b2b маркетинг и продажи: х2 лидов в b2b за 6 месяцев в цифрах

Какие ресурсы нужны, чтобы вырасти в 2 раза за полгода? С какими проблемами столкнется производство, если количество лидов вырастет кратно? Как подготовить бизнес к этим изменениям? Снова доказываем, что b2b — это не только прямые продажи.

Однажды, видимо, пытаясь найти повод не повышать оплату, руководитель, посмотрев на итоги года работ в цифрах, сказал мне: "Ну и что, ты просто умеешь приводить трафик..." Всякий рост денежных показателей, легким движением его руки записывался, как достижение отдела продаж. Тогда я отвечала только за маркетинг. Было обидно и за себя, и за команду, которая вместе со мной работала ночами, чтобы обеспечить такой быстрый рост...

Мы приводим лиды, лиды в b2b, где средний чек клиента обычно больше 1 млн. И, есть огромная разница в том, сколько лидов у отдела продаж: 2-3 или больше 10 лидов в день. "Горячих" — заинтересованных именно в вашем продукте.

Чтобы привести лиды в b2b тематиках, где цикл продаж гораздо сложнее оплаты товара в корзине, мы проводим множество исследований в сфере клиента, строим упрощенную финансовую модель бизнеса, фактически, разрабатываем новую систему взаимодействия между отделами, а зачастую и запускаем кардинальные изменения процесса продаж от воронки, до структуры и функций отдела.

<i>Иллюстрация подробности и объема работ, выполняемого в рамках одной задачи. Структура одного из b2b проектов, на котором мы также добились кратного увеличения количества лидов.</i>
Иллюстрация подробности и объема работ, выполняемого в рамках одной задачи. Структура одного из b2b проектов, на котором мы также добились кратного увеличения количества лидов.

Некоторые данные по последнему завершенному проекту 2024 г.

Итак, очередной проект успешно доведен до заданных значений, и остается за плечами на поддержку команде, сформированной в процессе работ. Чтобы поработать на этом проекте, мне пришлось переехать на время из Москвы в Казань на целый год, и это был замечательный опыт.)

b2b маркетинг и продажи: х2 лидов в b2b за 6 месяцев в цифрах
800
выполненных задач в таск-менеджере было нужно, чтобы увеличить количество лидов в 2 раза за полгода.
3
В 3 раза выросло количество целевых визитов из поисковых систем.
5
В 5 раз увеличено кол-во страниц на сайте под целевые запросы. Те, которые могут привлечь клиентов — технических специалистов.
3
3 человека — минимальное кол-во человек в штате, необходимое для поддержки: контекстолог, SEO-специалист, контент-менеджер.

Остальные: разработчики, верстальщики, веб-дизайнеры, аналитики... привлеченные специалисты или сотрудники агентств. Ударно отработали специалисты моей команды, с которой мы "кочуем" из проекта в проект. Благодаря распределенности по разным часовым поясам и личной ответственности ребят, в пиковые моменты нагрузки, например, во время переезда на другую CMS, работы выполнялись, буквально, 24 часа в сутки...

60
Более 60 регионов охвачено, благодаря истории выполненных проектов и выводу примерных цен доставки по гео посетителей сайта.
20
Разработано более 20 пошаговых инструкций, проведено обучение персонала.
10
Увеличено количество крупных клиентов в работе со средним чеком более 10 млн. руб...
  • При изменении воронки продаж и системы квалификации лидов разработана система преемственности данных в отчетах.
  • Организована работа с отказными лидами.
  • Увеличено количество повторных заявок.

...

Инсайты по последнему проекту

- Агентства в b2b чаще всего срабатывают не очень хорошо. Ни одно агентство не сможет погрузится в сложный b2b продукт на достаточном уровне, потому что у ведущих специалистов агентства (от мидла и выше), обычно, несколько важных клиентов — а чтобы изучить продаваемый продукт, нюансы и технические особенности нужно от 3 до 6 месяцев обучения в формате 8 часового рабочего дня. Клиенты часто не готовы оплачивать часы обучения продукту, агентство не может гарантировать, что обученный человек не уволится... Ситуация, когда маркетолог в штате ставит задачи агентству приводит к размытию зон ответственности и неэффективности.

- Проекты, с выручкой около 80-100 миллионов в год часто приходят к пониманию необходимости роста. В этот момент они сталкиваются с кризисом — проседанием количества заявок, кассовыми разрывами, неэффективностью текущей системы. Лучшим решением для таких проектов будут работы по организации быстрого притока лидов и выстраивание сквозной аналитики (с потенциальным развитием до BI) — а после отправка на поддержку на длительный период, необходимый для отладки процессов в других отделах.

b2b маркетинг и продажи: х2 лидов в b2b за 6 месяцев в цифрах

- Владелец в этот период часто находится в сильном стрессе, кидается в обучение или наоборот пытается собрать все процессы в своих руках и. зачастую, не способен эффективно делегировать.

"Если не уметь, все кажется невозможным"...

- Нужно преодолевать большое количество недоверия. Сложнее всего реанимировать идеи, отправленные в мусорное ведро псевдоэкспертами. Так, специалист по финансам, не сумевший посчитать часть данных, будет убеждать владельца (ЛПР), что эти данные посчитать невозможно. Например, конверсию отдела продаж, которая зависит от многих факторов. Спойлер — примерно посчитать можно все. Данные будут не точными, но достаточными для принятия решений. Методики таких расчетов базируются на анализе спроса, сезонности, исключении аномалий и сравнении данных компании с массивом данных других компаний, которые есть в вашем опыте, если вы работаете в сфере давно. Сквозная аналитика позволит быстро подтвердить данные, привести их к большей точности, скорректировать расчеты.

- Самая сложная и важная часть работ по росту и/или выводу предприятия из кризиса, которая ложится на нас — это в короткий срок организовать стабильный приток лидов. За эту работу берется далеко не каждый (зато потом за оптимизацию процессов готов взяться любой=). Если этот сложный этап удается успешно реализовать, практически всегда это значит, что, постепенно, на предприятии все наладится. Какой бы ни была выстроенная на стабильном потоке лидов система продаж — продажи будут — теплые лиды потерять очень трудно.

- Если выбрать основным каналом лидогенерации SEO — эффект от проделанных работ может нарастать и длиться несколько лет. Но для этого нужно завершить все этапы разработки. Как ни странно, ключевым сотрудником здесь становится не SEO-специалист, а программист-разработчик.

Как вывести предприятие из кассовых разрывов:

1. Сокращение расходов. Отказаться от офиса и перевести часть сотрудников на удаленную работу. Перейти на отсроченные платежи и постоплату везде, где это можно. Возможен, перевод на неполный рабочий день персонала, занятого на не критичных в текущий период работах. Отказ от выставок, выездных мероприятий, в том числе, обучения. Поверьте, интенсив за выходные не позволит вам сформировать нужные вам навыки, даже если вас тренирует суперпопулярный и именитый бизнесмен. Отказаться от консультантов.

К сожалению, растерянный и дезориентированный из-за кассовых разрывов владелец становится легкой мишенью для разного рода оптимизаторов бизнес-процессов и консультантов. Так за полмиллиона в месяц нам писали положения и считали финансовую модель, которую так и не смогли посчитать до конца. В это время были задержки зарплат, оплаты сервисов, работы программистов и другие многочисленные неприятные моменты, которые можно было бы нивелировать путем сокращения расходов...

2. Увеличить количество лидов.

3. Усилить отдел продаж в соответствии с увеличенным количеством лидов. Иногда в отдел нужно добавить пару крепких менеджеров, а не нового РОПа.

4. Разработать системы отчетности и аналитики.

5. Отработать процессы внутри отдела. Распределить и четко регламентировать зоны ответственности.

6. Отработать процессы взаимодействия между отделами.

7. Внести изменения в должностные инструкции в связи с регламентацией зон ответственности. Разработать и утвердить положения, инструкции, регламенты и другие локальные нормативные акты. (Именно в таком порядке — изменить процесс, договориться о новых правилах — после — зафиксировать договоренности).

...

Это не весь план, но важнейшие шаги, которые нужно предпринять, если вы попали в ситуацию с повторяющимися кассовыми разрывами.

Чем занять отдел маркетинга и другие непроизводственные отделы, когда фокус развития фирмы ложится на отдел продаж, производство и др. направления

У проектов на этом уровне развития недостаточно ресурсов для быстрого и кратного роста и перестройки промышленных процессов (быстро новый завод не построишь). Но можно провести большую работу в непромышленной (не связанной с производством) части и начать готовить предприятие к дальнейшему росту. Движемся медленно, но верно).

Как вам такой маскот для производителя систем промышленной вентиляции?) Один из вариантов, присланных недавно на согласование...

1. Внедрение сквозной аналитики. Речь идет не о стандартной маркетинговой сквозной аналитике, но о системе, интегрированной с остальными финансовыми системами предприятия (снова хочется назвать bi-системой, но язык не поворачивается). На этом этапе все еще могут быть кассовые разрывы и другие фин. трудности - для эффективного управления важно максимально точное понимание: маржинальности, себестоимости, стоимости трудозатрат, ТМЦ, производительности, налоговой нагрузки и др. данных.

2. Создание системы обучения персонала. Увеличивается текучка, с ростом количества лидов растет отдел продаж, новых менеджеров нужно быстро обучать продажам сложного продукта с циклом сделки 6-12 месяцев.

3. Усиление систем логистики и снабжения. Разработка системы тикетов и учета. Интеграции с 1C и т.д.

4. Упаковка продукта, вывод вспомогательных источников дохода: продаете оборудование? Продавайте шеф-монтаж и сервисное обслуживание, замена расходников, обновление ПО, упакуйте услуги маркетинга для дилеров. Вы ведь уже научились приводить большое количество лидов — продавайте этот опыт вашего отдела.

5. Разработать систему планирования. Срыв сроков поставки, штрафы и простои — ситуация неприятная для клиентов. Оцифровка информации и вывод ее на обновляемые дашборды.

6. Подготовка к выходу на зарубежные рынки. Анализ спроса, стоимости, сроков и условий доставки.

7. Создание службы заботы о клиенте. Кастдев и сбор информации с текущих клиентов, работа с отказами и отложенным спросом.

8. Разработка локальных НПА.

...

Как мы работаем

  1. Изучаем продукт, глубоко погружаемся в процессы предприятия. Если это необходимо — работаем в штате 5/2.

Невозможно эффективно продавать то, о чем имеешь только поверхностное представление.

b2b маркетинг и продажи: х2 лидов в b2b за 6 месяцев в цифрах
b2b маркетинг и продажи: х2 лидов в b2b за 6 месяцев в цифрах

2. Используем продуктовый подход. Например, упаковываем оборудование для продажи в соответствии со спросом: как узел для встройки в линию, отдельную установку или мини-завод. Помогаем сформировать пакеты услуг, в т.ч. с подписной моделью, например, сервисное обслуживание, удаленную техподдержку 24/7 службы сервисных инженеров и т.д. Поможем создать франшизу, разработать стандарты и упаковать материалы для франчайзи и дилеров...

3. Опираемся на сквозную аналитику и на другие данные, накопленные за годы работы на других проектах.

4. Играем по правилам b2c рынка.

5. Убираем "перекидывание мячиков". Всегда есть нудные, скучные и "неинтересные" работы. Эту работу сложно положить в свои кейсы и гордится ей, но она не менее важна. Эта работа чаще всего связана с процессами: разместить контент, наполнить сайт, вовремя подготовить акты... На этом этапе сотрудники часто предпочитают "прикинуться чайником" и заявить, что они этого не умеют или создать иную ситуацию, когда работу вынужденно делегируют другому. Важно отслеживать и пресекать такие ситуации, так как они значительно снижают мотивацию персонала и приводят к размытию зон ответственности.

6. Мы строим новую систему и нужно быть к этому готовым. Она может вступить в конфликт со старыми решениями. На этом этапе важно работать сообща и не терять контакт с владельцами (или ЛПР предприятия), чтобы выработать единую систему и адаптировать к ней предприятие с наименьшими потрясениями.

Вот несколько кратких заметок. Чуть подробнее с отчетом и описанием интересных инсайтов по проектам последних лет вернусь чуть позже, а пока отправляюсь на поиск новых интересных проектов и задач.)

С уважением, Култаева М.Р.
t.me/wiseforestcat

22
8 комментариев

Спасибо за подробную статью.
Насколько реально полезна сквозная аналитика на сложном b2b-рынке где, очевидно, все конверсии ассоциированные? Какие решения она помогала принимать?

1
Ответить

Учет первичных и повторных заявок, оценка эффективности каналов участвовавших в их инициации. Просмотр истории клиента от первого касания до совершения целевого действия в первичных заявках и построение cjm по ним. Передача конверсий из СРМ для настройки платной рекламы, отслеживание времени нахождения сделок в этапах воронки - то есть полный путь клиента от первого клика до успешного закрытия сделки c пониманием конверсионности каждого этапа...

А, если чуть расширить понятие сквозной аналитки, и подтягивать данные из других финансовых систем, хотя бы операционные расходы (не хотелось использовать это слово, но, скажем так, построить хотя бы простейшую bi-систему), то можно получать данные о маржинальности, выполнении планов, расчеты себестоимости проектов перед запуском и т.д., практически, онлайн:).

1
Ответить

Примеры решений:
1. Решение об изменении системы квалификации лидов - удалось выявить признаки, характеризующие клиентов с большей долей вероятности, попадающих в отказ.
2. Отслеживание активности клиентов на этапе отложенного спроса.
3. Тематики, интересные пользователям, например, мы видели, что рассылка со скидкой вызвала меньше интереса, чем рассылка о возможности планирования сроков производства, (чтобы клиент не попал на периоды повышенной загрузки производственных мощностей завода) - при этом, благодаря сквозной аналитике, мы видели, как после долгого периода паузы, посещения сайта были инициированы именно почтовой рассылкой, несмотря на то, что обращение произошло в итоге с контекстной рекламы.
и т.д., и т.п.))

1
Ответить

Некоторые клиенты посещают сайты более 100 раз за несколько месяцев, из разных каналов, прежде чем сделают первую заявку или звонок. И с ними тоже можно работать ;)

Ответить

Спасибо за статью, было интересно прочитать. Очень структурированная подача информации.

1
Ответить

Очень интересная статья. Было полезно прочитать.

1
Ответить

Спасибо за статью! Жду продолжения!

1
Ответить