Назначения и конструктивыные виды опорных частей, РОЧ, ШСПЛ, ШСОЧ...

Опорные части мостов выполняют две основные функции: передачу опорных реакций пролетных строений на опоры и обеспечение угловых и поступательных перемещений пролетов в соответствии с расчетной схемой опирания. В зависимости от допускаемых перемещений опорные части бывают неподвижными (шарнирно-неподвижными) и подвижными (шарнирно-подвижными).

Неподвижные опорные части позволяют только угловые перемещения, передавая на опоры вертикальные и горизонтальные нагрузки.

Подвижные опорные части помимо вертикальных усилий обеспечивают свободу угловых и поступательных (продольных/поперечных) перемещений опорных сечений пролетов.

Опорные части различаются по конструктивным способам реализации угловых и поступательных перемещений опорных сечений. По принципу реализации угловых перемещений неподвижные опорные части разделяются на:

  • плоские,
  • тангенциальные,
  • балансирные,
  • стаканные
Классификация опорных частей
Классификация опорных частей

Первые три типа представляют собой конструкции из металла, а два последних — это комбинированные конструкции, в которых наряду с металлом используются синтетические материалы. Плоские опорные части применяют в мостах с малыми пролетами, когда поворот опорных сечений незначителен и для его реализации достаточно прокладок из податливого материала, а некоторое ограничение поворота не приводит к сколько-нибудь заметным дополнительным усилиям в элементах моста.

Виды неподвижных опорных частей
Виды неподвижных опорных частей

Тангециальные и балансирные опорные части

В тангенциальных и балансирных опорных частях угловые перемещения опорных сечений пролетов обеспечиваются опиранием верхней подушки или верхнего балансира на цилиндрическую поверхность нижней плиты (нижнего балансира) либо сочленением балансиров цилиндрическим шарниром. Однако поворот возможен только в одной плоскости, а контакт происходит по линии или цилиндрической поверхности, что создает напряжения, величина которых зависит от радиуса кривизны.

В опорных частях с шаровыми сегментами угловые смещения опорного сечения достигаются за счет скольжения шарового сегмента по вогнутой сферической поверхности нижнего элемента. Свобода поворота определяется малым трением в зоне скольжения, для чего вогнутая сферическая поверхность покрывается антифрикционным материалом, а сопрягаемая поверхность шарового сегмента изготавливается из коррозионностойкого металла и полируется.

Стаканные опорные и сферические опорные части

Стаканные опорные части и опорные части с шаровыми сегментами допускают угловые перемещения пролета в любой плоскости. При этом передача нагрузки от верхнего балансира нижнему происходит по некоторой площади контакта.

В стаканных опорных частях вертикальная нагрузка передается через стакановидный элемент, заполненный эластомерным аморфным материалом. Угловые перемещения опорного сечения пролета обеспечиваются деформацией эластомера, который ведет себя подобно вязкой жидкости.

Подвижные опорные части и деформирующиеся

Тангенциальные, стаканные, шаровые, резиновые опорные части
Тангенциальные, стаканные, шаровые, резиновые опорные части

К простейшим опорным частям скольжения относятся плоские и тангенциальные конструкции. Однако они работают с высоким коэффициентом трения (до 0,4...0,5) и имеют ограниченную область применения по воспринимаемым нагрузкам и перемещениям.
Значительно лучшие эксплуатационные характеристики демонстрируют подвижные опорные части скольжения, использующие антифрикционные материалы. Поступательные смещения опорных сечений обеспечиваются парой скольжения с анкерной плитой. В наиболее распространенных типах конструкций скользящая пара располагается в верхней части, что упрощает защиту от загрязнений. В современных опорах в качестве пары скольжения применяют полированную нержавеющую сталь и антифрикционный листовой материал, например, политетрафторэтилен (фторопласт). Такая пара обеспечивает коэффициент трения от 0,01 до 0,12 в зависимости от среднего давления на фторопласт и температуры окружающей среды. Коэффициент повышается при понижении температуры и уменьшается при росте среднего давления.
Для обеспечения угловых перемещений опорных сечений рассматриваемые опорные части имеют элементы вращения, в качестве которых используются известные по неподвижным опорам конструкции - тангенциальные, стаканные , с шаровыми сегментами
Поверхности скольжения при изготовлении опорных частей должны быть тщательно обработаны и надежно защищены от повреждений во время транспортировки, монтажа и эксплуатации. При использовании фторопласта для сохранения во времени нормативного уровня коэффициента трения требуется смазка, которая закладывается при изготовлении в смазочные углубления во фторопластовом листе и поступает на поверхности скольжения при перемещениях в процессе эксплуатации.
К деформирующимся подвижным опорным частям относятся рези- но-металлические опорные части (РОЧ), состоящие из нескольких слоев резины, разделенных металлическими листами. Перемещения опорного сечения при применении таких опорных частей обеспечиваются за счет деформаций резины: поступательные перемещения - деформациями сдвига, а повороты - за счет неравномерного обжатия слоев резины .

Деформация РОЧ
Деформация РОЧ

РОЧ

В современном мостостроении широко применяются деформационные резинометаллические опорные части (РОЧ), в которых перемещения пролетных строений обеспечиваются за счет деформации резинового материала. Этот тип опорных конструкций получил большое распространение благодаря простоте монтажа, отсутствию жесткого крепления к пролетному строению и опорам, а также относительно низкой стоимости.
Впервые РОЧ были применены при строительстве мостов во Франции в 1932 году. Более широкое внедрение началось в 1960-х годах после выработки требований к материалам деформирующихся опор и их конструктивному исполнению.
В большинстве случаев для изготовления РОЧ используется хлоропреновый каучук, отличающийся хорошей стойкостью к внешним воздействиям и старению.
В отечественной практике для эксплуатации при расчетной температуре не ниже -40°С РОЧ изготавливаются из резины марки НО-68-1, а при температуре до -55°С - из резины ИРП-1347. Расчетная температура принимается как средняя за наиболее холодную пятидневку с обеспеченностью 0,92 согласно СНиП 2.01.01-82.

Для уменьшения диформации РОЧ армируется стальными листами толщиной 2-4 мм

Разрез РОЧ
Разрез РОЧ

Современная резинометаллическая опорная часть представляет собой армированную резиновую плиту прямоугольной формы в плане. Ее размеры принимаются кратными 50 мм, при этом минимальный размер стороны плиты составляет 100 мм. Толщина верхнего и нижнего наружных резиновых слоев не должна превышать 10 мм, толщина промежуточных слоев - 9 мм, толщина боковых защитных слоев - 6 мм.

Деформация РОЧ
Деформация РОЧ

Схема деформирования РОЧ под нагрузками и воздействиями приведена выше. Как видно, угловые и линейные перемещения опорного сечения обеспечиваются деформацией резины, вулканизованной к стальным армирующим листам. При этом тангенс угла сдвига опорных частей при действии только постоянных нагрузок и температуры не должен превышать 0,7 для автодорожных и 0,6 для железнодорожных мостов. При учете действия временной нагрузки указанные значения увеличиваются до 0,9 и 0,7 соответственно.

Основные параметры РОЧ по действующему типовому проекту:

РОЧ 150х200х24-5, РОЧ 150х200х40-5, РОЧ 150х200х62-8, РОЧ 150х350х40-5, РОЧ 200х250х24-5, РОЧ 200х250х32-8, РОЧ 200х250х52-8, РОЧ 200х250х62-8, РОЧ 200х400х52-8, РОЧ 250х400х78-10, РОЧ 300х400х78-10, РОЧ 300х400х97-9, РОЧ 300х400х109-9, РОЧ 350х450х52-8, РОЧ 350х450х78-10, РОЧ 350х450х99-11, РОЧ 350х450х144-11, РОЧ 400х500х114-11, РОЧ 400х500х159-11, РОЧ 450х600х129-11, РОЧ 450х600х174-11, РОЧ 500х600х99-11, РОЧ 500х600х159-11, РОЧ 500х600х189-11, РОЧ 500х600х204-11

Резинометаллические опорные части обычно применяются для разрезных и коротких неразрезных пролетных строений. РОЧ укладываются на плоские опорные поверхности или подферменные площадки с местными неровностями не более 1 мм. Опорные узлы пролетных конструкций в местах опирания должны быть жесткими. Для этого в металлических пролетных строениях между РОЧ и опорными листами рекомендуется устанавливать жесткие стальные прокладки, обеспечивающие передачу распределенной нагрузки от опор на стенки главных балок или опорные фасонки ферм. Опорные части должны устанавливаться горизонтально. На мостах, расположенных на уклоне, под РОЧ укладываются соответствующие стальные клиновидные прокладки.

Назначения и конструктивыные виды опорных частей, РОЧ, ШСПЛ, ШСОЧ...

При таком расположении характер деформирования РОЧ позволяет не устраивать неподвижную опору в сооружении. РОЧ также применяются в качестве элементов, обеспечивающих угловую деформацию в неподвижных и скользящих подвижных опорах. В этих случаях РОЧ оборудуются стальными удерживающими или направляющими элементами, в этом случае они будут маркироваться - Л РОЧ, Н РОЧ, ЛП РОЧ, а для создания пары скольжения на верхней плоскости резиновой плиты наклеивается лист фторопласта с углублениями для смазки - примерная маркировка карточка скольжения

Назначения и конструктивыные виды опорных частей, РОЧ, ШСПЛ, ШСОЧ...

. Соответственно, верхняя плита скольжения имеет лист из полированной нержавеющей стали. Как указывалось ранее, РМОЧ не требуют крепления к железобетонным пролетным строениям и опорам, так как коэффициент трения резины по бетону выше 0,5. В то же время для наиболее распространенной марки резины НО-68-1 коэффициент трения по металлу значительно ниже. В связи с этим при опирании на РМОЧ металлических пролетных конструкций или стальных клиновых прокладок необходимо использовать упорные планки, привариваемые к металлическим элементам.

Некоторые маркировки опорных частей

Изготавливаются по серии 3.501.1-129:

Литые

  • литая Не подвижная: Т1Н-ЛС, Т1Н-ЛМС, Т1Н-Л, Т1Н-ЛМ, Т2Н-ЛС, Т2Н-ЛМС, Т2Н-Л, Т2Н-ЛМ
  • Литая Подвижная: Т1П-Л, Т1П-ЛМ,Т1П-ЛС, Т1П-ЛМС, Т2П-Л, Т2П-ЛМ,Т2П-ЛС, Т2П-ЛМС

Секторные

  • Секторная неподвижная: СН-Л, СН-ЛС, СН-ЛМ, СН-ЛМС
  • Секторная Подвижная: СП-Л, СП-ЛС, СП-ЛМ, СП-ЛМС,

Сварные

  • Сварная Неподвижная: ПН, ПН-МЛ, ПН-МБ, ПН-С, ПН-МЛС, ПН-МБС
  • Сварная Подвижная: ПП, ПП-МЛ, ПП-МБ, ПП-С, ПП-МЛС, ПП-МБС

Тангенциальные опорные части

  • Неподвижная сварная - Т1Н, Т1Н-С, Т1Н-МА, Т1Н-МБ, Т1Н-МАС, Т1Н-МБС, Т2Н-МА, Т2Н-МБ, Т2Н-МАС, Т2Н-МБС
  • Подвижная сварная - Т1П, Т1П-С, Т1П-МА, Т1П-МБ, Т1П-МАС, Т1П-МБС, Т2П, Т2П-С, Т2П-МА, Т2П-МБ, Т2П-МАС, Т2П-МБС

Секторная подвижная Сварная - СП, СП-С

Если вам требуются различные опорные части для мостовых сооружений, вы можете заказать их в компании ООО "ТДС". Мы изготовим и осуществим поставку опорных частей точно в установленные сроки. Оформить заказ можно на нашем сайте dorogamost.ru или по телефону 7 (861) 292-57-06. В ООО "ТДС" вы найдете весь спектр опорных частей, в том числе современные резинометаллические опорные части по действующим типовым проектам. Наша компания гарантирует высокое качество продукции и оперативность выполнения заказов любой сложности.

Назначения и конструктивыные виды опорных частей, РОЧ, ШСПЛ, ШСОЧ...
44
4 комментария

Познавательно👍

1

Можно похвалить за подробное описание и хорошие иллюстрации)
Автор молодец, постарался.

1

Очень позновательная и интересная статья 👍

1

Вау, действительно увлекательно! Я никогда бы не подумал, что тема мостов может быть настолько захватывающей. Спасибо за то, что разъяснили сложные аспекты таким доступным языком. Особенно меня поразило, как многое зависит от материалов и их прочности. Теперь, проезжая по мосту, я буду совершенно по-другому смотреть на его конструкцию. Продолжайте делиться такими интересными статьями! 👍

1