Заблуждения маркетологов и предпринимателей об управлении репутацией

В этом корпоративном блоге, в который, несмотря на имя «Дмитрий Байков» в профиле, есть статьи от разных ребят из нашей команды, которые занимаются абсолютно разными задачами в рамках агентства. Тут есть статьи, написанные:

· Техническим руководителем, который отвечает за работу со всеми прокси, аккаунтами, и даже мониторингом

· Руководителем отдела аккаунтинга, который следит за ходом всех проектов

· Нашим многоруким Шивой – директором реализации, который умеет и в техническую часть, и в коммуникацию с клиентом, и в SEO-продвижение

· Разумеется, самим Дмитрием, куда же без него

· А также мной – человеком, который занимается продажами в Puppet и всей коммуникацией с пока еще потенциальными клиентами

По заголовку статьи можно сразу понять, о чем пойдет речь в этом материале. И кому, как не сейлзу/ньюбизу, который каждый день общается с большим количеством людей, которые заинтересованы и не очень в такой услуге, как управление репутацией.

Это Иван Клейменов, и я пишу эту статью сразу для решения двух целей:

1. Ответить на распространенные и логичные базовые вопросы об интернет-репутации

2. Излить душу касательно тех тем, которые постоянно поднимаются в рамках переговоров, но все еще имеют множество недосказанности и недопонимания

Заблуждения маркетологов и предпринимателей об управлении репутацией

Кто я вообще такой?

Начнем с небольшого бэкграунда, чтобы вы могли понять, а что это за хрен будет втирать про какие-то заблуждения. Может он сам заблуждается?

Если сделать небольшое резюме, то я:

· Имею пятилетний опыт переговоров и продаж в рамках ORM

· Сделал более 500 коммерческих предложений (пруф на скрине, это только те КП, которые увенчались продажей)

· Прорабатывал все нижеперечисленные возражения по несколько десятков (а то и сотен) раз

Теперь, когда есть понимания, что я в какой-то степени компетентный человек в рамках управления репутацией, предлагаю погрузиться в познавательный контент, который даст ответы на распространенные вопросы и заблуждения на рынке ORM / SERM.

Заблуждения маркетологов и предпринимателей об управлении репутацией

«Средняя» цена по рынку

С чего же начать сказ о том, в каких вопросах чаще всего заблуждаются потенциальные заказчики услуг по управлению репутацией? Конечно же с цены всего этого вопроса.

У многих есть понимание средней цены по рынку, но тут все очень непросто. Её можно посчитать только в случае конкретного запроса, если заказчик понимает, что ему нужен такой-то список услуг, такие-то объемы, отходить от них нельзя. Но чаще всего запросы на ORM / SERM предоставляются в агентство одним предложением: «Нам нужно управление репутацией, ждем КП». И тут-то уже начинается полная вакханалия с выбором подрядчика и формированием средней цены: Первые предлагают удаление отзывов, вторые - их размещение, третьи – написание статей в СМИ, четвертые – предлагают полный комплекс (да, это мы). В таком случае средняя цена будет крайне сильно отличаться от самого дешевого до самого дорогого предложения. Получается, как в том анекдоте, где одни едят мясо, вторые едят капусту, но в среднем они все едят голубцы.

Следовательно, если запрос изначально был размыт, а подходы у разных агентств/специалистов свои, иногда даже «авторские», мы получаем в итоге выбор в пользу того подрядчика, который попросту оказался одним из самых дешевых. И к обсуждению более дорогих комплексных предложений, даже если они подразумевают кастомные варианты сметы с удалением ненужных на взгляд клиента пунктов, дело не доходит.

ORM / SERM – это только отзывы

Очень часто встречается и такое мнение, что работа с репутацией ограничивается лишь размещением или удалением отзывов, но это далеко не так. Если те люди, кто уже имеет опыт работы в рамках ORM с агентством или внутри компании, то если у человека нет такого опыта, очень часто представление репутационном маркетинге заканчивается на отзывах.

Действительно, так было раньше, около 8-10 лет назад, но сейчас для построения качественной репутации одних лишь отзывов недостаточно.

В данный момент если потенциальный клиент увидит только одни отзывы на 5 звезд на всех отзовиках, то сразу поймет, что они накручены. Приторно-позитивная картина не особо удовлетворит тех клиентов, которые ищут подвох, а таких очень много. Будем куда логичнее, если бренд сам по себе выстраивает коммуникацию таким образом, что создает имидж открытой компании: снимает видео на YouTube, ведет блог со статьями, активно ведет соцсети, отвечает на отзывы и комментарии. Это касается формирования позитивного инфополя компании. Если же речь идет об исправлении негатива, то тут уже вступают в силу те самые заказные отзывы, но они одни не смогут исправить ситуацию, поскольку поисковые системы любят разнообразие, когда по запросу есть разные категории сайтов. Цель проекта в таком случае – заполнить выдачу разнообразным контентом, где будут отзывы, статьи, видео, соцсети, картинки, а также взять под контроль все новые упоминания о компании для дальнейшей их обработки. Об этом, кстати, поговорим далее

Зачем мониторинг? И так все видно

Следующее заблуждение связано с прошлым, ведь если по мнению маркетолога репутация – это только отзывы, то для контроля этой репутации хватит еженедельного просмотра новых отзывов и рейтингов на отзовиках. Как вы уже могли догадаться, это в корне не так. Поскольку неверно прошлое суждение об определении репутации, как отзывов на отзовиках, оценивать и отслеживать репутацию стоит на куда большем количестве источников.

Было весьма много кейсов, когда случаются бото-атаки, или просто выходит какое-либо видео на YouTube, которое носит негативный посыл для компании, а его попросту замечают слишком поздно, когда не предоставляется возможным вклиниться в дискуссию и защитить свой бренд.

Казалось бы, подключите вы свой мониторинг даже без помощи агентств или прочих подрядчиков и работайте спокойно, держа руку на пульсе. В масштабах компании цена мониторинга – сущие копейки, но зато можно не беспокоиться о том, что пропустишь какой-то негатив или просто инфоповод, который можно обернуть себе на пользу.

Вы работали с нашей нишей?

Казалось бы, вполне логичный вопрос, ведь если брать более популярные направления, вроде SMM, то там точно нужно будет разрабатывать большое кол-во сложного контента, который будет соответствовать tone-of-voice компании, раскрывать какие-то фишки, делать виральный контент. Тут нужно разбираться в сфере клиента чуть ли не досконально. А что же с репутацией?

С точки зрения ORM / SERM, опыт в рамках тематики важен лишь с той стороны, что у разных сфер есть разные нишевые отзовики, например:Медицина: НаПоправку, DocDoc, Prodoctorov, Doctu

Недвижимость: ЦИАН, Авахо, Новостроев.ру, Новострой-м

Финансы: Сравни.ру, Банки.ру, ФинДозор, Vbr.ru

HoReCa: TripAdvisor, Ресторан.ру, Рестоклаб, ТоМесто.ру

Вот как раз опыт размещения отзывов на этих отзовиках действительно важен, но получить такой опыт легко буквально за неделю. Условно говоря, ситуация может быть такая:

Агентство никогда не работало с ресторанами, но к нему поступил запрос от условного кафе «Паста Итальяна». Так вот агентству достаточно закинуть по 3-4 отзыва на отзовики ресторанной тематики, желательно, чтобы отзывы были размещены разными способами. После такой проверки будет понятно, как стоит размещать отзывы на эти ресурсы, а сам по себе алгоритм будет улучшаться уже в ходе проекта. Главное – не наглеть слишком сильно с кол-вом размещаемых отзывов в месяц, ведь так можно схлопотать бан, особенно на сложных ресурсах.

Но тут остается вопрос: А что с контентом? Он же должен быть под тематику. Ответ простой - Да, это так, но отзывы – это пользовательский контент, а значит, что пользователь не должен досконально разбираться в продукте или направлении, а пишет именно свое мнение. Именно для этого в начале проекта клиенту репутационного агентства предоставляется на заполнение бриф, где указываются детали взаимодействия пользователя с брендом/компанией. Понятное дело, что копирайтер должен разбираться в сфере, но не настолько глубоко, как при создании контента для сайта или соцсетей, да и найти копирайтеров на аутсорс для отзывов – не такая сложная задача.

Покажите примеры отзывов

Это уже реально сильная боль репутационщиков, ведь просьба насколько частая, настолько и нелогичная. Почему же так? Всё просто. Сколько людей – столько и мнений, это касается и маркетологов и просто людей, которые взаимодействуют с агентством. Тут можно сделать и отсылку на предыдущий пункт о том, что контент должен быть живым, как будто его писал реальный человек, но стиль написания может быть абсолютно разным. Фишка здесь в том, что поменять этот стиль крайне легко.

Лично у меня было много случаев, когда потенциальный клиент выбрал другого подрядчика по той причине, что ему больше понравились отзывы от него, что, безусловно, является вкусовщиной, ведь отзывы в любом случае согласовываются с заказчиком перед их размещением.

К слову, сейчас мы не пишем тестовые отзывы под потенциальный клиентов с:

Доверие к кейсам

Тут тоже можно разделить это заблуждение сразу по двум направлениям:

Слепое доверие кейсам

Либо доверие кейсам только по своей тематике

Слепое доверие кейсам является проблемой во многих сферах, это стандартные нарисованные «филькины грамоты» без указания названия компании, с которой был проект. Например, в ORM / SERM уж очень любят сферу детского питания и у многих агентств есть кейсы именно из этой сферы, часто слизанные по одному лекалу. Как правило, там нет каких-то четких и понятных цифр, а есть лишь информация из разряда: «Было так, сделали эдак, получилось примерно следующий образом». И несколько громких заявлений об улучшении клиентской лояльности на треть или 50% (хотя непонятно, как это считали).

Такие кейсы – полная туфта, ведь их никак не проверишь, а нарисовать в них можно все, что угодно.

Вторая сторона медали - слишком строгие требования к кейсам. Например, дать в них информацию, которая имеет специфику именно их бренда. Например, чтобы кейс был именно по маркам китайских машин, в то время как у агентства есть кейс в целом о дилере со многими брендами, либо в кейсе не устраивает, что не было размещения на каком-то конкретном отзовике. В это же время агентство, которое свои кейсы рисует, попросту говорит, что название клиента под NDA, а клиент это принимает за чистую монету. В итоге теряет и деньги, и время на старте проекта чтобы понять, что не так уж и круто выбранный подрядчик размещает на сложном ресурсе, который так нужен клиенту (привет Отзовику, Банки.ру, Я.Картам, ПроДокторов и прочие)

Количество размещаемых отзывов

Все мы хотим наиболее быстрый результат во всех сферах жизни и работы, но все же нужна и здоровая мера. В случае с объемом размещаемых отзывов, речь идет о такого рода заблуждении, что некоторые заказчики хотят размещать уж слишком много отзывов на какой-то конкретный отзовик уже в первый месяц работ. В то же время, имея на карточке на отзовике совсем уж мало отзывов.

Здесь можно задать совсем простой вопрос: «Если бы вы были модератором отзовика, как бы вы отнеслись к тому, что на компанию, о которой за все время 15 отзывов, за один месяц разместят сразу 5 или 10 отзывов?». Такая ситуация будет, мягко говоря, очень странная, поэтому её и не стоит допускать.

Самый надежный вариант – начать с малого и «пощупать» карточку на отзовике, после чего постепенно увеличивать объем закидываемых на модерацию отзывов, попутно улучшая алгоритмы прохождения проверок на сложных сайтах.

Все ли это?

Разумеется нет. В ORM и интернет-маркетинге в целом огромное количество заблуждений, которые могут быть по разным причинам: Недостаточная популярность услуги, быстрое изменение рынка в рамках направления, нововведения в законодательстве (привет закону о маркировке рекламы), нейросети. Неизменным остается одно – высокие требования к уровню консультации потенциальных заказчиков такого рода услуг.

Мы же в Puppet Agency всегда ставили на первый план именно качество работ и обслуживания текущих клиентов, а также профессионализм и открытость в рамках консультации для пока еще будущих заказчиков. Мы имеем большое количество стоковых материалов, хорошего уровня аудит и понимание в построении полноценной стратегии репутационного маркетинга. Это и позволяет расти год за годом, привлекая все новые бренды к здоровым ожиданиям и качественному результату нашей флагманской услуги – управления репутацией в интернете.

Иван Клейменов

ik@puppet-agency.com

1919
16 комментариев

Надо, конечно, не заблуждаться, а заказать управление репутацией в Puppet

1
Ответить

Ну не все еще знают про репутацию. Кстати, а где Ваня?

Ответить

Впечатляющая статья, много новых идей.

Ответить

Прям впечатляющая? Спасибо конечно, но что вас так впечатлило?

Ответить

Статья захватывает с первых строк, рекомендую к прочтению.

Ответить

Прочитал на одном дыхании, спасибо!

Ответить

Спасибо! Только после статьи дышать не забывайте потом

Ответить