Женщины и бизнес: предпринимательницы, создающие продукты и услуги для девушек

Сделать удачный продукт для своей целевой аудитории проще, если вы — один из её представителей. В истории много примеров, когда предприниматели придумывали отличные идеи и реализовывали их на широкий круг потребителей, потому что столкнулись с нехваткой продукта или услуги лично. Мы — банк для ИП Хайс, и мы делимся интересными фактами о бизнесе, предпринимательстве, маркетинге и обо всём на свете.

Женщины и бизнес: предпринимательницы, создающие продукты и услуги для девушек

Мадам Си Джей Уокер заработала миллион долларов, придумав линию косметики и продукции для волос для афроамериканских женщин. Она столкнулась с проблемой выпадения волос и заболеваний кожи головы — а существующая на тот момент косметика для белых не позволяла также эффективно решать проблемы волос у чернокожих. Сара Бридлав — это её настоящее имя — взяла дело в свои руки и не только создала инновационную косметику, но и перевернула бьюти-мир.

Это было более ста лет назад, но и сегодня женщины продолжают создавать бизнес, нацеленный на помощь женщинам — и о таких предпринимательницах пойдёт речь в сегодняшней статье.

Мы пообщались с владелицей бренда одежды и шёлковых аксессуаров для волос, берегущих их структуру и здоровье, основательницей массажной студии для женщин и владелицей бренда сумок ручной работы — и узнали, что вдохновило их создать продукт для женской аудитории, какие стратегии продвижения они используют, спросили о гендерных предубеждениях, сопутствующих их работе — и многое другое.

Ольга Ковалёва — бренд платьев LULLA и бренд шёлковых наволочек, полотенец, масок для сна и резинок для волос SILK SILK

На данный момент основной бизнес Ольги — бренд платьев LULLA, представленный на Wildberries. Около двух с половиной лет назад, когда маркетплейсы набирали обороты, а тема Wildberries и Ozon становилась популярной в предпринимательских кругах, Ольга решила попробовать себя в онлайн-шопинге, закономерно занявшим лидирующую позицию после ковида.

Я начала изучать эту тему, в какой-то момент нашла инфопродукт, который мне понравился, купила курс, прошла его, обрела более устойчивые знания про маркетплейсы и решила, что буду пробовать.

Не желая ограничивать себя в росте, Ольга решила сразу выходить на большой рынок — а их оказалось не так уж много: одежда, косметика и несколько других. Поскольку её предыдущий бизнес тоже был связан с текстилем, одежда стала самым подходящим выбором. Дальше была эпоха экспериментов: на протяжении года пробовали продавать самые разные предметы одежды. Была попытка создать своё производство с нуля, пробовали делать контрактное производство, пробовали покупать готовое и перепродавать. А в конечном итоге Ольга остановилась на бренде платьев, который вы видите сейчас.

Честно говоря, я даже не представляю себя в другой роли. Для меня достаточно очевидно, что нужно делать те продукты, которые ты понимаешь, где ты можешь создать хороший оффер для клиента, где ты понимаешь, как дать ценность.

На данный момент Ольга владеет тремя брендами, ориентированными на женскую аудиторию — это бренд шелковых аксессуаров SILK SILK, бренд одежды LULLA, являющийся основным бизнесом, а также бренд декора для дома в США на Amazon. Каждый из этих брендов — про эстетику, красоту и абсолютно точно про женщин. Во всех командах Ольги работают женщины, которые уважают других женщин и любят создавать красивые продукты для именно этой аудитории.

Я феминистка и я считаю, что все должны быть феминистами: и мужчины, и женщины.

Несмотря на это, в бизнесе с гендерными стереотипами Ольга сталкивается нечасто за счёт умения вести себя жёстко, играть и по мужским правилам, и по женским, и грамотно их миксовать. Однако, все сотрудницы компании на данный момент — это женщины, которые лучше понимают аудиторию, и с ними легко и приятно работать.

Самое специфическое в бизнесе, самое сложное — это масштабирование. С инвестициями всё в порядке, кредитные деньги тоже есть. В команду идут прекрасные люди. Не хватает идей с точки зрения того, зачем масштабироваться.

Сейчас я в своём бизнесе пришла к тому, что мои доходы позволяют мне жить комфортно, так комфортно, насколько я хотела жить, когда мне было 20 лет. Все мои детские мечты осуществились и сбылись. У меня достаточно денег, у меня достаточно свободного времени.

Чтобы масштабироваться, нужно всерьёз задать себе вопрос — зачем нужно больше денег, с какой целью. Это с одной стороны, барьер в мышлении, а с другой — здравый смысл. После определенного уровня финансовой свободы и временной свободы нужно честно ответить себе, зачем нужен этот следующий шаг — и это самое интересное. И на этот вопрос нужно отвечать каждый день! Когда бизнес только начинается, довольно очевидно, зачем его делать. Для большинства — закрыть базовые потребности или обеспечить себе больше свободного времени, возможностей распоряжаться своим отпуском, своим вечером. Когда это всё уже случается, не столь очевидно, зачем делать следующие шаги. Пищу для размышлений Ольга нашла в интервью с Олегом Торбасовым, основателем Whiteville, который говорил про то, что после определённого количества миллионов или миллиардов бизнес масштабируют только те, кто склонны к азарту, а не из необходимости.

Если ты игрок, если у тебя азартное мышление, тогда ты это делаешь. Пока что я пытаюсь понять, насколько я действительно игрок. В этом сейчас мой большой интерес.

Мария Апеллесова — женские студии массажа Shape it!

Изначально у Марии и её партнёра, основательниц студий Shape it!, не было цели создать что-то конкретно для женщин. Просто пять лет назад, когда всё только начиналось, не было достойных студий массажа, ниша была достаточно свободная. Сегодня на рынке много интересных концепций: симпатичных, с качественным сервисом, маркетингом, интерьером, а на тот момент эта сфера была в зачаточном состоянии. В основном были либо тайские салоны, либо салоны в подвалах с ширмами.

Идея пришла к Марии, как к потребительнице массажных услуг: подруга подарила абонемент в похожую студию, но несмотря на подходящие услуги, у предпринимательницы было много вопросов к интерьеру, к коммуникации, к уюту.

Я ходила на курс коррекции фигуры. И у меня возник вопрос как у маркетолога: почему я никогда не слышала о подобных местах? Либо их нет, либо их каналы коммуникации недостаточно эффективны, либо они до меня не доходят, потому что они не считают меня своей целевой аудиторией.

Вместе с подругой Мария изучила рынок и поняла, что красивых студий, активно ведущих страницы в социальных сетях, визуально приятных, очень мало. Исследование рынка показало, что существует достаточно тривиальных вещей, которые можно сделать в плане оформления пространства, оформления социальных сетей, чтобы идею бизнеса сделать успешной. Чужие ошибки научили, как сделать хороший проект.

Глядя на существующие классные концепции парикмахерских и студий маникюра, Марии пришло в голову создать яркий, интересный продукт в нише массажного бизнеса. А сделать его конкретно для женщин казалось достаточно логичным — девушки выбрали ту целевую аудиторию, которая была им понятна. Ориентировались, прежде всего, на потребности в комфорте, в безопасности, в заботе. Было проще говорить, как женщинам с женщинами.

Если говорить про какие-то наши проблемы, как женщин-предпринимателей, с таким мы в ведении бизнеса не сталкивались. Иногда то, что мужчины воспринимают тебя как дурочку, чувствуется, но это помогает, а не задевает. Когда тебя не воспринимают всерьёз, этим можно пользоваться, этим можно управлять. Хорошо ли это или плохо, каждый решает сам для себя.

Однако без недопонимания со стороны клиентов противоположного пола не обходится: иногда Мария с партнёром сталкиваются с негативом от мужчин из-за того, что их бизнес ориентирован только на женщин. Но в таком решении есть и финансовая, и маркетинговая подоплёка, и просто человеческая: так, есть барбершопы только для мужчин, куда не приходят разгневанные женщины с просьбой сделать причёску, и не топают ногами, слыша отказ. А массажная студия с этим сталкивается — мужчины приходят и топают ногами.

Приходится объяснять специфику концепта и выбранной ниши: это студии для женщин, где создано комфортное пространство с упором на то, что нужно именно женщине в плане услуг для тела, средств гигиены и так далее. Общество привыкло, что, например, бренды одежды имеют право выбирать только женскую аудиторию, но по общему мнению, массажная студия должна обслуживать всех. Но Shape it! — комфортное комьюнити и пространство именно для женской аудитории.

Нашим мастерам комфортнее работать с девушками. У мужчин более твёрдые мышцы, физиологически более развитая мускулатура — с ними сложнее работать, это стоит дороже. Если бы мы при этом поднимали цены, чтобы повысить зарплату для мастеров, нам бы приходилось поднимать стоимость для всех.

Поэтому студии пока что остаются верны своей концепции. С точки зрения маркетинга тоже намного проще продавать продукт, у которого есть определённая целевая аудитория, а не бить из пушки по воробьям. Определить свою миссию, позиционирование, выбрать рекламные креативы, подобрать блогеров для конкретной аудитории с определёнными интересами — проще, удобнее и эффективнее, чем для всех.

Полина Раап — бренд сумок AT.HAND

Полина — основательница бренда сумок ручной работы AT.HAND. Её история началась с того, что знакомо многим девушкам, — с желания купить люксовый аксессуар.

Мне очень нравилась сумка Max Mara, но в силу того, что я была студенткой, я не могла себе её позволить. И я подумала, что имея минимальные навыки шитья и смекалку, я смогу сделать для себя похожую модель.

Как оказалось, такой запрос был не только у Полины — после публикации результата на личной страничке в социальной сети, подписчики Полины захотели то же самое. Таким образом, стало понятно, что у женщин есть запрос на красивый и более доступный аксессуар, который помимо симпатичной визуальной составляющей будет ещё и необычным и уникальным. Придумала, сделала и пустила в массы!

Несмотря на отсутствие рекламных бюджетов, инвестиций и в целом маркетинговой стратегии, Полина определила своё направление развития бизнеса — производство качественного продукта, которое повлечёт за собой эффект сарафанного радио.

Я понимала, что у меня не будет вложений, у меня не будет рекламы. Я понимала, что я смогу вырасти только за счёт продукта.

Несмотря на нулевой бюджет на продвижение, потока клиентов, приходящих к Полине по сарафанному радио и благодаря красивому визуалу в соцсетях, достаточно для роста и развития. Пока оно идёт медленно, но верно — без квантовых скачков, но твёрдой, уверенной поступью.

Удивительно в моей деятельности то, что я не знаю, как правильно и как надо. И я не знаю технологий. У меня нет соответствующего образования. Ни конструкторского, ни дизайнерского.

При этом Полина не использует услуги специалистов — не привлекает конструкторов, дизайнеров, модельеров и так далее. Её бизнес крайне самобытный: все продукты сделаны по наитию, по смекалке и в соответствии с личными ценностями и вкусами.

Когда мне нужно решить задачу, я включаю мозговой штурм и думаю: хорошо, что это может быть? Что это может быть за материал? Что это может быть за вещь, которая поможет мне решить этот вопрос?

Кредо Полины — создавать то и так, как на её взгляд получится наилучшим образом. И это очень интересный и оригинальный подход — зачастую в бизнесе принято опираться на бенчмарки лучших брендов, на опыт конкурентов, на существующие тенденции. Полина противоречит этим правилам и делает всё по-своему, намеренно не изучая ни опыт других брендов, ни опыт производства. Её способ — опираться исключительно на себя.

Безусловный мой фаворит уже около четырёх лет — это леопардовый принт.

То, что Полина интуитивно почувствовала четыре года назад, стало ярким трендом последнего года — животные принты пестрят во всех коллекциях современных брендов и сметаются с полок стилистами и просто любителями выглядеть модно.

Я стараюсь внедрять его во все модели сумок, поскольку мне удалось предугадать этот тренд и начать выпускать его до того, как его подхватит массмаркет.

Леопардовый принт — это визитная карточка AT.HAND, бестселлер продуктовой линейки, любимец покупателей и личный фаворит Полины.

Блиц-опрос

— Что вдохновляет вас в работе?

Ольга Ковалёва:

— В последнее время в работе меня больше всего вдохновляют люди — я распробовала функцию HR. Мне очень нравится самой собеседовать людей, нравится распределять роли в команде, смотреть, как кто-то очень активно развивается, а кто-то — наоборот. Работа с людьми и выстраивание команды — это моя сильная сторона, которая мне очень интересна. Мне всегда нравилось командное взаимодействие, психология, социология, то есть, все науки, связанные с людьми. Меня очень вдохновляет наблюдать, как люди, прийдя на стартовую позицию, в течение двух-трёх лет становятся управленцами, берут на себя ответственность, придумывают для себя новые роли. Для меня это очень ценно. И я горжусь тем, что могу создавать контекст и пространство, где людям интересно узнавать себя, быть творческими и развиваться.

Мария Апеллесова:

— Для меня работа — это самореализация, самоидентификация, если этого не будет, я плохо представляю, что я буду делать. Меня вдохновляют положительные отзывы клиентов, особенно, очень эмоциональные. На днях я открыла Яндекс Карты, читала отзывы и рыдала — и отправляла это ребятам, нашим массажистам. Когда понимаешь, что ты делаешь жизнь других людей лучше, что делаешь их более спокойными, здоровыми, что через твои услуги они проявляют заботу о себе — это вдохновляет. Мы стараемся делать это за относительно небольшие деньги, создавать как можно меньше пафоса, но как можно больше простоты и доброты. Мы пытаемся донести то, что важно нам: и когда люди это принимают, видят, ценят — это очень приятно. Мы видим, как наши сотрудники, администраторы, массажисты становятся сплочённее, дружнее — это даёт ценное ощущение того, что я смогла дать кому-то возможность завести новых друзей. Вдохновение для меня — про такие человеческие вещи. Но и профессиональное признание, конечно, тоже очень важно.

Полина Раап:

— С первого дня и по настоящее время больше всего меня вдохновляет результат. Как из рулона ткани, мотка ниток и фурнитуры, которые лежат на заднем сидении машины, всё превращается в конечный, визуально и тактильно приятный, классный, интересный продукт. Трансформация рулона ткани в изделие для меня до сих пор является мощным стимулом создавать и мощным вдохновением, мотивацией. Мне до сих пор очень необычно видеть, как пакетики пуговиц или гвоздиков фурнитуры интегрируются в изделие и что получается в конечном итоге. Это впечатляюще!

— Какую роль играет ваш личный опыт и убеждения в создании вашего продукта?

Ольга Ковалёва:

— Я всю жизнь занимаюсь маркетингом, прямо или косвенно. У меня соответствующее образование, и все мои бизнесы и карьерная траектория были так или иначе связаны с маркетингом. Работа на маркетплейсах, на Wildberries в частности — это на 80 % маркетинг. Так что можно сказать, что я занимаюсь тем, что мне очень подходит и очень релевантно по опыту. Что касается непосредственно платьев, совсем недавно ко мне в гости приезжала моя школьная подруга. И она сказала: «Оля, ты знаешь, я посмотрела на LULLA и вспомнила, что ты такие платья шифоновые носила всю школу», — а я это уже забыла. Сейчас я уже не ношу такие вещи, но подруга помогла мне вспомнить, что моя юность во многом сформировала мой вкус и моё представление о прекрасном. И сейчас много десятков тысяч женщин по России носят красивые шифоновые платья, созданные под моим руководством, — это очень здорово.

Мария Апеллесова:

— Я думаю, что если брать какой-то объективный опыт, это опыт работы в маркетинге для малого бизнеса. Я долго работала в сфере ресторанного бизнеса как маркетолог. Моя партнёр, наша управляющая, тоже работала на соответствующей должности в ресторанах. На таких ролях мы и остались — я занимаюсь развитием, она занимается операционкой и наймом. Нам всегда казалось, что мы умные, и нам не нравилось работать на кого-то, потому что хотелось влиять на все процессы. В прошлом я как маркетолог часто не могла влиять на сам продукт, потому что это не моя сфера ответственности, но и продвигать продукт плохого качества, с плохим сервисом или неинтересной концепцией было неинтересно. Хотелось сделать всё полностью, весь цикл развития бизнеса построить самой. И то же самое думала моя подруга — поэтому мы объединились и сделали Shape It. Возможно, мы немножко выскочки. Мы обе отличницы, наверное, это тоже влияет. Вообще, я часто говорю, что предприниматели на самом деле зачастую действуют не от пряника, а от кнута, и личные нереализованные вещи реализуют посредством развития бизнеса. Я развила чувство эмпатии и эмоциональный интеллект — и очень многие клиенты замечают, что в нашей студии о них думают на каждом шагу, вплоть до мелочей. Личные особенности безусловно влияют на бизнес, когда ежедневно участвуешь в абсолютно всех этапах работы.

Полина Раап:

— Ни одна ткань, ни один расходный материал, ни один элемент фурнитуры не приобретается мной вразрез с моими личными вкусовыми предпочтениями. Я закупаю ткани, не стараясь удовлетворить запрос аудитории, а опираясь на свой личный вкус, взгляды и опыт. И я искренне убеждена, что под каждый продукт находится свой клиент. Не нужно подстраиваться под всех, потому что на вкус и цвет товарищей нет. Запросы каждого человека удовлетворить невозможно. Вы находите узкую нишу и в ней работаете — и я произвожу то, что я бы носила сама. Соответственно, притягивается аудитория, которая разделяет мой личный вкус. Если меня спрашивают, могу ли я сделать леопардовый принт с красным подкладом, а это не согласуется с моими личными вкусовыми предпочтениями, я благодарю и предлагаю обратиться в другие ателье, магазины, шоурумы и так далее — и отказываю. Суть моего посыла в том, что не нужно переступать через себя.

— Чем вы бы хотели поделиться с другими женщинами, мечтающими о запуске своего бизнеса?

Ольга Ковалёва:

— Хочу поделиться своим глубоким убеждением, к которому я пришла с опытом ведения бизнеса годами. Есть поговорка, что если кто-то думает, что он может, то он прав. Как прав и тот, кто думает, что не может. Поэтому, когда я встречаю девушек, которые говорят мне: «Оля, как круто, что у тебя свой бизнес, я бы тоже хотела свой бизнес», я сразу знаю, что они смогут. Если они увидят ролевую модель и просто будут стремиться в её сторону, горя желанием и амбициями, то они смогут. Может быть, не с первого раза и даже не со второго, но если такая мысль в голове возникает, то я уверена, что человек сможет. Поэтому всем, кто думает о предпринимательстве, я хочу пожелать успехов и сил на этом пути. Это очень классный путь, в котором много творчества, много свободы, и если повезет, то много денег. Пусть у вас получится.

Мария Апеллесова:

— Хочу сказать женщинам, у которых что-то не получается, что на 50 % создание успешного бизнеса — вопрос удачи. Успех — это субъективная категория, и в моём понимании мой бизнес успешен. Во-первых, благодаря тому, что мне очень повезло с партнёром, потому что мы как инь и янь дополняем друг друга в плане некоторых личных черт, в плане того, как работает наш мозг, в плане профессиональных интересов. У нас обеих есть трудоголизм, общая цель, порядочность, и это нас объединяет. Во-вторых, если бы мы не попали в тот момент в волну бизнеса, в волну, когда сфера массажа начинала становиться модной, то не факт, что у нас бы получилось. Мы оказались в нужное время в нужном месте. Не думайте, что вы хуже — со всеми всё «так», просто иногда ещё нужна доля везения, доля настойчивости и доля устойчивости. В устойчивости иметь партнёра очень помогает: когда один выпадает, другой остаётся на плаву.

Полина Раап:

— Делайте то, что нравится вам. На это найдётся покупатель, на это будет спрос. Потому что мы не уникальны — всё равно люди делятся на группы, которым нравится плюс-минус одно и то же. Вы найдёте свою аудиторию и будете метить точно в неё.

Создание своего бизнеса — непростое дело, но если есть уверенность в том, что вы сможете, стоит попробовать. Время — самое ценное, что у нас есть, и стоит потратить его на то, чтобы заниматься делом, в которое вы верите! А с финансовой рутиной поможем мы — банк для ИП Хайс.

33
9 комментариев

вот вам и слабый пол :)

Ответить

Ага, оказывается, вообще ни разу не слабый! :)

Ответить

У меня жена тоже очень любит сумки ручной работы от местных девушек. Говорит и очень красиво, и своих поддерживает.

Ответить

Здорово, что сейчас много талантливых мастеров, и каждый находит своего покупателя!

Ответить

Молодцы, девушки. Восхищаюсь вами.

Ответить

Присоединяемся к восторгу :)

Ответить

Круто, когда девушки расположены к бизнесу. И идей у них много оригинальных, и желания воплотить их в жизнь, и свою аудиторию хорошо знают, как в данном примере.

Ответить