Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Всем привет! Меня зовут Екатерина Корчагина. Я отвечаю за PR и редакцию в команде ПланФакта — сервиса учета финансов для предпринимателей. Недавно мы запустили подкаст о факапах в бизнесе с сооснователем и управляющим директором ПланФакта — Алексеем Боевым. Проект рассказывает, как и почему предприниматели совершают ошибки и какие жизненные уроки выносят из ситуаций.

Сегодня история из второй серии подкаста. Гость выпуска — Игорь Бердников. Он занимается продюсированием фото и видео-контента. Игорь всегда любил и продолжает любить свое дело, рассказал о факапах при открытии фотостудии.

В 2021 году двое партнеров вложили по миллиону рублей и за три месяца запустили фотостудию. Сами делали ремонт, настраивали рекламу, работали с посетителями. За пару лет обросли клиентами, выстроили клиентский сервис и придумали несколько эксклюзивных услуг. А потом партнеры решили разойтись и поделить бизнес. Рассказываю, к чему это привело.

Игорь Бердников, герой истории
Игорь Бердников, герой истории

История появления бизнеса

Игорь Бердников всю жизнь занимался съемками, устраивал фотосессии и работал в сфере продакшн. В 2020 году снимал много рекламных роликов для малого бизнеса, брендов. Съемки проводил в фотостудиях. В какой-то момент устал бронировать студии, потому что была очень плотная запись. Приходилось записываться за неделю, чтобы выбрать удобное для себя время.

Игоря заинтересовало, сколько денег приносит фотостудия, если на нее такой высокий спрос. Он открыл Excel и посчитал, сколько можно зарабатывать на аренде. Оказалось, что фотостудия в среднем приносит 1,5-2 млн рублей в месяц.

Такая идея бизнеса показалась интересной, но сложной. Нужно было найти и арендовать помещение, сделать ремонт. Игорь отбросил эту идею.

Позже на одной из съемок он познакомился со своим будущим бизнес-партнером, назовем ее Наташа. Она работала директором по маркетингу в одной крупной сети франшиз.

Вместе с Наташей мы снимали рекламный ролик, она услышала мою идею про студию. В конце съемки подошла ко мне и сказала: «Ты говорил про фотостудию, давай сделаем это?».
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Будущие партнеры встретились и начали просчитывать, сколько денег нужно на запуск и сколько делать залов. Составили критерии для помещения. Это происходило в мае 2021 года.

В июне начали искать помещение, 5 августа подписали договор аренды, а в сентябре открылись. Но перед открытием ребятам пришлось понервничать — из-за третьего партнера.

Первый факап с партнером

Когда Игорь и Наташа строили бизнес-модель, они понимали, что делать фотостудию с двумя залами не очень выгодно. С одним — тем более. Чем больше залов, тем рентабельнее фотостудия.

Ребята думали так: если сейчас вложиться и запустить три зала с перспективой потом открыть еще несколько, бизнес будет лучше окупаться.

Чтобы потянуть такие расходы, они нашли третьего партнера, назовем его Олег. Он занимался строительством и стройками.

Получилось идеальное комбо:

  • Игорь — человек, который профессионально занимается съемками и знает все про оборудование. Понимает, как сделать классное пространство для профессионалов.
  • Наташа — директор по маркетингу, который разбирается в рекламе.
  • Олег — строитель, знает, как сделать ремонт в помещении, чтобы получилась конфетка.

Все расходы поделили на троих, подписали договор аренды и начали работать с помещением. Между собой договор не подписывали. Ребята были заняты, готовились к старту и даже не подумали о том, чтобы оформить партнерство. Это стало первой фатальной ошибкой.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Новый партнер Олег собрал строителей, закупил материал на 200 тысяч и начал делать ремонт в помещении. Неожиданно 3 сентября Олег записал Игорю голосовое сообщение в мессенджере: «Доброе утро, я выхожу из проекта, пока».

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Игорь тут же позвонил Наташе и сказал, что они остались вдвоем. Партнеры приехали в студию, начали расписывать сколько денег осталось. Сидели с ноутбуками, считали, как распределить оставшиеся деньги, чтобы запустить бизнес. Все это происходило посреди стройки и грязи.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Расходы на открытие фотостудии

Игорь и Наташа вложили в проект по миллиону. Полмиллиона отдали за аренду помещения со всеми депозитами. Арендовали двухэтажное здание и приняли решение ремонтировать только первый этаж, чтобы он начал приносить прибыль. Второй этаж отложили на потом.

3 сентября, когда Олег ушел, ремонт не был готов даже на половину. 14 сентября в фотостудию уже пригласили гостей, Игорь провел первую съемку.

Изначально Игорь использовал собственные средства и брал кредит, но денег все равно не хватало. Поэтому дополнительно пришлось занимать деньги у своей тети под расписку.

У каждого предпринимателя есть такая история, когда кажется, что «сейчас попрет». И у меня было такое. Я был уверен, что через месяц-два у нас точно будет такая прибыль, чтобы вернуть деньги. Все казалось логичным: возьмем деньги, доделаем второй этаж, будет больше прибыли, сможем отдать долги.
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Но оказалось, что все не так просто. Фотостудия — сезонный бизнес. В феврале, марте, ноябре — очень плотная запись. В январе, июне и июле спроса нет, надо думать, как платить зарплаты и где взять деньги на аренду. Игорь и Наташа старались какими-то маркетинговыми приемами эту разницу нивелировать.

У ребят была примерная схема: за счет чего отдавать долги, но точных цифр не было.

По началу денег не хватало, хотя у фотостудии была интересная концепция. Партнеры решили развиваться в направлении контент-студии, сконцентрировались на контенте для брендов. В фотостудию приходили музыканты, артисты, блогеры, тиктокеры, ютуберы.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Хотя уже в самом начале у студии появились клиенты, выйти в плюс оказалось сложнее, чем представляли себе партнеры. И это при том, что ребята придумывали новые услуги и сильно заморочились с клиентским сервисом.

Эксклюзивный сервис и услуги фотостудии

Одним из стимулов для создания фотостудии для Игоря стал именно сервис. Ребята решили развивать бизнес не так, как делают все, а так, как нравится им самим.

Обычно, когда приходишь в одну и ту же фотостудию, с тобой общаются так, будто ты здесь в первый раз. То есть тебя не запоминают как постоянного клиента.

Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Поэтому Игорь настаивал на том, что нужно делать хороший сервис: программы лояльности, скидки на первую съемку, рассылки. Для этого подключили CRM-систему, где видели всех клиентов, обзванивали их, узнавали, готовы ли они снова записаться. Это дало высокую возвращаемость, людям такой подход понравился.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Ребята внедряли и другие инновации в этой сфере. Однажды Игорь и Наташа решили собрать всю креативную тусовку Москвы, позвали фотографов, моделей, стилистов. Они тусили на двух этажах фотостудии. Партнеры хотели презентовать недоделанный зал, поставили туда свет.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

В какой-то момент я вижу, что они весь свет из нового зала вынесли туда, где мы весь строительный мусор собирали. Там стояли краски, цемент, леса. Смотрю — они там фоткаются.

Я говорю, ребят вы чего? А они — фото в мусоре, клево же. Им настолько это понравилось, что мы решили протестировать идею. На следующий день сделали съемку с моделью в этом строительном мусоре. Выложили на сайт и открыли бронь. В следующем месяце это был наш самый прибыльный зал.
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Люди в отзывах писали, что им надоели идеальные интерьеры, а в мусоре пофотографироваться — идея просто супер.

Фото в мусоре
Фото в мусоре

Сложности в процессе развития студии

Первое время, когда не было всего оборудования, случалось много интересных ситуаций. Например, изначально не хватало денег, чтобы купить фотовспышки.

Фотовспышки — это импульсный свет. То, что по умолчанию должно быть в любой фотостудии.

Игорь успел купить только постоянный свет и всем своим клиентам говорил: «Да зачем вам импульсный свет, попробуйте постоянный. Он такой удобный, еще и на телефон можно снимать». Если кому-то очень нужен был импульсный свет, Игорь брал его в аренду в соседних студиях.

В фотостудию приходили много известных артистов, именно благодаря им добавляли нужное оборудование. Например, первую гримерку ребята купили для Игоря Верника.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Однажды в студии решили снимать афиши для нового сериала с Игорем Верником и Ингеборгой Дапкунайте. Менеджер за день предупредил ребят, что нужна гримерка. Но это был первый месяц работы фотостудии, гримерок в ней еще не было.

В субботу в 8 утра Игорь на Авито нашел гримерку на другом конце Москвы. Поехал туда и на грузовом такси привез ее. Гримерку поставили, отмыли и буквально через 5 минут пришел Игорь Верник и сел за нее.

Позже новую гримерку Игорь сделал своими руками.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Были и другие курьезные случаи.

К нам приехали снимать видео про робота-курьера (ровера) Яндекса, который компания запускала в коллаборации с «Почтой России». У нас делали промо-материалы, чтобы потом всем объявить об этом сотрудничестве.

Представители компании попросили никому не говорить о том, что мы видели. Это секретная информация. Было прикольно, что благодаря своему бизнесу мы узнавали какие-то вещи, о которых еще не знают на рынке.
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Финансовые расчеты и зарплата для собственника

Перед открытием бизнеса партнеры составили финансовую модель. Поняли, что реальность совсем другая и в ходе развития студии не стали ее переделывать.

Мне тетя помогала. Я отправлял ей финансовую модель, чтобы подтвердить свою платежеспособность. Она говорила: «Вот хорошо, ты сделал план, затем фиксируй факт, чтобы у тебя был план-факт». Но мы этого не делали, потому что были заняты развитием бизнеса.

Когда я впервые отправил тете финансовую модель, она в первую очередь спросила: «Где ваши зарплаты?»
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Перед открытием бизнеса партнеры составили финансовую модель. Поняли, что реальность совсем другая и в ходе развития студии не стали ее переделывать. Игорь работал администратором, сам делал ремонт, закупал оборудование. Себе зарплату не платил, все деньги уходили на погашение долгов и развитие фотостудии.

Собственнику бизнеса нужно назначать себе зарплату на рыночном уровне. Тогда он будет понимать, генерирует ли бизнес прибыль или он убыточный. Это можно убрать на первых этапах, но стоит держать в голове. Как только появится возможность, нужно назначить себе зарплату.

Сделайте себе зарплату, если после ее добавления часть прибыли сохраняется в резерве, устойчиво и системно. Очень правильно разделять так: есть мой доход как операционного работника и есть прибыль, которую генерирует бизнес и мы можем с ней что-то делать.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

Как все пошло под откос: пережили СВО, но не пережили друг друга

Игорь и Наташа развивали фотостудию своими руками два года. Первый год были одной командой. Закончили делать ремонт на втором этаже, появились собственные гримерные места. Купили оборудование, перестали брать в аренду свет.

Факапы с партнерами, дробление бизнеса и личный психотерапевт: подводные камни при открытии фотостудии

В ноябре 2021 года наняли первых администраторов. До этого два месяца Игорь сам сидел на ресепшн и обслуживал клиентов. В феврале 2022 года была безумная запись. Все готовили контент к 14 и 23 февраля, 8 марта.

Заработали первые большие деньги. К такой выручке шли полгода.

Потом наступило 24 февраля, клиенты резко отменили все записи. Наташа и Игорь остались с кучей денег, но не понимали что им делать: закрывать бизнес или оплачивать аренду дальше. В конце концов приняли решение продолжать работать.

Не прогадали. Довели фотостудию до ума, открыли еще один зал. Были проблемы и кассовые разрывы, но работали в среднем темпе. Уже не было такого большого количества съемок, но не было и резких спадов.

Клиентов стало меньше, потому что в России огромная доля рекламных денег — от иностранных компаний. Сейчас же остались только локальные бренды.

Все начало рушиться осенью 2022 года. Началось с того, что Наташа предложила Игорю открыть второе ИП на себя и разделить финансовые потоки. Это помогло бы ей создать кредитную историю.

Я предложил Наташе: «Давай я тебе остаток денег буду кидать как самозанятому и мы не будем мучаться».

Но она молча и без моего согласия сделала на себя ИП. Попросила, чтобы все онлайн-предоплаты шли на ее счет, а все, что проходит по эквайрингу клиенты оплачивали на мой счет. После этого деньги начали идти на два счета.
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

Это было неудобно, потому что разные денежные потоки выводить приходилось разными деньгами. Игорь все деньги пытался максимально накапливать, чтобы было чем оплатить в конце месяца аренду. Партнер по-другому распоряжалась деньгами, тратила их на цели, которые Игорь не считал первостепенными.

На этой почве начали сильно ссориться. У партнеров было разное видение бизнеса, понимание, куда вкладывать деньги. Игорь даже обратился к психотерапевту.

На терапию пришел с запросом — я не умею отдыхать. Накопилось много проблем, недопонимания, стресса. Я не думал, что как-то могу бросить свой бизнес, даже когда психолог об этом спрашивал. Но ближе к новому году мысль о том, что я сейчас расстанусь с этим бизнесом, вдохновляла сильнее, чем когда мы его запускали.
Игорь Бердников, сооснователь фотостудии

В начале 2023 года Наташа и Игорь начали обсуждать условия: как расходиться, делить деньги и продавать бизнес.

Сначала Наташа хотела продать свою долю, потом передумала. Игорь выложил бизнес на Авито. Наташа это увидела и пообещала выкупить его долю за 800 000 рублей.

Затем она изменила свое решение и предложила поискать третьего человека, который купит долю Игоря. В конце концов покупателя нашли, встретились и договорились о сделке. Подписали договор, но деньги никто так и не выплатил. Игорь не получил ни рубля.

Документы были составлены не совсем корректно. В какой-то момент Игорь решил двигаться дальше, но вынес из ситуации уроки для себя.

Заключение: 5 советов предпринимателям

Игорь прошел сложный путь, но получил бесценный опыт. Теперь он не боится сложностей, но советует будущим предпринимателям не повторять его ошибок. Вот несколько рекомендаций от Игоря:

  • Договаривайтесь с партнерами на берегу. Прорабатывайте все возможные сценарии и условия сотрудничества. Обсуждайте, как будете расходиться. Закрепляйте все договоренности с помощью договора.
  • Выбирайте честных партнеров, чтобы вы могли спокойно обсуждать проблемы и идеи. Чтобы вы могли договариваться, а не молча вести бизнес или обижаться друг на друга.
  • Анализируйте, насколько ответственный человек ваш партнер. Если он будет забивать на все, пока вы будете заниматься бизнесом — это не партнер.
  • Выбирайте партнера, который обладает экспертностью в сфере, в которой у вас ее нет. И наоборот, чтобы вы по навыкам и компетенциям вы друг друга дополняли.
  • Пробуйте запускать бизнес, даже если очень страшно. Все возможные риски нужно ощутить на себе, чтобы получить опыт. Это будет тяжело, но ищите в этом какое-то удовольствие, тогда все получится.

Факап-подкаст — это откровенный проект о провалах в бизнесе от ПланФакта. Мы хотим показать, как предприниматели совершают ошибки, что чувствуют, почему это происходит, как потом удается преодолевать провалы, чем такие истории заканчиваются. Мы не рассказываем, как стать предпринимателем, а показываем, как не перестать им быть, если что-то пошло не так.

Форматы и кейсы «успешного успеха» не рассказывают про реальные трудности и преодоления бизнеса. Задача подкаста — исправить это.

1010
7 комментариев

Дорогой типовой опыт получился. Решение было 3-х копеечное, пригласить медиатора и объяснить каждой из сторон последствия расхода для каждого из них и для бизнеса. А далее - дежурная арабская формула: «ты предлагаешь цену за долю - а я либо по этой цене отдаю свою, либо покупаю твою». Юристы в таких кейсах безсполезны и нужны, лишь для объяснения последствий того, как они заработаю свой гонорар. Жаль проект - идея рабочая

2
Ответить

Это не самый дорогой опыт из историй, с которыми приходят гости. Но приятного мало. Главное, что сейчас у Игоря все хорошо)

1
Ответить

И чем все закончилось? Сделку отменили? Деньги же не перечислили

1
Ответить

Юридические документы были составлены не особо корректно. В какой-то момент Игорь уже просто забил, решил не тратить время и силы больше.

Ответить

Все учатся на ошибках, даже самых глупых, пусть деньги и были потеряны, но, спасибо за опыт!

1
Ответить

Поддержу вас) Ошибки — это ценный опыт.

Ответить

А мне интересна тема, давно хотел узнать что да как. Не знаю даже в чем тут ошибка, партнерство само по себе дело рисковое. Но может даже в желании все и сразу. В принципе Игорь будучи фотографом и в теме, не спеша мог денег подкопить и начать в одиночку с малого. Тут еще один подводный камень - аренда. Даже если не партнер, то с арендой может не сложиться (было, не люди подвели чистый форс-мажер).

Ответить