Сам себе СММщик: как мы сумели оживить тг-канал и получить с этого больше, чем ожидали
Мы хотели вести телеграм-канал для сотрудников и соискателей и не хотели нанимать СММщика. В итоге пришлось собрать целую редакцию, но мы этому даже рады!
Зачем мы завели канал и что пошло не так
Привет! Я Юля Власова, менеджер по контенту в коммуникационном агентстве мaslov:agency. У нас есть телеграм-канал, но нет отдельного СММщика для него (спойлер: и не будет). Дело в том, что канал нам нужен не для продажи своих услуг, а для HR-бренда.
Канал камерный, аудитория близкая (максимум на 3 рукопожатия), сугубо органическая. Мы ведем его для текущих и потенциальных сотрудников, партнеров агентства, транслируем корпоративную культуру, делимся внутренней кухней и подсвечиваем весь спектр нашей экспертизы.
Заведя канал, мы отдали его диджитал-команде — они же ведут соцсети для клиентов, пусть и еще один канал возьмут! Затея провалилась с первым же «высоким сезоном»: наша клиентоориентированность оказалась на уровне, а вот собственный канал, увы, заглох. Потом эта «горячая картошка» досталась контент-команде — с тем же успехом.
После этого мы стали искать другой подход к задаче. И нашли!
Решение первое и главное: мы собрали постоянную редакцию
Все началось с того, что часть старшей команды агентства, HR, дизайнеры, диджитал- и контент-отделы в очередной раз собрались подумать, что делать с каналом.
И решили не расходиться! В фигуральном смысле, конечно. Мы поняли, что на этом звонке собралась классная смешанная команда, которую объединяют две вещи. Во-первых, каждый из присутствующих уже знал, зачем нам нужен канал и в каких рамках мы хотим его вести. А во-вторых, каждый — классный специалист с собственной экспертизой.
Так мы стали постоянной редакцией канала. Это позволило разделить ответственность, разнообразить контент и снизить риск того, что канал опять окажется заброшенным из-за слишком большой клиентской загрузки в какой-то одной команде.
Решение второе: новый шеф каждый месяц
Мы разделили ответственность по очень простому принципу: по времени. Мы договорились, что каждый участник редакции будет ее главным редактором в течение одного месяца, и очертили круг обязанностей.
Главный редактор у нас определяет тему месяца в канале. Так мы подсвечиваем разные стороны нашей экспертизы, при этом не постим совсем уж вразнобой. А еще плюс в том, что с таким подходом у наших главредов всегда все в порядке с мотивацией и идеями для постов.
Дальше в соответствии с темой редактор готовит контент-план на месяц. Он ставит задачи редакции и выходит с ними к коллегам вне редакции. И, конечно, он контролирует подготовку и публикацию материалов.
Очередность «редакторства» мы сразу распределили на несколько месяцев вперед, а после того, как они прошли — тут я чуть-чуть забегаю вперед — посмотрели на результаты и дали возможность побыть главным редактором еще нескольким сотрудникам.
Решение третье: дежурства по каналу
С подготовкой постов разобрались. А что с самим постингом? Ведь ведение канала — это не только нажать на «опубликовать». Нужно и следить за статистикой, и быть в курсе всяких технических нюансов (от лимита символов до отложенной публикации), и работать с комментариями. В конце концов, нужно обладать правами администратора в канале.
Чтобы не погружать во все эти детали каждого нового главного редактора, мы решили оставить техническое управление каналом в руках диджитал-команды. Они внутри себя распределяют, кто когда держит связь с главным редактором и оперативно постит материалы.
Решение четвертое: банк контента
Каждый главный редактор, составляя контент-план, придумывает еще и 3-5 запасных идей, которые он в случае чего сможет быстро реализовать своими руками. Благодаря этому у нас всегда есть возможность подстраховаться, если срывается что-то запланированное, например, к конкретному инфоповоду.
Еще один универсальный источник тем для постов: внутренняя жизнь агентства. Например, у нас есть традиция проводить all agency days — дни (традиционно четверги), когда в офисе собирается максимум сотрудников и происходит что-то интересное: тренинги, паблик-токи, обсуждение мировых креативных кейсов… О таких активностях всегда можно интересно рассказать — и заодно подсветить корпоративную культуру!
Решение пятое: помощь нейросетей
Главных редакторов много, а дизайн-команда одна, и тоже постоянно в клиентских задачах. Поэтому ей в помощь мы отрядили нейросети — и нас самих.
Дизайнеры подготовили несколько шаблонов картинок, которыми — при минимальной редактуре — можно иллюстрировать регулярные посты. Например, письмо редактора, с которого начинается каждый тематический месяц.
А нейросети помогают не только снизить нагрузку, но даже и придумывать идеи для постов! Например, в месяце, посвященном креативу, мы загадали нейросети Midjourney нарисовать директоров направлений в окружении их мультивселенных.
Неожиданные бонусы: тренажер прокачки soft-skills
Оказалось, что роль главного редактора — это классный инструмент для развития.
Все знают, что развивать сотрудников эффективнее, чем нанимать — и роль главного редактора канала позволяет менеджерам и специалистам почувствовать себя старшим менеджером:
- научиться работать в команде
- не тащить одеяло на себя
- принимать решения и ответственность
- прокачать навыки планирования работы команды
- улучшить собственный тайм-менеджмент
Оказалось, что «должность» главного редактора — это классный шанс попробовать свои силы на задачах нового уровня в относительно безопасной, но при этом на 100% реальной среде и сделать качественный скачок.
Сотрудники на старших позициях тоже открывают для себя новые навыки: главными редакторами у нас были и HR BP, и управляющий партнер — для них эта роль стала поводом выйти за рамки, посмотреть на коммуникации шире и попробовать новое своими руками.
Советы редакторам-самоучкам: как получить от ведения канала классный опыт, а не кучу стресса
Если у вас тоже есть потребность в соцсетях для развития HR-бренда, и вы решитесь попробовать формат редакции, берите на заметку. Собрали советы главным редакторам из личного опыта:
- Не берите все на себя, боритесь с микроменеджментом и приглушите в себе контрол-фрика.
- Без тематического контент-плана не обойтись — одни посты готовятся 2 недели, другие за полчаса, и это не должно стать для вас открытием в день публикации.
- Контент-план на 100% не будет реализован никогда, и это нормально.
- «Можно как угодно» — пробуйте разные форматы, не следуйте «канонам». Читателям не нужен жесткий рубрикатор и полное постоянство. Наоборот, разнообразие поможет удержать аудиторию!
- Работайте на лояльность аудитории: когда не будет хватать рук для постов, вам это простят — и будут рады когда вы вернетесь.
А если вы собственник такого бизнеса, где вы можете отдать ведение соцсетей в руки команды сотрудников, то совет будет всего один: дайте редакции свободу проявить себя.
Пользуясь случаем, обращаюсь с просьбой — поделитесь своими подходами и идеями! Как вы ведете канал, откуда берете идеи и кто главный ответственный? А если интересно посмотреть, что получилось у нас — велком.