Как избежать обмана на рынке творческих фрилансеров? Тратить меньше денег и получать качественный результат в срок

Сммщики, дизайнеры, копирайтеры и прочие ублюдки, которые фиг чем занимаются, но зачем-то постоянно нужны. Даже маленькому бизнесу! Как из всего океана услуг выбрать ту, которая реально даст результат и оставит приятный опыт? Щас объясню.

Я оч давно фрилансю и часто вижу заказчиков, которые вообще не понимают, что, у кого и зачем заказывают. Решил написать эту статью, чтобы помочь заказчикам лучше понимать фрилансеров — чтобы сделать всех на рынке счастливей.

Как нанимать, как искать? Как отличить мудака от адеквата?

Как не просрать деньги, не платить дважды и не переплачивать офигевшим?

Это текст для тех, кому регулярно требуются креативные услуги, и кто не понимает, как их получить быстро, выгодно и качественно.

План статьи:

1. Как искать творческих спецов?

2. Как отличить халтуру от профи?

3. Как определить настоящую цену?

4. Как правильно торговаться?

5. Как оценить результат?

6. Как могут обмануть?

Погнали!

1. Как искать творческих спецов?

Самый лучший вариант — по знакомым и коллегам. Рекомендация в этом деле работает лучше всего (как и в любом другом). Опубликуйте запрос в соцсетях и напишите кому-нибудь лично, спросите.

Также есть каналы, которые бесплатно публикуют вакансии и фрилансы. Напишите админам и попросите выложить свою задачку или проект. Например — @polyaluzjob

На hh и других карьерных сайтах тоже вариант, но есть секрет. Если вы видите, что человек ищет постоянку или уже где-то в штате — всё равно ему пишите и предложите фриланс. Не стесняйтесь.

Счастье и проклятье творческих спецов в том, что мы любим фрилансить, особенно если проекты прикольные и творческие. Работа в штате бывает душной, и те, у кого достаточно энергии, с удовольствием вписываются в проекты на стороне, чтобы проявляться и наполнять портфолио.

Как избежать обмана на рынке творческих фрилансеров? Тратить меньше денег и получать качественный результат в срок

2. Как отличить халтурщика от профи?

Сначала оцените здравый смысл и свои ощущения.

Как человек общается? Отвечает ли вовремя? Комфортно ли вам с ним? Выполняет ли он договоренности, приходит ли вовремя на созвон? Понятны ли условия его работы? Есть ли у вас сомнения?

Теперь кейсы. Не надо просто смотреть и восхищаться, попросите рассказать о них. Спросите про самый последний проект — что там было? Как прошло? Какой результат? Может, он просто рядом стоял и ничего не делал?

Сделайте нативную проверку: попросите спеца, к примеру, прислать вам смету с понимаем задачи, всеми условиями и ценой. Если он пришлет адекватный файл в заранее утвержденный срок — это хорошо.

Но если чувствуете сомнения — честно ему об этом скажите, попросите объяснить то, что вас беспокоит. Если сможет — круто, если нет — ищите того, кто сможет.

3. Как определить настоящую цену? Сколько это стоит на самом деле?

Вы де-факто платите за время спеца, который пытается решить вашу задачу. Не за текст, не за картинку, а за время. Цена здесь ВСЕГДА номинальная: одну и ту же картинку можно продать за 100 ₽, а можно за 10 000 ₽.

Рынок постановил, что цена на креативные услуги растет пропорционально опыту и эго специалиста.

Например, копирайтер, который делал свой бизнес, будет писать более точные и эффективные тексты, чем чувак без опыта. Опытный дизайнер экономит время — выдает сразу те варианты, которые вам нужны. Любая переплата в креативной сфере складывается из параметров: наглость, сервис, скорость, результат.

Ценообразование бывает двух типов:

1) За результат: надо сайт? Сделаем сайт, будет стоить Х рублей. Такое у большинства.

2) За время: надо сайт? Будем работать, пока не сделаем, будет стоить Х рублей в час, в день, в неделю или в месяц, если проект долгий. Такое могут позволить себе только самые наглые и офигевшие — чаще они же самые опытные и крутые.

Оплата по часам более честная — она про аренду скиллов и мозгов творческого специалиста, ведь для достижения нужного результата может потребоваться день, а может и два месяца.

Оплата за результат — более выгодная для фрилансеров с коротким сроком оказания услуги, типа тексты, картинки и всякое такое лёгкое. Потому что можно сделать картинку за час, а получить как за 5 часов работы.

В каждой сумме заложена огромная маржа. Для креативной сферы это нормально.

Если работаете с агентством, то маржа там всегда меньше, чем у фрилансера, но цены чаще выше, потому что фрилансеру надо содержать только себя, а агентству — людей на весь цикл производства, помещение и так далее.

Что выгодней для вашего бизнеса? Смотрите сами. В начале выгодней, конечно, платить за результат. Но если проект серьёзный, от него много всего зависит, и вы хотите лучших — скорее всего, придётся платить за время. Либо за результат, но очень дорого.

Как избежать обмана на рынке творческих фрилансеров? Тратить меньше денег и получать качественный результат в срок

4. Как правильно торговаться? Можно ли? На что давить?

Например, у вас бюджет на весь маркетинг 50 тысяч. Но вы хотите поработать с человеком, который только за тексты просит 50 тысяч.

Реально ли?

Да, можно торговаться, если:

1) Вы клевый харизматик, у вас прикольный бренд и интересная задача, и вы готовы предоставить человеку свободу творчества. Так ему и скажите, это мотивирует больше, чем деньги

2) Вы можете дать что-то по бартеру: рекламу в своем блоге, продукцию и тд. Я вот недавно ребятам сделал скидку 60%, потому что мне понравился и продукт, и идея с рекламой в тг и инсте заказчика

3) Спецу нужны деньги. Это не делает его хуже, просто бывают моменты, когда заказов мало. Но помните, что людям часто просто стыдно соглашаться на меньшие деньги.

— Привет, поможешь сделать сайт?

— Конечно, цена 50 тыщ

— Блин, есть только 20…

В таком диалоге не надо ждать, пока человек сломается и согласится за 20, потому что научно доказано: иногда гордость бывает сильнее нужды.

Подумайте, что символического можете дать к этим 20 тыщам, чтобы человек хотя бы не чувствовал себя проигравшим в торгах (смотрим пункт 1 и 2).

Как избежать обмана на рынке творческих фрилансеров? Тратить меньше денег и получать качественный результат в срок

5. Как оценить результат? Как понять, что работа выполнена круто?

а) Доверяйте. Но не только спецу, а ещё и себе.

Если вы чувствуете, что вам не нравится и не подходит — скажите об этом.

Но! И тут важный момент!

Опишите свои ощущения, чувства, откуда идет тревога. НЕ НАДО самостоятельно править слова, цвета, шрифты, если вы не шарите, не надоооо. Это сделает все хуже, демотивирует и навредит.

Дайте автору возможность влиять — самому поменять все так, чтобы создать убедительный результат, который не вызывает вопросов.

Но только если это опытный автор.

Новичок же может просто принять все ваши правки, сделать как вы хотите, получить деньги и оставить вас с сайтом, который сделали вы сами. Не потому что новичок мразь, просто он пока не знает, как правильно слышать комменты заказчика.

б) Позовите опытного знакомого на собеседование и на другие встречи

Реально, вы же советуетесь с врачами, если у вас что-то болит?

Вот и здесь — напишите человеку, который шарит, и которому вы доверяете, и спросите его экспертное мнение по поводу вашего нового подрядчика.

Можете позвать на созвон, послушать, попросить задать вопросы. И так все будет намного проще.

6. Как могут обмануть? Какие есть секреты?

Плюс в том, что они не могут украсть ваши деньги напрямую, но могут украсть время и нервы.

— Фейковые кейсы и отзывы

Иногда люди выдумывают кейсы и сами пишут себе отзывы. В этом нет ничего плохого, если выдуманный кейс вас впечатлил — значит, он сможет сделать такое на самом деле.

Другое дело, если кейс ему делал кто-то другой, а сам человек ничего не умеет. Тогда вы купите услугу крутого профи, а на деле узнаете, что это какой-то лошок.

Если вы не шарите в креативе — вас могут легко так обмануть. Чтобы избежать такого развода — зовите на помощь опытных друзей. Или мне напишите, помогу.

— Завышенная цена и дутая смета

Это способ выживания многих фрилансеров и агентств. Просто нереально выжить на рынке и делать свою работу хорошо, если делать сайты по 50 тыщ.

Поэтому заказчикам могут рисовать сметы, где написаны всякие разные профессии — и сценарист, и режиссер, на практике же это всё будет один человек.

Я не считаю, что это плохо. Сам так делал, когда пытался зарабатывать. Бывают заказчики, которым надо видеть полный фарш в смете, так им кажется, что деньги не уходят в пустоту.

Эта проблема обеих сторон: заказчикам надо принимать факт, что креатив может стоить дорого даже от одного человека, а фрилансерам надо учиться объяснять суть и ценность своей работы.

— Не сделанная работа

Классика, из-за которой некоторые заказчики ненавидят фрилансеров. Они пропадают.

Человек может сделать половину задачи и просто перестать отвечать. Или не отвечать в выходные. Или не отвечать весь день, когда что-то срочное.

Это не обман, а скорее неадекватное поведение. Такого человека почти всегда можно разглядеть на первых этапах: он долго отвечает, присылает что-то не в срок, забывает, теряет. Если запахло чем-то таким — лучше бегите.

Как избежать обмана на рынке творческих фрилансеров? Тратить меньше денег и получать качественный результат в срок

Напишите, пожалуйста, в комментах, надо ли такое ещё? Стоит ли превращать это во что-то большее, углубиться в детали, попробовать систематизировать маркетинговые задачи и сделать шаблоны для интервью?

А да, и на мою телегу подписывайтесь, че вы?

33
10 комментариев

Полезная статья

1
Ответить

Благодарю

Ответить

Я оч давно

пон

Ответить

"В каждой сумме заложена огромная маржа. Для креативной сферы это нормально."
Допустим, фрилансер "офигевший" и хочет по 2К-2.5К рублей за час.
При этом делает хорошие качественные сайты, не на вордпрессе, а на React/Next.js, с бекендом.
Если сравнивать с заработком в найме - это матчится практически 1 в 1 - даже без запаса на отпуск, болезнь, налоги и отсутствие заказов.

Получается, если нужен нормальный сайт - а не одностраничник на вордпрессе/тильде - то за такое будет вполне нормально платить 3К в час - или 120К в неделю...

Ответить

Я не стал это расписывать, тк пытался говорить от лица заказчика, который не понимает, за что платит. Но имел в виду вот что: для таких людей непонятно, почему какие-то «бездельники» получают 3000 в час, а их работник на кухне/складе по 200 в час

Ответить

Не понимаю как можно покупать время.
Ты же не контролируешь на что оно тратится, фрилансер может все сделать за час, а через неделю написать, что ушло 30 часов.
Полный бред.
Всегда надо договариваться на берегу, вот задача - оцени сколько потратишь на нее времени, понятно что не всегда можно точно оценить объем работ, но это достаточно редкая ситуация. И тогда лучше нанимать человека в штат. В противном случае почти каждая задача разбивается на этапы, которые оценить по времязатратам проще.

Ответить

Ок, а менеджеру вы за что платите? Не за время?

Спецы на рынке обладают навыками, вы нанимаете их, чтобы они эти навыки использовали в целях решения вышей задачи, так и покупается время, даже в штате — вы покупаете время, мне кажется это оч простая категория))

В этом и проблема многих заказчиков и, видимо, вас, что вы почему-то лишаете фрилансера права на продажу времени. А если у вас менеджер пинает болт 30 дней и потом за 1 день доделывает всякие файлики — вам ок

Если фрилансер сделал 30-часовую работу за час — это его дело. Если вы ему платите денег как за 30 часов — значит, он профи, и/или хорошо продал вам себя. И до этого заказа он много лет учился делать эту работу быстро, и поэтому может сделать её за час (но даже профи не делают хорошую работу за час, обычно таким страдают тока новички, которые пытаются обмануть заказчика и себя)

Ещё, когда фрилансер делает вам работу, то вы платите за ВСЁ ВРЕМЯ, которое он потратил, чтобы этому обучиться и отшлифвать свой навык

Ответить