Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Привет, меня зовут Марина, я директор по маркетингу и автор telegram-канала про маркетинг брендинг и креативное вдохновение. Сегодня обсудим тему искусства и его уместность в развитии бренда.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Основная проблема, стоящая перед большинством брендов, заключается в том, как привлечь к себе непропорционально высокий уровень внимания. И с каждым годом это становится сложнее и дороже, стоимость привлечения клиента растет, эффективность рекламных инструментов снижается.

В современном мире потребители выбирают не просто продукт для удовлетворения потребности, они выбирают общие ценности. Поэтому креативный и эффективный маркетинг является ключевым драйвером продаж для любого бизнеса. Но есть один секретный ингредиент, который редко обсуждается, но все чаще используется – применение искусства в маркетинге и рекламе бренда.

Оказывается, привлекать внимание и способствовать отзывам — это то, что искусство делает лучше всего. Фактически, все больше научных данных свидетельствует о том, что искусство, независимо от формы, оказывает уникальное стимулирующее воздействие на наш мозг.

К слову, к искусству относят все формы художественного творчества человека: изобразительное искусство, музыка и театр, художественная литература и поэзия.

Доказано, что искусство создает более глубокие и долговременные воспоминания и имеет тенденцию глубоко оседать в нашей памяти. Ведь работа бренда заключается не только в том, чтобы его узнавали, но и в том, чтобы его помнили.

В недавнем исследовании BoF Insights обнаружили, что потребители хотят, чтобы розничная торговля играла более художественную роль в их жизни. Сейчас шоппинг для потребителей все больше сливается с категорией «развлечения», и, если бренды хотят привлечь высокий уровень внимания, нужно начинать мыслить, как художники и прибегать к использованию искусства. Все это вполне лежит в основах маркетинга впечатлений, когда вместо материальных приобретений, мы начинаем больше ценить незабываемый опыт и впечатления.

Искусство основывается на 5 типах взаимодействия с людьми:

  • обращается к органам чувств (сенсорный)
  • вызывает эмоции (эмоциональный)
  • знакомит с новыми идеями и наводит на мысли (когнитивный)
  • вдохновляет на действия
  • вызывает чувство общности и сопричастности.

В книге «Эстетический интеллект» Полин Браун приводит исследования, в которых говорится, что само проживание опыта приносит участнику только 50% удовольствия, другие 50% — это предвкушение и осмысление. При этом чувства и эмоции, лежащие в основе опыта, определяют до 85% покупательских решений.

Современный потребитель, больше не стремящийся к накоплению материальных благ, ищет глубины и значимости переживаний. Именно поэтому наиболее устойчивы те бренды, продукты или услуги которых имеют смысл, затрагивают чувства и будоражат воображение.

Применение искусства в рекламных кампаниях

Использование образов классического искусства в рекламе обусловлено несколькими причинами:

1. Это идеальная форма и сюжет, отточенные образы, которые «готовы» к использованию в интересах современности. Благодаря использованию мировых шедевров достигается психологический эффект «узнавания», целевая аудитория воспринимает рекламируемый товар как надежный, качественный.

2. Классические образы актуальны и уместны в любую эпоху по причине своего совершенства и эстетичности. Во все времена люди на подсознательном уровне воспринимают классические образы как прекрасные и идеальные.

3. Искусство привлекает более платежеспособную и культурную аудиторию, схожую с брендом по ценностям. Доказано, что у людей с высшим образованием и социальным классом интерес к искусству выше.

Несмотря на то, что искусство сейчас всё больше уходит в массы, и к нему обращаются все больше брендов из совершенно разных индустрий, для многих потребителей оно по-прежнему является составляющей частью мира богатых и успешных, а также обладает величием и культурным авторитетом. Живопись, скульптура, театральное искусство напоминают нам, что значит быть цивилизованным человеком.

Таким образом личное отношение к произведению искусства траслируется на объект рекламы. Подобный феномен, свойственный человеческой психике, называется эффектом переноса. При этом рекламируемый продукт или услуга воспринимается уже не сам по себе, а в соотношении с произведением искусства. То есть покупка, которую предлагается совершить, — это и роскошь, и культурная ценность.

Важно отметить, что с ростом полярности использования искусства брендами, растет и насмотренность у аудитории. То есть требования к качеству со стороны бизнеса постоянно возрастают.

Использование искусства в маркетинге и в развитии бренда

Хочу отметить, что использование классических образов искусства в рекламе является далеко не единственным способом, чтобы вдохновить и оставить след в сознании потребителей. Есть много других способов начать диалог с культурой и стать одним из ее создателей.

Вот 5 способов интегрировать искусство в маркетинг бренда:

  • бренды выступают в качестве менторов, создают и поддерживают корпоративные программы поддержки художников, арт-коллаборации, премии, арт-резиденции
  • арт-коллаборации с представителями мира искусства. Разработка продукции и создание рекламы с участием художника — один из самых распространенных форматов взаимодействия
  • создание арт-впечатлений, например организация выставок, отражающих ценности бренда
  • инвестиции в создание арт-контента: фильмов, спектаклей, приложений и тд.
  • нести образовательную функцию, делать искусство доступным.

О других инструментах маркетинга и брендинга в Telegram-канале Lovemark.

А теперь к примерам рекламных кампаний и взаимодействий брендов с искусством. Их огромное количество, но я постаралась не брать что-то слишком популярное и всем известное. Рассмотрела разные ниши, сегменты и формы взаимодействий.

Ferragamo

Коллекция флорентийского бренда – наслаждение для любителей искусства и моды!

Галерея Уффици, которая всегда служила для бренда маяком, пропагандирующим важность новых идей, искусства, красоты и творчества одолжила бренду свою коллекцию картин итальянских художников эпохи Возрождения. Она же и стала сердцем флорентийской атмосферы, которая всегда вдохновляла Ferragamo.

Так бренд вернулся к своим истокам и показал связь с городом, в котором зародился бренд, а также важное влияние искусства на него.

Coca-Cola

«Шедевр» — если бы герои картин Мунка и Ван Гога пили колу.

Знаете для кого эта реклама по задумке маркетологов? Для сообщества креативщиков, которым часто требуется вдохновение.

«Шедевр» — это не история, в которой фигурирует Coca-Cola. Coca-cola — это и есть история», — прокомментировал кампанию Пратик Такар, глобальный руководитель отдела креативной стратегии и интегрированного контента Coca-Cola.

BMW

В рекламе автомобилей вообще множество аллюзий на известные работы, на классику живописи.

В рекламе BMW переосмысливаются эпохи: маньеризм, классицизм, импрессионизм и сюрреализм, создавая новое движение — форвардизм.

BMW i7 - икона нового движения, казавшегося ранее невозможным. Произведение дизайна, инженерии и мастерства - такое рекламное сообщение.

Социальная реклама Campaign Against Dog Abandonment

Кампания с использованием картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, направлена против тех, кто выгоняет на улицу ранее приобретенных собак, обрекая их на уличную бездомную и несчастную жизнь. В центре измененная фраза Христа, обращенная к апостолам: «Один из вас предаст нас». И все взоры собак, направленные на единственного человека за столом. Это сильно.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Veolia

Ко всемирному дню воды, 22 марта, компания Veolia выпустили рекламную кампанию, которая показывает воду, как наследние, которое нужно сохранить, точно также как мы сохраняем культурное наследие.

В кампании 5 картин, вдохновленных известными художниками — импрессионистами. Но что происходит с пышными садами, зелеными прудами и прогулками на лодках, изображенными импрессионистами, когда они сталкиваются с засухой?

"Вода — это часть нашего наследия. Давайте сохраним это"

Milano

Мороженое Milano в Италии добавляет нотку художественности к своему дизайну упаковки, показывая работы известного итальянского художника Eugene de Blaas. Каждое мороженое становится миниатюрной галереей, демонстрируя мастерские мазки художника: от ярких пейзажей до очаровательных портретов. Слияние кулинарного и визуального искусства.

Stella Artois

Забавный факт: у Stella Artois самый старый логотип в мире. Часть его, а именно изображение охотничьего рога, появилась в 1366 году в пивоварне Den Hoorn. В 1708 году пивоварня была приобретена Себастьяном Артуа, который в 1717 году переименовал ее по своей фамилии — Артуа.

Это означает, что есть вероятность, что пиво, изображенное в исторических произведениях искусства по всей Европе, может быть Stella Artois. Эту вероятность и рассмотрели креативщики в рекламной кампании.

«Мы разработали алгоритм, который анализировал каждую картину, и, основываясь на таких переменных, как год ее нарисования, географическое положение, тип стекла и цвет жидкости, мы сопоставили эти данные с обширными историческими записями бренда, в результате чего появился процент, который с вероятностью указывает на наличие Stella Artois в этих картинах». Гениально!

Gucci

Рекламная кампания весенне-летней коллекции 2018 года. Иллюстратор Игнаси Монреаль и креативный директор бренда Алессандро Микеле назвали источниками вдохновения шедевры мировой живописи в диапазоне от XV до XIX века — от старых мастеров (Босх, ван Эйк) до прерафаэлитов.

Сбер

К Международному женскому дню «Сбер» создал видеоролик, где объединил искусство прошлого, красоту настоящего и технологии будущего. Авторы хотели показать, что женщины прекрасны во все времена и в самых бытовых ситуациях. Легендарные художественные произведения Серова, Кустодиева и Серебряковой лишь подтверждают этот факт.

Лоукостер EasyJet

Британский лоукостер EasyJet запустил рекламную кампанию в которой героями ролика стали персонажи одних из самых знаменитых произведений искусства — «Мона Лиза» Да Винчи, «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера и «Давид Микеланджело». По сюжету каждый из них наконец-то вырвался из музейных оков и по-настоящему почувствовал, какого это быть туристом.

А теперь к примерам интеграции искусства в развитие бренда и в его маркетинг.

BMW Art Journey

Бренд отправляет художников в разные точки мира для новых исследований и полевых работ. Проект отсылает к философии бренда — жажде приключений и готовности к преодолению препятствий. Контент, созданный в результате путешествий, становится отличным визуальным и текстовым инструментом, который ярко рассказывает историю бренда.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Jucquemus и коллекция Les Sculptures

Название коллекции переводится как "Скульптуры" и не просто так. Шоу бренда, вдохновленное творчеством швейцарского скульптора Альберто Джакометти, прошло на территории «La Fondacion Maeght» – первого независимого художественного фонда во Франции, учрежденного в 1964 году.

12 STOREEZ

На выставке Cosmoscow бренд 12 STOREEZ вместе с художницей Анной Желудь создали проект «Силуэт»: минималистичное пространство, где угадываются очертания предметов гардероба: платьев, рубашек, брюк, футболок — и привычные детали интерьера, воссозданные из тонких металлических прутьев. Идея проекта «Силуэт» близка концепции бренда — умению видеть красоту в простых и лаконичных вещах, наполнять ей каждый момент жизни.

Также бренд сотрудничает с театром на Малой Бронной и одевает артистов в образы из своих коллекций.

Dior

Dior запустил на своем Youtube-канале серию видеоуроков по балету для всех, кто хочет познакомиться с классическим танцем, научиться чувствовать музыку и показать историю отношений дизайнера Кристиана Диора с балетным искусством взаимосвязь бренда с искусством. Внутри уроки балета, познавательные видео и рекламные кампании, связанные с балетом.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Cadillac House в Нью-Йорке

Автомобильный бренд Cadillac открыл пространство - кофейню, галерею и бутик - Cadillac House, где у посетителей появилась возможность взглянуть на вещи через линзу восприятия Cadillac, причем на объекты, которые выходят далеко за рамки автомобильного дизайна: современное искусство, технологии, музыка и мода.

Пространство, по замыслу, вносит еще большую ясность в новую философию компании Cadillac — Dare Greatly, подчеркивающую изменившийся темп и стиль жизни современных людей.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Фонд Louis Vuitton

Руководствуясь миссией, представляющей общественный интерес, фонд Louis Vuitton выполняет двойное обязательство: пропагандировать современное искусство и делать его доступным для как можно большего количества людей. Практически каждая выставка становится хитом. Также есть и концертный зал, посвященный встречам музыкантов и художников, представляющими все дисциплины современного творчества. Даже архитектура здания впечатляет!

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Фонд Cartier

Музей был основан в 1984 году после того как её президент отреагировал на предложение художника Сезара и режиссёра Эрве Шандеса поддержать современных мастеров живописи и скульптуры со всего мира. Коллекция Фонда современного искусства Картье включает более 1500 работ, созданных более 350 художниками со всех континентов: картины, скульптуры, видео, фотографии, инсталляции.

Маркетинг vs Искусство. 6 способов интегрировать искусство в продвижение

Airbnb

В 2019 году платформа для аренды жилья и музей Louvre провели конкурс, главный приз которого - ночь на двоих в самом волшебном музее мира.

Любители искусства, по сценарию фантастической ночи, на заходе солнца отправились в музей, где их встретил искусствовед, который провел для них индивидуальную экскурсию. Далее их ждал ужин в компании Джоконды и Венеры Милосской, а также акустический концерт в апартаментах Наполеона III. А затем, не менее интересное, пару ждала ночь под куполом 2135-метровой призмы.

Сотрудничество привлекло более 10 миллионов участников, а кросс-промо в социальных сетях обеспечило хороший прирост преимущественно молодой аудитории.

Loewe

Недавний показ Loewe в коллаборации с художником Ричардом Хоукинсом вызвал восторг не только из-за одежды бренда. Главной изюминкой стали огромные буквально "ожившие" диджитал - полотна современного американского художника, которые можно увидеть на первом видео.

Starbucks

Корейский Starbucks в коллаборации с местным художником запустил лимитированную серию мерча с птицей Додо.

Спасибо вам за внимание!

Подписывайтесь на Telegram-канал Lovemark — авторский блог про маркетинг, брендинг и креативное вдохновение. О том, какие инструменты использовать, чтобы создать эмоциональную связь с потребителем и "влюбить" в бренд.

1717
6 комментариев
Комментарий удалён модератором

Спасибо большое за комментарий! По поводу текста я согласна с вами, мне кажется, это хорошо работает, и с эмоциональной, и с рациональной стороны

1
Ответить

Спасибо за статью, интересно!
За кейсы отдельный респект 👏🏻

1
Ответить

Спасибо, полезно, буду вчитываться)
Мне каж, когда рекламные ролики используют образы из искусство, то почти всегда получается очень утонченно и изыскано

1
Ответить

Спасибо!
Согласна с вами) Просто хочется уже более оригинальных рекламных подач

Ответить

Спасибо. Очень глубокий анализ, есть над чем подумать

1
Ответить

Спасибо большое! Очень приятно)

Ответить