поведет себя этак...

Даже гуру аналитики никогда не сможет предвидеть всё, что способен раскопать пользователь при работе с системой. Когда кто-то начинает троллить идею, приводя в пример нестандартные случаи, командный лидер должен пресечь это. По нашей внутренней статистике 95% сценариев того, как пользователи работают с системой, — простые и предсказуемые. Остальные можно автоматизировать позже, если в этом будет необходимость. Или предусмотреть ручную обработку наиболее сложных и низкочастотных операций. Главное, одна их вероятность не должна стопорить генерацию и реализацию идей!

Не ставьте задачу, поставьте цель

При постановке задачи в этом случае не нужно описывать, как именно она должна быть реализована. Отличный способ усилить креативность, когда нужно решить какую-то конкретную краткосрочную задачу. “Вот твоя цель — иди к ней. Правильного пути нет, есть тот, который придумаешь ты”.

Учитывайте график коллег

Если вы хотите собрать коллег ради групповой креативной работы, например, на мозговой штурм по новому проекту, узнайте, какие другие задачи у них сейчас в работе.

Возможно, кто-то готовит большую поставку. Кто-то только что завершил релиз, к которому напряженно готовился пару недель. Люди могут быть морально и физически истощены и временно не способны к творчеству.

Удостоверьтесь, что все приглашенные здоровы и бодры. Состояние креативности — это роскошь, за которую надо платить качественным отдыхом и 40-часовой рабочей неделей.

Ходите в “поля” вместе с пользователями

Если команда не погружена в предметную область проекта, она не может свободно творить и предлагать идеи, а будет только ждать указаний от клиента, внешнего или внутреннего. Но клиент не является экспертом в разработке софта, что ограничивает его творческие возможности при создании новой системы. Нельзя ждать и надеяться, что клиент изучит ваши технологии. Но вы можете пойти навстречу, расширить свой кругозор и найти источник творческого вдохновения в его предметной области.

Нам за последние годы приходилось держать вахту вместе с диспетчерами, которые навигируют суда, устраивать мини-марафон для тестирования биометрического приложения и даже сидеть на приеме заявок в коммерческом яхтенном порту. Погружение в новую предметную область расширяет кругозор, освежает и обостряет восприятие мира, примерно как хороший прыжок с тарзанкой.

Принимайте идеи с благодарностью

Это трудно, ведь не каждая идея, которую приносят ваши сотрудники — блестящая. Тем не менее лидер должен поощрять любую попытку поделиться идеей и выносить ее на внутренне командное ревью, чтобы люди были уверены — их мысли не уйдут в песок.

Если идея выдержала испытание у коллег, обсудите ее с заказчиком. Сообщите команде, как он отреагировал и пойдет ли она в реализацию. Это, возможно, самый действенный способ поддержки креативности.

Заключение

В креативной команде работать интереснее. Поэтому у себя в Axmor мы стараемся внимательно к этому относиться. Конечно, здесь перечислены далеко не все способы развития креативности, существует множество других, в том числе очень простых приемов, не требующих от менеджера каких-то специальных навыков, а лишь желания и заинтересованности. А вот как зажигать самих менеджеров — это уже отдельная тема, и в следующий раз мы их спросим, что поддерживает огонь творчества в них лично.

55
2 комментария

Все же третий пункт очень спорный и во многих сферах неприменимый. Не раз участвовала в проектах, где как раз ради изящности решений и креативности на этапе проектирования забивали на сложные кейсы и нетипичные ситуации. Ни к чему хорошему не приводило ни разу.

Ответить

мы тут скорее не о сложных кейсах, а о редко встречающихся. забивать на них раз и навсегда действительно нельзя, но на определенном этапе можно отложить их реализацию на время. пункт такой, неоднозначный, не удивительно, что у вас глаз за него зацепился:) 

Ответить