Как правильный бриф поможет дизайнеру больше заработать?

Дизайн – самая важная часть в создании любого проекта. Однако, помимо креативной части работы, фрилансеру часто приходится сталкиваться с множеством согласований, правок и прочих административных задач, которые отнимают много времени и нервов. Как добиться роста дохода, при этом сократив время на правки и согласования? Смотри в этой статье!

Как правильный бриф поможет дизайнеру больше заработать?

Я давно работаю фрилансером и за это время создала сотни проектов для известных брендов. Сейчас работа над одним проектом у меня занимает в среднем 1,5–2 недели, но так было не всегда. Раньше на такой же проект у меня уходило около месяца и даже прокачка скилла не помогала. С опытом я поняла, что главная причина – отсутствие взаимопонимания с клиентами. Именно из-за недопонимания и разногласий в процессе работы возникали задержки и многочисленные правки, что существенно увеличивало сроки завершения проектов.

Помогло решить проблему – составление качественного брифа. Я долго тестировала разные способы, поэтому решила структурировать все мысли в одной статье. Так что с удовольствием делюсь с вами своими наблюдениями и инструментами, которые я использовала.

Зачем дизайнеру бриф?

Я долго задавалась этим вопросом и упорно пропускала, как я тогда считала, лишний этап. Ну правда, зачем тратить время клиента на какие-то таблички, а потом ещё и самой вникать в несвязную писанину, если можно всё обсудить парой сообщений в ТГ?

На самом деле, бриф значительно сокращает время на лишнее (именно на лишнее) общение с клиентом. А именно:

1 – Поможет чётко сформулировать задачу. Составь вопросы так, чтобы тебе было чётко понятно, каким должен быть результат. Тогда в процессе работы не нужно будет просить у клиента пояснений, ждать ответа (иногда по несколько дней) или посещать звонки.

2 – Подтолкнёт клиента к размышлению. Заказывая дизайн клиент почти никогда не знает чего он хочет. Сразу задавая вопросы мы избавляем себя от ситуации, когда клиент ближе к финалу проекта осознаёт, что забыл упомянуть что-то важное)

3 – Зафиксирует договорённости и ожидания. Вам будет понятно – что хочет клиент. Клиенту будет понятно – что он получит в итоге. Это в разы сократит количество правок.

4 – Обезопасит от недобросовестных клиентов. В моей практике были клиенты, которые в процессе работы начинали требовать сильно больший объём работ, чем обсуждалось на этапе согласования. Это всегда очень нервно и чаще всего ведёт к срыву всего проекта.

Для каждого типа проекта у меня есть свой шаблон брифа
Для каждого типа проекта у меня есть свой шаблон брифа

В итоге, время, которое мы обычно тратим на обсуждения и доработки – можно потратить на другие проекты. Эта мысль была для меня не очевидна, мне казалось что с ростом числа заказов меня просто завалит рутиной. На деле, как раз всю рутину я быстро прохожу на этапе согласования, а потом с понятной задачей я с удовольствием вливаюсь в креативную часть. Такой подход помог мне вырасти в доходе практически в три раза за полтора года, пока шёл мой поэтапный процесс принятия брифов))

Что делать, если клиенты не заполняют бриф?

Сначала я отправляла клиентам файлы .doc с вопросами, чтобы они вписывали ответы в свободной форме. Это плохо работало по двум причинам: многие не знали «а что тут писать» и только отвлекали лишними вопросами. Но большей части было просто лень долго заполнять бриф, поэтому часто мне не хватало информации и приходилось проводить дополнительные созвоны, чтобы все те же вопросы обсуждать ещё раз.

Потом я начала составлять таблички гугл доках. С вариантами ответов и более детальным пояснением к вопросам. Заполняют такой бриф лучше, но его сложно редактировать. И каждому клиенту нужно было создавать свою копию документа, поэтому я быстро начала путаться в куче версий этих доков.

Сейчас я пользуюсь сервисом breefy.io. Здесь мы тоже даём клиенту выбрать из готовых вариантов, потыкав на галочки или чипы. Есть пояснения к вопросу и даже подсказки к вариантам ответа. Но главное – легко управлять шаблонами. У меня есть несколько шаблонов на разные задачи и всем клиентам со схожими задачами я отправляю одну и ту же ссылку. Теперь не путаюсь в файлах.

Форма разбита по шагам и позволяет добавлять подсказки, чтобы клиент не испугался и не запутался
Форма разбита по шагам и позволяет добавлять подсказки, чтобы клиент не испугался и не запутался

Бриф позволит избежать необоснованных правок

Или хотя бы убедить клиента на доп. плату. Потому что имея чёткое описание задачи, утверждённое перед началом работ, становится очень легко определить где действительно я что-то не доработала, а где вкусовщина или новые вводные. И, более того, заполненный бриф сможет стать аргументом в спорных ситуациях. У меня был случай, когда клиент хотел накинуть мне дополнительную работу, дополнив гугл-док. Просто спустя месяц работы добавил туда дополнительные требования и убеждал меня в том, что мы всё утвердили и я не выполнила часть договорённостей. Сейчас и мне и клиенту на почту приходит автоматически сформированный PDF, к которому можно обращаться в спорных моментах (уверяю, это не раз будет вас выручать).

Как правильный бриф поможет дизайнеру больше заработать?

В заключение

В общем и целом я прошла большой путь от полного отрицания, до филигранно проработанного брифа. На разных этапах я пользовалась разными инструментами, можете выбрать удобный для себя:

Отправлять файлики .doc – полный отстой. Крайне не рекомендую, потому что это неудобно ни вам не клиенту. Клиенту нужно найти время, чтобы сесть за компьютер (с телефона заполнить док нереально), во всё вникнуть и заполнить. Часто такие доки заполняют очень невнимательно, а вы будете путаться в куче одинаковых файликов и их версиях.

Гугл доки – отличный выбор для тех, кто любит таблички. Очень гибкий инструмент. Можно хорошо настроить под себя, но у меня очень много времени занимало создание копий и красивая настройка всех полей. Главное преимущество – бесплатный.

Онлайн-конструктор – мой рекомендасьён. Я лично использую breefy, может есть ещё варианты. Помогает не путаться в файлах, можно создавать новые шаблоны на основе имеющихся и так же гибко настраивать сами формы. Большой плюс – сервис не дорогой, за другие подписки я плачу больше. И главное – клиенту удобно заполнять бриф с телефона.

На этом всё. Обязательно напишите в комментах как вы брифуете клиентов.

99
5 комментариев

Согласен, хороший бриф — это залог успешного и быстрого выполнения проекта

1
Ответить

Спасибо! А вы как брифуете клиентов?

Ответить

Бесплатно 3 шаблона или 3 заполненных брифа?

1
Ответить

3 заполненных брифа. Шаблонов можно сколько угодно бесплатно создать)

Ответить