Аналитик и дизайнер на задании: готовим ужин с приложениями «ВкусВилл» и «Лента»

Мы — обычные пользователи с профдеформацией в мобильной разработке: Никита, дизайнер интерфейсов, и Марина, аналитик, оба из компании e-Legion. Мы придумали себе развлечение — решать повседневные задачи, полностью полагаясь на приложения. Попробуем приготовить ужин с помощью приложений «ВкусВилл» и «Лента».

Аналитик и дизайнер на задании: готовим ужин с приложениями «ВкусВилл» и «Лента»

Чтобы определить, кто какое приложение будет тестировать, кидаем монетку в специальном приложении для подбрасывания монетки. Никите достаётся «ВкусВилл», а Марине — «Лента».

1. Регистрируемся

Первым делом находим и устанавливаем приложения на свои смартфоны iPhone XR и iPhone 7, проходим регистрацию. На этом этапе у нас всегда случаются казусы, проверим, повезет ли сегодня.

Скачиваю приложение из стора, запускаю, онбординг, всё понятно. Попадаю на главный экран. Как типичный пользователь, не читаю текст, начинающийся со слов «К сожалению…», ищу кнопку регистрации, не нахожу, всё же читаю текст и понимаю, что мне надо пытаться авторизоваться. Оооокей. Кстати, в тексте вместо тире используется дефис, а ещё в разных абзацах разные кавычки.

Экран ввода номера телефона в приложении «ВкусВилл» — супер. Всё очень крупно, пользовательское соглашение не галочкой. Единственное, что мне не нравится, так это странный текст про карту «Давайте Дружить». Почему оба слова с большой буквы и что это за карта? Про карту становится понятно в алерте на следующем шаге, но кавычки-ёлочки до него не добрались.

Дальше очень странный шаг. Очередной алерт с заголовком «Виртуальная карта» и полем «Ваше имя». Заголовок явно стоит сделать более понятным.

Регистрация по номеру телефона — удобно!

На регистрацию я потратил 1 минуту 40 секунд — отличный результат.

Никита, дизайнер, тестирует приложение «ВкусВилл»
Главный экран приложения для гостя, экран авторизации и алерт ввода имени пользователя (или карты, кто ж знает)
Главный экран приложения для гостя, экран авторизации и алерт ввода имени пользователя (или карты, кто ж знает)

Я часто покупаю продукты в «Ленте», но приложение у меня не установлено. Кажется, версия до редизайна была совсем не функциональна, и я её удалила. Картой магазина я пользуюсь в приложении «Кошелёк». Рейтинг у «Ленты» в App Store отличный (4,6), а в отзывах чаще всего жалуются на регистрацию — уже предвкушаю.

Мне повезло меньше, чем Никите, нужно самой думать: номер телефона или карта, вход или регистрация. Без понятия, есть ли у меня учётная запись, карту я получала когда-то давно в другом городе. Пробую зайти через восстановление пароля по телефону, получаю сообщение «Учётная запись не подтверждена, завершите регистрацию». Закрываю и начинаю сначала. Приятно, что отображается общее количество шагов и я знаю, сколько мне ещё приблизительно страдать.

Порадовало наличие сканера номера карты, никто не любит вводить много цифр. Также я смогла сразу в приложении сменить старый номер телефона, привязанный к карте, не пришлось мучаться с обращениями в поддержку.

На закуску самый ненавистный шаг — придумайте пароль. Хорошо, что есть подсказки, какие требования выполнены, а какие нет.

Проверяю данные профиля и вуаля, победа, теперь моя карта всегда рядом. На регистрацию я потратила 8 минут, если бы не задание, то могла бы бросить это гиблое дело пару раз.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»
Экран входа, экран создания пароля, экран с сообщением об успешной регистрации
Экран входа, экран создания пароля, экран с сообщением об успешной регистрации

Регистрация — главный барьер в любом мобильном приложении. Во «ВкусВилл» с ней всё хорошо, в «Ленте» похуже. В обоих приложениях есть что улучшать.

2. Знакомимся с приложениями

На главном экране первое, что меня встречает — алерт запроса на push-нотификации поверх алерта внутри приложения. Люблю такое. Карточка на главном экране с моим балансом может вести в несколько мест: нажатие на номер карты ведёт в историю начислений, «Разнообразное питание» — на оценку товаров. Можно было и поизящнее сделать.

Условия всех акций выводятся в системных алертах — очень плохое решение, во всём приложении меня это бесит больше всего. Иконка вопроса ведёт в ачивки. Сам факт наличия ачивок в приложении — это круто, мне очень нравятся игровые механики. Специально ходил в несколько «ВкусВиллов», чтобы получить ачивку «Фёдор Конюхов». Попробовал нажать на «Любимый продукт», появился странного вида алерт (опять алерт). Что бы это значило?

Никита, дизайнер, тестирует приложение «ВкусВилл»
Алерт запроса на push-нотификации, странный алерт, при нажатии на «Любимый продукт» и раздел «Мой ВкусВилл», в котором я нашёл рецепты
Алерт запроса на push-нотификации, странный алерт, при нажатии на «Любимый продукт» и раздел «Мой ВкусВилл», в котором я нашёл рецепты

У меня с запросом на отправку push-уведомлений дела обстоят получше: при первом запуске небольшой онбординг с предложением получать персональные предложения, и только после согласия — системный алерт.

Прохожусь по разделам и нахожу ещё два онбординга: в списке покупок и сканере штрихкодов. Нравится, что я могу изучать приложение в своём темпе, добралась до функции — посмотрела онбординг. Огромную инструкцию на первом старте приложения, как известно, все нормальные люди закрывают не читая.

В приложении хромает загрузка данных: не хватает индикаторов загрузки и непонятно, стоит ли вообще ждать появления информации в том или ином месте. Максимум боли вызвала постраничная загрузка товаров в каталоге, контент мелькает и провоцирует приступы эпилепсии.

Навигация в приложении не вызывает особых вопросов. Отмечу не совсем удобный для меня выбор категорий в каталоге в виде плашек с картинками. Ориентироваться по обычному списку с таким количеством категорий было бы гораздо быстрее. К тому же картинки почему-то загружались у меня через раз.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»
Онбординг про персональные предложения, онбординг в разделе «Список покупок», экран со списком категорий
Онбординг про персональные предложения, онбординг в разделе «Список покупок», экран со списком категорий

Первое впечатление можно произвести только один раз — в этом плане обоим приложениям есть куда расти. Стоит уделить внимание визуализации загрузки данных, уместности запроса к системным функциям, и тщательно протестировать все сценарии хотя бы на главном экране.

3. Планируем покупки

Для начала нужно решить, что будем готовить, потом подобрать продукты и, наконец, закупить всё необходимое в магазине.

В приложении «ВкусВилл» есть рецепты. Выбираю булгур на кокосовом молоке с индейкой и чиа-пуддинг манго-малина на кокосовом молоке. Добавляю рецепты в избранное, чтобы не потерять.

В каждом рецепте есть возможность добавить товары в список покупок: но оказалось, что нельзя добавить товары из разных рецептов в один, и все товары добавились в количестве 0 штук. Кокосовый напиток входил в оба рецепта, пришлось из одного удалить. Заодно удаляю из списков те товары, которые уже есть дома.

В приложении можно отметить магазин как любимый. У меня заранее был выбран, но всё равно пришлось указывать его в списке руками. Приложение любезно подсказало мне, что в моём «любимом ВкусВилле» доступно 0 товаров из 0, после выбора магазина в списке показали товары, которых нет в наличии — а вот это удобно. На составление списков покупок из рецептов и их корректировку я потратил 4 минуты.

Никита, дизайнер, тестирует приложение «ВкусВилл»
Экран просмотра рецепта, один из моих списков покупок, экран выбора магазина
Экран просмотра рецепта, один из моих списков покупок, экран выбора магазина

Мои блюда должны подходить спортсмену и готовиться быстро и просто, так как у меня нет ни времени, ни сложной бытовой техники вроде духовки. Рецептов в приложении нет, а жаль, было бы удобно выбрать рецепт и собрать под него корзину одним движением. Акцент в приложении сделан на акции. Учитывая текущий курс рубля, идея сэкономить мне нравится. Буду смотреть акционные товары и под них придумывать блюда.

На глаза сразу попадаются пельмени со скидкой 52%, печально вздыхаю под тяжёлым взглядом спортсмена и ищу дальше. Нахожу филе индейки со скидкой 21% и креветки с 28%, решаю приготовить индейку на сковороде-гриль с гарниром из киноа и салат с креветками и авокадо. Иду в каталог собирать остальные товары.

Чтобы скоротать процесс готовки, хочу купить бутылочку Пино Гриджио, но натыкаюсь на отсутствие фильтра или категории «Сухое». Названия товаров отображаются в 1-2 строки и не помещаются целиком, заветное «сух.» или непригодное «п/сл.» обрезаны, а в характеристиках товара такого параметра нет. Грущу и закрываю каталог вин.

С той же проблемой сталкиваюсь при поиске любимой микрозелени в салат: состав набора в характеристиках не указан, а название обрезано на самом интересном. Фотографии есть не у всех товаров, поэтому найти нужный непросто.

Отзывов о товарах почти нет, а те, что есть, не особо помогают (и тебе привет, Ализаман!). Тем временем отзывы — прекрасный инструмент проявления заботы о клиентах (собираем обратную связь и улучшаем ассортимент) и драйвер их активности. Продвинутые компании награждают баллами за отзывы, приглашают экспертов и блогеров на обзоры товаров, используют игровые механики.

Вернёмся к списку покупок: количество товара можно указать только целыми штуками — не подходит для весовых товаров. Не хватает цен и общей стоимости списка, а хотелось запланировать бюджет, возможно, заменить дорогие продукты более дешёвыми.

На составление списка покупок из 11 товаров я потратила почти 15 минут. На большую закупку можно потратить часы, пожалуй, на листочке будет гораздо быстрее.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»
Экран с примером отзыва о товаре от Ализамана, экран с карточкой товара, экран списка покупок с пикером количества товара
Экран с примером отзыва о товаре от Ализамана, экран с карточкой товара, экран списка покупок с пикером количества товара

Список покупок — сложный функциональный блок, мало где он реализован действительно удобно. Оба приложения пока уступают сообщениям в чате с самим собой в мессенджере или списку на бумажке.

4. Закупаемся

Две недели назад «ВкусВилл» открылся прямо рядом с моим домом, внутри всё чисто, красиво. Открываю приложение, хочу попробовать режим «Сканируй сам». Сканирую лук из списка покупок, выхожу из режима сканирования посмотреть, что дальше по списку, возвращаюсь, но товар не сохранился. Плюс нужно каждый раз выбирать магазин заново. Печаль, сегодня список покупок мне важнее, режим сканирования попробую в другой раз.

Списков покупок у меня два из двух рецептов, совместить их нельзя. Мангового пюре в наличии не оказалось, заменю настоящим плодом. Филе грудки индейки тоже нет, хотя в приложении показано, что 4 шутки в наличии. Пришлось взять отдельно филе индейки, отдельно соус.

На кассе очередь 2 человека, ерунда, 2 минуты и она проходит. Сама касса неудобная, выкладка продуктов и их сборка возможны только на одной стороне. Если покупаешь пакет, то кассир сам собирает, но у меня была экосумка и мне пришлось ждать, пока все товары пробьют, а людям за мной — пока я сложу все товары. Открываю режим сканирования QR-кода с кассы, сканируется моментально, скидка применяется, тут всё отлично, но было бы удобнее добавить карту в Wallet и не открывать приложение каждый раз.

Терминал оплаты зависает, ждём пару минут, победа, можно прикладывать карту. Терминал отказывается принимать Apple Pay, уже тянусь за кошельком, но тут вдруг оплата успешно проходит (с 6 раза). Кассир сообщает, что такое бывает. С покупками завершено, возвращаюсь домой готовить ужин. Покупки заняли у меня примерно полчаса.

Никита, дизайнер, тестирует приложение «ВкусВилл»
Входная группа, кассы самообслуживания (к слову, очень удобные, я ими воспользуюсь потом не раз) и мои покупки
Входная группа, кассы самообслуживания (к слову, очень удобные, я ими воспользуюсь потом не раз) и мои покупки

Раздел с магазинами на карте, по сути, бесполезный, нет фильтра по времени работы, нельзя построить маршрут. Запускаю обычный навигатор, вбиваю «Лента» и отправляюсь на закупку.

В моей «Ленте» есть система самостоятельного сканирования товаров «Лента-СКАН», которую я обожаю, сканер работает отлично, товары можно сразу укладывать в пакеты, а на кассе моментально оплатить покупку по Apple Pay. Избавляет от контакта с кассиром, что плюс в нелёгкое время бушующего коронавируса. Из минусов системы отмечу, что плохо сканируется QR-код для оплаты на кассе.

Без проблем сканирую карту из Wallet, беру сканер, вооружаюсь экосумкой и многоразовыми мешочками для овощей, открываю список покупок и засекаю время. На входе меня встречает отдел с овощами и фруктами, сверяюсь со списком, но товары в нём не сгруппированы по отделам.

В карточке товара тоже нет никаких подсказок, где его искать. Приходится раз за разом перечитывать весь список сверху вниз. Представляю, какое это удовольствие, если товаров не 11, а 50.

В магазине провожу 36 минут, больше всего помучавшись с поисками акционных круп, и заменив три товара: авокадо на более спелый аналог, а также микрозелень и бакинские огурцы, потому что их не оказалось. В приложении про их наличие было сказано «Несколько», поэтому я была готова к такому повороту.

На кассе выигрываю случайную проверку корзины. К счастью, покупателей почти нет, консультант быстро подходит и проверяет три приглянувшихся товара из моей корзины — добросовестно ли я их отсканировала. Оплачиваю покупки и отправляюсь домой на следующий этап задания.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»
Вооружилась сканером, попала на проверку, итоговый чек дома
Вооружилась сканером, попала на проверку, итоговый чек дома

Навигация в магазине к нужному товару — нетривиальная задача, которую не решить только на уровне приложения, потребуются серьёзные организационные изменения. Пока сотрудники магазина не готовы нумеровать стеллажи и вносить в базу данные о товарах, можно начать с распределения списка покупок по отделам.

5. Готовим ужин

Открываю рецепт, начинаю читать и понимаю, что в рецепте не указан способ приготовления индейки. Судя по отзывам, этот вопрос терзал не только меня. Пришлось импровизировать и выбирать способ самостоятельно. В отличие от Марины, у меня есть духовой шкаф — позволю себе запечь индейку в режиме гриль. Уже потом я осознаю, что индейку надо было купить готовую. Об это нет ни малейшего намёка ни в карточке товара, ни в рецепте. Я просто обнаружу индейку в отделе гастрономии в каталоге. Всё остальное в рецептах понятно, никаких проблем с готовкой не было. Результат и в Instagram не стыдно запостить.

Никита, дизайнер, тестирует приложение «ВкусВилл»
Булгур на кокосовом молоке с индейкой и чиа-пуддинг манго-малина на кокосовом молоке
Булгур на кокосовом молоке с индейкой и чиа-пуддинг манго-малина на кокосовом молоке

Решаю, что неплохо было бы написать отзыв на рецепт и оценить товары. За оценку товаров «ВкусВилл» дают скидку. Мне очень понравилось, что если ты ставишь невысокую оценку товару, то можно указать, за что именно. И пункты «Что не понравилось» меняются в зависимости от товара. Например, у авокадо есть пункт «Недозревшее», а у чипсов — «Проблема с упаковкой». Полноценный отзыв на рецепт у меня оставить не получилось. В поле ввода поместилось только три строчки текста, а скролл не предусмотрен. Кроме того, я попытался использовать эмодзи, но они не поддерживаются и после публикации превратились в символы.

На первом скриншоте набираю отзыв на рецепт вслепую, на втором — то, как отобразились эмоджи после публикации, на третьем — оценка товара
На первом скриншоте набираю отзыв на рецепт вслепую, на втором — то, как отобразились эмоджи после публикации, на третьем — оценка товара

Процесс готовки у меня проходит без нюансов, я выбрала простые и уже знакомые рецепты. Быстро жарю филе индейки на гриле с минимальным количеством специй, варю киноа, смешиваю со свежим огурцом и базиликом, в салат нарезаю авокадо и помидоры, добавляю свежую зелень и креветки, слегка обжаренные на том же гриле с чесночком. Лёгкий дрессинг из оливкового масла и готово. Геркулес (внимательные заметят в чеке) откладываю на завтрак спортсмену.

Тоже решаю оставить отзыв о товаре, ставлю 5 звёзд авокадо. Отзывы проходят модерацию и публикуются примерно через сутки. Форма для комментария работала хорошо, здесь мне пожаловаться не на что.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»
Аналитик и дизайнер на задании: готовим ужин с приложениями «ВкусВилл» и «Лента»

6. Задание выполнено

Суммируем впечатления: были ли приложения полезными и будем ли мы ими пользоваться дальше.

Аналитик и дизайнер на задании: готовим ужин с приложениями «ВкусВилл» и «Лента»

Пользоваться приложением «ВкусВилл» я точно буду для карты лояльности и ачивок. Вести список покупок в нём — скорее нет, я в принципе не очень люблю их составлять, да и реализация в мобильном приложении мне не очень понравилась.

Буду поглядывать новинки, иногда рецепты. Приложение функциональное, в нём много интересного, но не все функции работают идеально, есть очевидные баги, да и дизайн оставляет желать лучшего, особенно в тёмной теме. Например, в морепродуктах синяя рыбка стала коричневой. Надеюсь, разработчики докрутят приложение и пользоваться им станет ещё приятнее.

Никита, дизайнер, Тестирует приложение «ВкусВилл»

Буду ли я использовать приложение «Лента» для составления списка покупок? Вряд ли, на это уходит слишком много времени, а список не группируется по отделам и не помогает ускорить набор товаров в магазине.

Оставлю ли я приложение в своём смартфоне? Пока да, попробую его приспособить:

— Для просмотра актуальных акций перед запланированным походом в магазин. Например, в «Ленте» бывают акции «Скидка на кофе» в определённые дни, когда я могу выгодно пополнить запасы капсул для кофемашины.

— Для проверки наличия определённого товара, так как указанные остатки соответствуют действительности. С помощью сканера штрихкода можно не искать товары по каталогу и точно знать, что это то самое молоко.

— Для предъявления карты, чтобы взять сканер в магазине, хотя Wallet закрывает эту потребность.

Марина, аналитик, тестирует приложение «Лента»

В магазины мы ходили ещё до карантина. Теперь вся жизнь переехала в онлайн: приходится тестировать приложения для доставки продуктов и видеосервисы. Если вам понравился наш формат, делитесь в комментариях, на какую тему сделать следующий обзор.

Кто справился лучше: Марина и «Лента» VS Никита и «ВкусВилл»?
Марина и «Лента»
Никита и «ВкусВилл»
2727
18 комментариев

Марина, подача блюда на 5+
Можешь подавать заявку на Званный Ужин:)

7
Ответить

А почему "Никита, дизайнер" на аватарках переодевается? 🤔

4
Ответить

А вы наблюдательны 😄

4
Ответить

Какой классный визуал к статье вы сделали 👏
Сделайте ещё такой же обзор рабочих тулов для работы на удаленке, только надо ребят одной специальности брать.

5
Ответить

Спасибо 😊

Так как это у нас авторская колонка, то специальностям будет сложно разделить. Пока у нас по запросам на обзор лидирует история с разбором онлайн-кинотеатров и сервисов доставок. 

Ответить

Привет от диджитал-команды «ВкусВилл»! Меня зовут Цири, я веду приложение.
Во-первых, спасибо большое за обзор! Это очень приятно. И круто, что вы опираетесь на практические задачи. А нам полезно посмотреть на приложение вашими глазами, пользователей с профдеформацией.
Очень хочется ответить))))
«К сожалению…» мы действительно долго не могли переделать и в последнем релизе (23.03) уже все веселее и позитивнее) Можно в настройках выйти и зайти обратно, и полюбоваться)
По поводу галочки и копирайта, забираем, разберем на задачи и подумаем, как сделать лучше. Также запрос на пуш-уведомления сделаем лучше. Возможно, не сразу – мы готовим глобальный редизайн и прибережем решение к следующему облику приложения.
Особое спасибо от нашего разработчика рецептов! В задачах и новом дизайне стоит и решение для того, чтобы не делать в списках «0», вернее, чтобы вам было удобнее понять, сколько купить. Не все объемы корректно пересчитываются на рецепты. И ингредиенты, которые могут быть дома тоже будем выделять. Вряд ли под каждый рецепт нужно по пачке соли) Искать любимый руками? Обычно он в списке в топе) Если не так, пожалуйста, пришлите нам скриншот (раздел Контакты в самом низу), скриншот нам поможет)
По поводу механики сканируй сам – мы боялись, что пользователь выйдет, забудет, что сканировал и случайно оплатит. Сейчас поправили. Если вы не на долго закроете окно сканирования, потом откроете и выберете тот же магазин, все будет на месте. С выбором магазина шаг не лишний, но не понятный) Пока думаем над этим
С индейкой и наличием – боремся. К сожалению, пока так. Вот в активной фазе боремся за наличие всей компанией. И обязательно победим!
Валлет, будет, но сильно не сразу. У нас все работает наоборот – продавец не может сканировать ваш валлет. Поэтому думаем, как сделать лучше. Пользователи знают, два года думаем)))))
Про кассиров и терминал – передадим обязательно. Иногда экосумки они берут как пакет и складывают сами, но это дело магазина. Каждый – по-своему.
По поводу способа индейки – Катя все прочитала и обязательно поправит) Результат огонь! Вы оказывается не только с профдеформацией, но еще и недюжими кулинарными способностями. Я пользуюсь нашей кулинарией)))))) По комментарию и сколлу в рецепте ок, забираем. Рвем на задачи
Эмодзи – пока не осилилил. Особенности бэка, сори.
И самое приятное, что вы останетесь нашим пользователем. Мы прям очень будем рады, если вы будете нам писать, если что))) Наш раздел «Контакты» - волшебный. Все, что в Написать ВВ пишете – нам точно-точно доходит ;) 

4
Ответить

Спасибо за такой подробный ответ, Цири! Очень рады, что наш обзор был полезен 🙂 
Верим в вас и надеемся, что вы продолжите совершенствовать своё приложение 💪

2
Ответить