Как продать бизнес, который надоел?

Мой опыт продажи бизнеса и почему круто продать свой бизнес.

Привет, друзья!

Сразу скажу - я не копирайтер, пишу, как могу! Так что sorry) Самое главное для меня - написать так, чтобы для вас было максимум пользы.

У меня был бизнес - продажа экзотических фруктов из Таиланда. Продавали через сайт и соц сети.

Но так как занималась я этим бизнесом с 2014 года - энтузиазм начал иссякать в начале 2018 года. На лицо было полное выгорание, отдых не помогал.

И тут возникает вопрос - почему не нанять директора, который будет управлять моим бизнесом?

На самом деле это просто сказать, чем сделать. С февраля 2017 по май 2018 я наняла и уволила 4х директоров. От проблем это совершенно не избавляет, но и добавляет новых.

Во-первых, у меня малый бизнес и тут надо понимать, что супер менеджер ко мне не пойдет.

Во-вторых, в любом случае основным двигателем развития остаетесь вы. Ни один бизнес не может быть в статичном положении - перестаешь генерировать новые идеи - скатываешься. А я выгорела и у меня не было сил что-либо придумывать.

Идея продать бизнес возникла только к концу 2018 года, причем я в нее особо не верила - я не знала механизма продажи и думала, что мой бизнес никто не купит.

Помню, я сказала тогда своему хорошему другу, у которого был похожий бизнес: "А может продадим свои бизнесы?". И он занялся продажей и продал, а я нет. И уже в мае 2019 года вдохновившись его успехами, я сама решилась на продажу.

И сейчас поделюсь с вами этапами, через которые я прошла.

1. Осознать, что ваш бизнес МОЖНО продать.

Я разговаривала с несколькими предпринимателями, у которых отличные бизнесы и все (как и я раньше) думают, что продать их бизнес невозможно. Кто-то говорит, что очень много проблем в бизнесе, кто-то - прибыль слишком маленькая, кто-то просто не верит, что такого типа бизнес вообще продается.

На любой бизнес можно найти покупателя и в конце будет объяснение, почему люди продают и покупают бизнесы.

2. Выбрать - продавать самостоятельно или через бизнес-брокеров

Я изначально попробовала самостоятельно. Но ввиду отсутствия времени и опыта процесс может затянуться.

Как продать самостоятельно?

  • Прежде всего бизнес может быть интересен вашим контрагентам (например, поставщикам). Также может заинтересовать конкурентов или владельцев смежных бизнесов, ваших косвенных конкурентов. Если у вас хорошие отношения - можете позвонить им напрямую и предложить купить. Либо сделать рассылку с презентацией по базе.
  • Разместить объявление на авито. Авито - это одна из основных площадок для продаж бизнеса. Есть и другие площадки, но от них как правило эффект меньше. Если интересно - можете погуглить.

Я обратилась к бизнес-брокерам.

Бизнес-брокер - это человек или компания, которые помогают в продаже бизнеса и берут за это процент.

Процент может варьироваться, договор с брокером может быть эксклюзивный (то есть только этот брокер может продавать ваш бизнес) и неэксклюзивный (с таким договором вы можете работать с несколькими бизнес брокерами - кто быстрее продаст).

У меня было 2 бизнес-брокера с неэксклюзивными договорами - частное лицо и компания.

3. Упаковка бизнеса

У меня получилось так, что изначально была одна "подача бизнеса" (презентация) для клиента. Но после нескольких встреч с потенциальными клиентами и телефонных переговоров, мы поняли нашу целевую аудиторию и решили подкорректировать предложение, изменив и некоторые процессы в бизнесе.

Я знаю, что часть брокеров продают ваш бизнес "как есть", а часть могут углубиться в ваши процессы и дать советы по изменениям внутри для более выгодной продажи.

Наша целевая аудитория была - люди 35-40 лет, которые не разбираются в маркетинге. Их смущало, что маркетингом управляю я. У меня были контекстологи, таргетологи, дизайнеры и др, но стратегию продвижения и контроль осуществляла я. Наверное так и должно быть в небольшом бизнесе. Но нам пришлось переделать презентацию и нанять дополнительного сотрудника на маркетинговую часть (то есть "переупаковать предложение").

4. Процесс продажи

Брокер берет на себя все функции по общению с клиентом.

Заявок поступало много, по телефону с клиентами общались брокеры, я ходила только на встречи "с горячими". На встречах присутствовали я, клиент и брокер.

Брокер-компания конечно использовала интересный подход. Они говорили потенциальному клиенту сферу деятельности до встречи, но не говорили название компании (видимо, чтобы клиент не связался со мной напрямую). Я понимаю их подход, но 1 раз это создало небольшой казус).

С клиентом, который заинтересован в покупке проводится 3 встречи.

  • Первая встреча ознакомительная, после которой клиент думает и если нужно - запрашивает какую-либо информацию. На данном этапе вы можете не говорить информацию, которую считаете коммерческой тайной.
  • Вторая (если клиент готов купить ваш бизнес) подписание предварительного договора на продажу. Клиент вносит залог (его определяет брокер). После этого вы должны предоставить уже всю информацию, которую клиент захочет получить. На этом этапе клиент принимает окончательное решение по поводу покупки бизнеса.
  • Третья - передача всей суммы денег и подписание основного договора. В договоре прописывается, что конкретно вы передаете (клиентская база, сайт и тд и сроки передачи бизнеса). Что-то сразу переходит покупателю (например, оборудование), а на что-то требуется время (перезаключение договоров, например). Также в договоре могут быть описаны консультационные услуги - период, в течении которого покупатель может связаться с вами и задать вопросы.

Есть также вариант пробного периода для покупателя. В течении пробного периода вы впускаете клиента в свой бизнес и он смотрит изнутри, как он работает. Но на мой взгляд это для крупных бизнесов.

После 3-4 встреч я поняла, как нужно презентовать бизнес, какие вопросы чаще всего задают на встрече и как на них отвечать. Итог - 3 последних клиента уверенно хотели купить мой бизнес.

Помните, что не все так однозначно и недостатки вашего бизнеса могут быть не столь важными для потенциального клиента, а иногда недостатки для вас являются преимуществом для другого человека.

5. Какую информацию нужно предоставить клиенту?

Это информация по доходам и расходам, прибыли за определенный период (оговариваете с брокером).

В презентации о бизнесе вы пишете список своего имущества (материального и нематериального) и то, что считаете нужным освятить, не забывая про сильные стороны и перспективы бизнеса.

Материальное имущество - мебель, оборудование, сайт, страницы в соц сетях. Нематериальное - переуступка права аренды, товарный знак и тд.

Покупатель может запросить дополнительную информацию. Вы имеете право не говорить что-либо до подписания предварительного договора. Потому что иногда на встречи ходят конкуренты.

6. Сроки продажи

Брокеры называют разные сроки и это зависит от бизнеса и удачи.

Но в среднем 3-6 мес. Я продавала около 5 мес. За эти месяцы было 10 встреч.

7. Почему люди продают и покупают бизнес?

Свою причину продажи я написала в самом начале.

Часто люди продают, потому что бизнес не идет. И такой бизнес тоже продается! У вас не идет - пойдет у другого. Это не значит, что вы обманываете клиента и говорите, как у вас все хорошо.

Как такой бизнес можно продать? Как совокупность активов - ведь они каждый что-то стоит. Владелец сети ресторанов "Чайхона" Тимур Ланский как-то сказал: "Иногда мы покупаем убыточный ресторан только потому, что нам нравится помещение, в котором он расположен. В стоимость включены обрудование и другие активы, которые мы часто выкидываем. Но нам нравится место - и поэтому мы покупаем". Также такой бизнес может купить успешный конкурент, под брендом которого этот бизнес пойдет в гору, просто потому что он умеет управлять подобного рода бизнесами.

Иногда бизнесы продают, потому что срочно нужны деньги на разные цели, потому что переезжают, потому что появился новый проект и не хочется распыляться. Причин может быть масса.

Кроме конкурентов часто бизнес покупают наемные сотрудники, которые накопили деньги и хотят вложиться. Есть богатые мужчины, которые покупают своим женщинам. Тут тоже может быть масса причин.

Ребята, напишите мне обратную связь в комментариях - понравилась вам статья? Какие еще есть вопросы по продаже бизнеса?

Кстати, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО, ниже мои социальные сети:

Ютьюб https://www.youtube.com/channel/UCJX409-dP6xOjBgGtdNh84A/ (тут я публикую видео о бзнесе)

Инстаграм @mw_russia

Как продать бизнес, который надоел?
22
28 комментариев

Девушка хочет конструктивной критики – девушка ее получит.
Подзаголовок обещает нам осветить "личный опыт продажи" и объяснить "почему круто продать свой бизнес". Личный опыт представлен, а вот со вторым пунктом обманули – тема не раскрыта совсем.
"На любой бизнес можно найти покупателя". Можно найти, а можно и не найти. Это ничем не подтвержденная безмозглая мотивашка из серии "верь в себя и у тебя все получится". Получится, но не у всех.  
В целом скучно пишете базовые вещи из серии "как открыть ИП", такого добра в интернете навалом. Такие истории любой копирайтер вам придумает и напечатает за полчаса. Впрочем у вас цели написать что-то интересное и не стояло. Задача была ссылочку разместить. Разместили? – ну теперь огребайте дизлайки

P.S. "Ребята, напишите мне обратную связь в комментариях - понравилась вам статья?" – статья не понравилась, но, вы тетя Таня, пишите еще, желательно побольше фотографий с личного архива. Одной оказалось мало. 

P.P.S "Кстати, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО, ниже мои социальные сети" – да-да, уже бежим подписываться, чтобы получать ЦЕННУЮ информацию про бизнес

5

Спасибо за комментарий. Конструктивное есть, но в целом у вас негатив по отношению к автору статьи (то есть ко мне).

1. Я изначально написала, что я НЕ КОПИРАЙТЕР и не умею правильно раскрывать темы. 
2. Для вас возможно базовые, тогда ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО БУДЕТ НЕ БАЗОВЫМ? 
3. Я вас прошу не оскорблять. То, что вы называете "безмозглой мотивашкой" - это боли реальных предпринимателей (кстати, а вы им являетесь? Уверена, что нет). Боли, которые мне рассказывали мои друзья и знакомые. 
4. Здесь все размещают свои ссылки. Чем это вас так напрягает? Первая моя задача - поделиться опытом. Вторая - оставить свои контакты. 
5. Опять же негатив от вас - "да-да, уже бежим подписываться". Так не бегите)). что это фразой вы мне пытаетесь показать? 

P.S. Больше здравого смысла. И советую всем, кто пишет негатив - написать свою статью и раскрыть тему.

1

И не надо мне ставить минусы за размещение ссылок).

Я даю ценную инфо бесплатно и поэтому имею полное право на немного пиара.
____________________________

А где ценная информация?

4

тогда расскажите нам ценную информацию по продаже бизнеса, я думаю у вас отлично получится. А мы оценим, насколько она ценная.

Ну автор же не указала место, где конкретно она даёт полезную информацию, может где-то она и есть.

P.s. Что за прикол == вместо «»?

наверное вы эксперт в продаже бизнеса, если для вас нет ценной информации. 

"Процент может варьироваться" — Мария, по вашему опыту, в каких пределах?