Почему классные стартапы не выживают и как найти ключ к росту после череды разочарований: история участницы Product Heroes

Ирина, героиня нашей статьи, делится опытом :)
Ирина, героиня нашей статьи, делится опытом :)

Первый стартап появился у Ирины в девятнадцать лет.

Это была event-сфера, и проект двигала вперёд молодая, неопытная, но амбициозная команда. Первые попытки посчитать юнит-экономику не принесли успеха: ребята много сил и времени тратили на лендинг, но клиенты не прибавлялись, а экономика не сходилась. Через три года стартап закрылся, и команда распалась.

Это заставило задуматься: что делали не так? Почему классный продукт не развивался дальше, несмотря на все усилия команды?

Почему мы не поставили себе нормальные цели? Почему мы год разрабатывали логотип и формировали философию компании вместо того, чтобы искать клиентов?

Казалось, что дело в отсутствии опыта: ребята ещё не знали, как ведётся системная работа над продуктом. Ирина вспоминает свои мысли: “где-то есть большие ребята, которые знают, как это делается, а мы пока не умеем договариваться и делегировать”.

Ирина ушла в другой стартап — теперь это был не event, a IT-продукт, и команда занималась разработкой детских мобильных приложений. Однако изнутри картина оказалась очень похожей на предыдущую: в стартапе работали умные ребята, и продукт был интересным, но экономика не сходилась, и роста не было. Не было культуры data-driven решений и системного управления продуктом.

Мы год пилили фичи, стараясь улучшить продукт и попасть в свою миссию и цели… Но юнит-экономика не сходилась.

После ухода из этого стартапа Ирина столкнулась с серьёзным выгоранием и кризисом. Было вложено много сил, у продукта были все условия для развития, но работа казалась бессмысленной: метрики не соотносились с проделанной работой, не было понимания, как идти к результату.

ПОЧЕМУ?! У нас же было всё: инвестиции, деньги… И всё равно не сработало.

Но работа в геймдеве по-прежнему привлекала, и Ирина ушла в большую компанию с хорошо настроенными процессами. Здесь у команды было больше опыта работы с цифрами и метриками. Однако спустя время оказалось, что даже этого недостаточно: Ирина и её команда разработали несколько десятков приложений, но ни одно из них не “выстрелило”. В работе с цифрами не хватало понимания, как разные метрики связаны друг с другом и почему они важны.

Мы растим ретеншен… потому что мы растим ретеншен! Небыло понимания, что и зачем мы делаем.

После ухода из этой компании Ирина точно решила разобраться, почему так происходит. На следующем месте — в зарубежном стартапе — продуктовой работы стало ещё больше. Ребята много работали с гипотезами и вышли на отличный темп — проверяли по 4 гипотезы в месяц. Работали с аналитиком, принимали решения на основе данных.

Но в итоге… и этот бизнес распался.

Это стало очередным ударом: почему всё, что делали Ирина и команда, так и не привело к результату? Почему нигде, ни в одном из этих продуктов экономика так и не сошлась?

Было больно и непонятно: куда двигаться дальше, как работать? Уверенности в своих силах не было. Опыт развалившихся стартапов не отпускал: Ирина пыталась понять, что она делала не так, но безуспешно.

В этот момент по рекомендации своего бывшего коллеги Ирина узнала про курс Product Heroes — и записалась на ближайший сезон, надеясь, что курс поможет ей разобраться.

Я пришла на курс… И узнала, что мы всё делали не так! Это было долгожданное освобождающее знание в моей продуктовой карьере. Знать, что мы смотрели не туда, было гораздо приятнее, чем случайно добиваться результата и не понимать, что привело к нему.

Я увидела таблицы и поняла: так вот что это всё значит!

Слайд с занятий курса
Слайд с занятий курса

Ирина улыбается, вспоминая первый опыт знакомства с курсом: все осколки прошлых стартапов внезапно собрались в целостную и понятную картину.

Есть вещи, которые ты не можешь развидеть — ты считаешь юнит-экономику огромных компаний, считаешь её взакрытую, у тебя появляется возможность понимать, что происходит с продуктом конкурентов, без знания внутренних метрик компании.

Ирина до сих пор объясняет это людям, с которыми встречается по работе и не только: оказывается, можно и нужно считать юнит-экономику продукта ещё до его запуска! И это помогает заранее увидеть проблемы, с которыми ты столкнёшься после запуска — например, высокий CPU или низкая маржинальность. Ты можешь заранее подумать, как решить будущие проблемы и чем компенсировать сложности, если всё пойдет не так. Это очень важно на старте бизнеса.

Героиня курса отмечает педагогическое мастерство Ильи и талант сжато и просто объяснить огромные объемы материала.

Информация сложная, но она круто запакована.

Всего на курсе 10 тем: от расчёта базовых метрик юнит-экономики до построения CJM операционных процессов и расчёта COGS.

Всё построено в игровой форме, поэтому каждое занятие – это отдельное “испытание”, которое ты проходишь с командой. Вся теория изучается заочно, а во время испытания решаются реальные кейсы и задачи, прям как в реальной жизни. Это во много раз эффективнее, чем просто послушать предзаписанный вебинар.

Почему классные стартапы не выживают и как найти ключ к росту после череды разочарований: история участницы Product Heroes

Навыки с курса не только помогли Ирине разобраться с собственной работой, но и дали возможность помогать другим: Ирина начала сама консультировать стартапы, опираясь на свой опыт и на умение применять и рассчитывать юнит-экономику.

Именно на курсе у меня распаковалась возможность переосмыслить весь мой опыт.

Ирина делится, что до обучения у неё не было понимания, как работать со своим предыдущим опытом: он казался хаосом, не собирающимся в единую картину. Курс дал возможность переосмыслить и обобщить всё, что произошло раньше, увидеть паттерны и закономерности.

Сейчас Ирина работает в большой компании, вместе со своей командой вылавливает на рынке успешные темы, проверяет гипотезы, создаёт продукты и передаёт их другим командам для масштабирования.

И мы очень рады, что у нашей героини все получилось!

Если ты тоже хочешь понять, как продукты становятся успешными, научиться считать юнит-экономику и перейти к системному управлению продуктом — будем ждать тебя на курсе!

Наш ближайший сезон пройдёт с 4 по 30 июля. Местечки можно забрать тут: https://heroes.camp/?r=PORZiwLhOY#payment

В программе — 4 недели интенсивных практических занятий, воркшопы с Ильёй Красинским, кейсы из разных моделей бизнеса и нетворк-активности.

99
3 комментария

Пусть это и реклама, но надеясь на то, что история Ирины правда, хочется сказать вау, потому что многие бросили эту затею еще после первого провала!

3
Ответить

Согласны, Ирине огромный респект за смелость пробовать снова! Спасибо за поддержку нашей героини 💌
История полностью реальная, от себя ничего не меняли :)

1
Ответить

Да, это правдивая история. Ребята собрали статью из моего рассказа о себе. Было приятно видеть ее здесь

3
Ответить