Онбординг, который смог: как мы помогаем новичкам вливаться в работу и коллектив с первых дней

На новой работе чувствуешь себя подростком, который перешел в другую школу. Никого не знаешь и ничего не умеешь, хочется спрятаться за последней партой и ждать конца урока. Но отсидеться в офисе не получится — сразу закидают задачами. Мы сами через такое проходили и решили облегчить жизнь новым сотрудникам. Как это сделали, рассказываю в статье.

Онбординг, который смог: как мы помогаем новичкам вливаться в работу и коллектив с первых дней

Привет, меня зовут Мария Болдырева, я CEO в проектном бюро WildTeam. В своем блоге рассказываю, как устроены процессы в нашей компании, — мы проектируем здания и делаем это по системе Agile.

Мария Болдырева
СЕО в проектном бюро WildTeam

В статье о внутренних процессах я подробно рассказала обо всех инструментах, которые помогают нам организовывать работу, а их немало. Но вот вопрос: как новичку быстро освоиться в этом бесконечном потоке правил. Для этого мы создали целую систему онбординга, то есть адаптации сотрудника на новом рабочем месте. И даже начали готовить Академию Wild — курс по нашим бизнес-процессам.

Представьте, что вы решили устроиться к нам конструктором и успешно прошли собеседование. Вот что вас ждет дальше 👇

Первый день на новом месте: вы получаете все логины-пароли и знакомитесь с тимлидом

После собеседования мы отправим вам офер с указанием должности и зарплаты. Как только вы ответите заветное «согласен/согласна», начнем активно готовить ваше рабочее место. Создадим учетные записи корпоративной почты, систем управления проектами Асана и Тиметта, протрем пыль с компьютера и поставим кактус на рабочий стол. Это шутка 😁 Большинство сотрудников работает удаленно.

В первый рабочий день вас встретит тимлид. Он станет вашим самым близким другом и помощником на весь период адаптации, да и работы в компании в целом. К нему можно прийти с любыми вопросами. Вот что для вас сделает наш тимлид:

  • Объяснит, над каким проектом вы будете работать и какие задачи по нему нужно будет выполнять.
  • Расскажет, как пользоваться общим календарем встреч, — на какие созвоны нужно идти, а какие не относятся к вашему проекту.
  • Научит, как и о чем рассказывать на встречах с командой и клиентом.

Еще в первый день на утреннем созвоне вы познакомитесь с нашим коллективом. Да, мы каждый день собираемся в 10:00, чтобы поболтать о работе, наших процессах и планах. Мы всем коллективом вас поприветствуем и скажем, как рады вас видеть в компании.

Перед тем как начать вовсю вливаться в работу, вы пройдете небольшую обучалку. Мы создали и теперь понемногу развиваем видеокурс «Университет Wild», в котором рассказываем о своих процессах. Пока там есть только четыре блока, но в будущем планируем их дополнять. В курс включили почти все, что нужно знать для начала работы. А о том, чего не хватает, расскажет Иван Подопригора, который и занимается видеокурсом.

Ваня — наш дата- и BIM-менеджер, он занимается автоматизацией работ, поэтому все нововведения проходят через него

Блок 1. Узнаете всё о компании и ее культурном коде

В первом блоке мы расскажем общую информацию о компании, кто у нас работает, какие есть правила и еще много полезных мелочей. Вы получите ссылку на наш сайт-визитку — там узнаете все, что нужно. На сайте есть несколько разделов.

Наша команда. Здесь есть вся информация о сотрудниках — профили коллег с фотографиями и кратким описанием их ролей. Например, Петя отвечает за электрику, а Вася — менеджер проектов. Это поможет быстро разобраться, кто в каком отделе работает и к кому обращаться по разным вопросам.

У нас в компании сейчас больше 40 сотрудников, так что мы разделили всех по разделам: руководители, менеджеры, инженеры, BIM-отдел, архитекторы и конструкторы

Общие вопросы и внутренняя кухня. Рассказываем обо всем, что понадобится в первые дни знакомства с компанией. Например, во сколько начинается рабочий день, как обращаться к коллегам (на «ты»), какие есть чаты в Телеграме по проектам, отделам и интересам.

Там же пишем о разных полезностях. Например, у нас есть шаблоны для чертежей в AutoCAD и Revit — мы всегда работаем только по ним, это гораздо проще, чем начинать все с нуля. Для тех, кто собирается ходить в офис, тоже есть важная информация: как зайти в здание в выходные, где спрятаны печеньки и как пользоваться кофемашиной.

Все вопросы на одностраничном сайте не закрыть, поэтому у нас есть горячая линия, куда всегда можно позвонить или написать
Все вопросы на одностраничном сайте не закрыть, поэтому у нас есть горячая линия, куда всегда можно позвонить или написать

Блок 2. Разберетесь, как хранить данные на сервере

Второй блок более серьезный и технический — о работе на сервере. Он принципиально важный, хотя непосредственно с проектированием ничего общего не имеет. Мы строго запрещаем работу вне наших серверов, чтобы каждый участник процесса имел легкий доступ к информации, независимо от команды или проекта. Как только создается новый фрагмент данных, он должен быть доступен всем сотрудникам в реальном времени. Только так у нас получится оперативно выполнять задачи и работать с заказчиками.

Мы создали стандартную структуру папок, чтобы упорядочить бесконечное количество чертежей и документов. Представьте, что в каком бы городе вы ни находились, названия улиц и номера домов везде одинаковые и находятся в одном порядке. Ориентироваться тогда было бы гораздо проще. Вот на нашем сервере все так и есть: все проекты (города) устроены по одной структуре, так что сотрудники могут найти нужные документы (дома) в файлах хоть с закрытыми глазами.

Это только один из маршрутов по серверу. На первый взгляд, выглядит сложно. Но со временем структуру папок все равно легко запомнить и ориентироваться в них становится гораздо проще
Это только один из маршрутов по серверу. На первый взгляд, выглядит сложно. Но со временем структуру папок все равно легко запомнить и ориентироваться в них становится гораздо проще

Мы подготовили видеоролики и текстовый мануал, которые помогут не заблудиться на нашем сервере. В мануале всего пять страниц с основными правилами и примерами. Еще есть небольшой тест. Он простой, и если вы внимательно изучили мануал и посмотрели видео, то легко его сдадите.

Блок 3. Научитесь вести учет рабочего времени

В третьем блоке онбординга разберем учет рабочего времени. Он нужен не для того, чтобы поругать Петю или Ваню за то, что долго выполняли какую-то задачу или ушли с работы на пять минут раньше. К таким вещам мы относимся спокойно. А учет времени нужен для того, чтобы мы рассчитывали стоимость проектов перед заказчиками.

В одном проекте наш менеджер потратил на встречи с одним заказчиком гораздо больше времени, чем обычно. Значит, клиент требовательный и в стоимости следующего проекта мы учтем часы менеджера.

Весь учет идет в приложение «Тиметта». Так выглядит диаграмма учета общего времени на проект сотрудников разных отделов
Весь учет идет в приложение «Тиметта». Так выглядит диаграмма учета общего времени на проект сотрудников разных отделов

Тиметту мы используем еще для нескольких задач 👇

Ведение графика отпусков. В этой программе мы следим, чтобы они не пересекались, например, у всех ведущих архитекторов сразу. Для всех сотрудников у нас есть еще одна плюшка: в год им положено четыре бесплатных дополнительных выходных дня. Они начисляются по одному в квартал после устройства на работу. В этом блоке мы рассказываем, как начисляются эти бесплатные выходные и что нужно делать, чтобы ими воспользоваться.

Учет переработок. Программа считает количество часов, переработанных за 40-часовую рабочую неделю. Все сверхурочные падают в специальный счетчик, за который вы можете взять отгул.

Блок 4. Освоите принципы Agile

Четвертый блок онбординга посвящен Agile во всей красе. Это гибкий метод организации работы над проектами, где весь процесс делится на этапы, или спринты. По такой системе другие конструкторские бюро работают редко, поэтому новенькие найдут в этом блоке много нового.

Что такое спринты. Спринт — это промежуток времени, за который команда делает часть задач, согласовывает их с заказчиком и, если все супер, работает дальше. Так подход получается более гибким: можно вносить изменения в проект на любой стадии, а ошибки исправлять сразу и не накапливать до срока сдачи.

Перед началом спринта мы накидываем задачи, которые хотим сделать, две недели над ними работаем и в конце срока всё проверяем, чтобы не было ошибок. Потом несем заказчику
Перед началом спринта мы накидываем задачи, которые хотим сделать, две недели над ними работаем и в конце срока всё проверяем, чтобы не было ошибок. Потом несем заказчику

Что за Agile. Agile — это не только метод организации работы, еще это философия и ценности. Система подсказывает, как выстроить общение компания — сотрудник — заказчик, чтобы всем было комфортно работать. В манифесте Agile ценности описаны так:

  1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Какие у нас есть правила. В коллективе WildTeam сформировались заповеди, о которых мы не говорим, но всегда их соблюдаем и того же ждем от новичков:

  • Не кричим на людей, не ругаем их за ошибки и не наказываем. Мы строим отношения в компании на доверии, а его не будет, если все время конфликтовать.
  • Победы обсуждаем публично, а проблемы — персонально. Еще одно золотое правило, которое помогает нам поддерживать здоровый эмоциональный фон.
  • Не боимся говорить о факапах. Ошибаются все — в этом нет ничего страшного. Главное, сообщить о проблеме сразу, чтобы мы вместе успели все исправить.
  • Поощряем любые улучшения. Каждый сотрудник может предложить изменения в процессах, и мы его выслушаем. Команда уже привыкла к тому, что в любой момент можем начать что-то делать наоборот, потому что так удобнее.
  • Ставим ценность продукта превыше всего. Мы решаем проблемы клиента, поэтому наша главная задача — сделать так, чтобы он был доволен результатом.

Этим блоком курс заканчивается. Мы обычно рекомендуем новичкам пройти его примерно за неделю. Но доступ остается навсегда, так что можно вернуться к нему.

В видеокурсе мы не рассказываем об Асане — нашем планировщике спринтов и задач. Он перестал работать в России, и мы пока не решили, что делать с этим дальше — искать новый планировщик или дальше пользоваться этим через разные обходные пути. С ним новичкам помогает разобраться тимлид.

Пока в курсе четыре блока, но мы постоянно пополняем блоки новой информацией и планируем снимать новые видео с инструкциями.

🎁 Бонус: как еще мы поддерживаем новичков

Мы понимаем, что переход на новую работу — это большой стресс, поэтому заботимся о новых сотрудниках, чтобы они спокойно освоились и чувствовали себя как дома. Вот что мы делаем для этого:

Даем время отдохнуть. Если новичок давно не был в отпуске, мы настаиваем, чтобы он отдохнул перед началом работы хотя бы недельку, а лучше две. Еще бывает, что человек запланировал отпуск, но он выпал как раз на время смены работы. То есть он устроился, например, в июне, а на июль у него уже куплены билеты. Мы отправляем новичка в авансовый отпуск, который оплачиваем, а потом учитываем его в отпускных днях.

Даем лайтовые задачки. Да, мы сразу определяем новенького в какой-то проект, чтобы он вливался в процессы. Так он даже со своими лайтовыми задачами начинает участвовать во всех рабочих проектах и потихоньку понимает, как они проходят и что от него требуется.

Все время остаемся на связи. Новичок общается не только с тимлидом. Я стараюсь несколько раз в месяц прийти и узнать, как дела, все ли понятно, все ли устраивает. Мне важно, чтобы он понимал: я не сижу в «стеклянном куполе» и со мной всегда можно поговорить.

Всегда помогаем исправить ошибки. У нас в компании много правил, мы даже документы для клиента оформляем по-особенному. И это естественно, что новенький не разбирается во всех нюансах и иногда приносит немного не то, что нужно. Но мы всегда объясняем, что вот здесь лучше делать так, а здесь так. Что греха таить, даже «старенькие» до сих пор могут ошибаться, и мы к этому относимся спокойно.

Итак, вы успешно прошли онбординг и полноценно влились в нашу команду. Впереди вас ждет предсказуемый карьерный рост, крутые корпоративы и интересные задачи. Почитать об этом можете в моем блоге.

Если вам интересно поработать в нашей компании, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы как раз набираем специалистов на новые проекты и будем рады ответить на все вопросы на собеседовании.

Поделитесь, а чего вам не хватало в первые недели на новой работе? Может, больше общения с коллективом или задач?

3030
11
11
29 комментариев

Да уж, Мария… Тяжело будет вашим сотрудникам, когда они в реальный мир попадут с совсем другими условиями труда 🙈

2
Ответить

Надеюсь они будут со мной до скончания времен, и у нас будут работать внуки моих ребят ❤️😅

3
1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Все круто, но у меня два вопроса:
1. Как блин, в моем рабочем календаре могут оказаться встречи, на которые ходить не обязательно? Если не обязательно, значит их и быть там не должно.
2. База знаний для онбординга в папках на диске, сириосли? В 21 веке, когда есть куча LMS систем, в том числе бесплатных.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Выше рассказали почти верно про календарь - мы не допускаем пересечение основных встреч в недельном планировании, чтобы туда мог прийти любой) В базе знаний, ИМХО, важнее ЧТО хранится, чем КАК хранится. Над формированием этого самого ЧЕГО мы очень много трудимся абсолютно всем составом, а уж куда сложить - дело второе)

Ответить