Окупаемость: насколько быстро возвращаются деньги, вложенные во франшизу. Инсайдерская информация, реальные цифры

На связи Вера Берк и сегодня хочу обсудить важный момент — окупаемость вложенных во франшизу денег. Напомню, что я — владелица точки парфюма по франшизе Parfum Oil, а до того, как стать франчайзи, открывала собственный бизнес 3 раза, так что личного опыта достаточно, чтобы разобраться с этой темой.

Окупаемость франшизы — краеугольный камень для принятия решения. По сроку окупаемости, указанному на сайте, можно понять, насколько адекватно управляющая компания оценивает собственный бизнес.

Окупаемость проекта позволяет определить, как быстро вернутся вложенные деньги. Срок окупаемости дает вам понимание, в какой момент времени общие доходы с начала запуска сравняются с первоначальными вложениями, после чего вы начинаете действительно зарабатывать, а не просто возвращать вложенное.

То есть, если вы первоначально вложили 5 миллионов рублей и получаете прибыль ежемесячно в размере 250 000 рублей, это значит, что вы вернете свои 5 миллионов через 20 месяцев. Таким образом, можно сказать, что окупаемость вашего бизнеса — 1 год и 8 месяцев.

При больших вложениях можно считать прибыль не в месяц, а в год. Например, когда вы инвестируете 10 млн рублей, которые дают вам доход в 2 млн рублей в год, ваш срок окупаемости — 5 лет.

Нормальным сроком окупаемости для франшиз будут следующие параметры:

  • франшизы стоимостью 1-2 млн рублей — окупаемость 3-10 мес.
  • франшизы, стоимостью 2-5 млн руб. — окупаемость 10-18 мес.
  • франшизы, стоимостью 5-10 млн руб. — окупаемость 18-24 мес.

Когда смотришь на эти цифры, порой возникает вопрос - почему разлет в окупаемости такой большой? На одном конце 3 месяца, на другом 10? Не врут ли? Как получается, что при равных вложениях в один и тот же бизнес, разные точки окупаются за разный период времени?

Это абсолютно нормальная ситуация. Окупаемость напрямую связана с рентабельностью, а рентабельность зависит от многих факторов, но в основном вопрос заключается в том, сколько вы тратите и сколько зарабатываете, а на разных точках это могут быть совершенно разные показатели.

Рентабельность показывает, насколько эффективно используются ресурсы или, проще говоря, сколько денег вам принесет каждый вложенный рубль. Так, рентабельность в 40% означает, что в каждом заработанном рубле прячется 40 копеек прибыли. Соответственно, чем выше рентабельность бизнеса, тем быстрее он окупится.

Когда вы решаете вложить деньги во франшизу, очень важно не только посмотреть окупаемость, которую пишут на сайте, но и самостоятельно рассчитать ее для данной франшизы. Это необходимо, чтобы понять реальную рентабельность бизнеса. Например, на сайте могут написать, что окупаемость 6 месяцев, а рентабельность 50%. Но вы при расчетах получите другие цифры: окупаемость 12 месяцев, а не 6, а для вас это означает 3 вещи:

  • рентабельность не 50% а намного ниже (почему? в чем причина? Это не повод отказываться от данной франшизы, но повод задуматься и задать вопросы на встрече с управляющей компанией до подписания договора)
  • вы вернете свои вложения не через 6 месяцев, а через 12 (а это риск, особенно в наше быстро меняющееся время)
  • придется разобраться, почему рентабельность ниже и можете ли вы это исправить на своей точке, как ее владелец, или это заложено в бизнес-модель и вы ничего не сможете с этим поделать.

Давайте сравним сроки окупаемости двух точек компании Parfum Oil и посмотрим, как это работает.

Я буду использовать статический метод расчета — то есть формулу, которая не учитывает инфляцию. Она используется для проектов, где окупаемость не больше 3-х лет. Формула максимально проста и даже использована в примерах выше:

Срок окупаемости = сумма инвестиций / среднемесячную чистую прибыль

Если взять показатели с сайта франшизы, то получится следующее:

- Сумма инвестиций - 1 200 000 руб.

- Среднемесячная ЧП - 200 000 руб.

- Срок окупаемости - 3-6 месяцев.

Если мы поделим миллион двести вложений на двести тысяч чистой прибыли, то получим ровно 6 месяцев.

Откуда тогда взялась цифра 3 месяца на сайте?

Надо понимать, что на сайте указаны средние цифры, включая чистую прибыль. Она может быть больше или меньше, в зависимости от ваших расходов и продаж. И тут будет интересно углубиться в детали и посмотреть все на конкретных и реальных цифрах, которые мне любезно предоставили мои коллеги по франшизе, другие франчайзи.

Итак, поехали!

Точка Parfum Oil в Наро-Фоминске, торговый центр “Воскресенский Пассаж”

Владелец точки - Артур

Срок окупаемости - 1,5 месяца

Открытие точки в Наро Фоминске. На фото: Артур и Тарон Папоян, владелец франшизы
Открытие точки в Наро Фоминске. На фото: Артур и Тарон Папоян, владелец франшизы

Вложения

1) Паушальный взнос — 500 000 руб.

2) Производство и установка острова — 180 000 руб.

3) Аренда 1 и последний мес. — 120 000 руб.

4) Закуп товара — 300 000 руб.

5) Обеспечительный платеж для ТЦ (возвращается после разрыва или окончания договора с ТЦ) — 0 руб.

6) Касса, эквайринг, телевизор, ноутбук — 100 000 руб.

Итого вложений ровно 1 200 000 руб., как и указано на сайте. Отдельно отметим отсутствие обеспечительного платежа, чего удалось добиться управляющей компании в ходе переговоров с администрацией ТЦ. Идем дальше и смотрим на доходы.

Выручка в месяц

1) Средний чек — 2 902 руб.

2) Покупок — 10 руб.

3) Выручка в день — 29 020 руб.

Чтобы получить выручку в месяц, умножаем выручка в день на 30 дней в месяце. Получаем 870 600 руб. ежемесячно.

Здесь мы видим, что, несмотря на то, что Наро Фоминск маленький город с населением меньше 100 тысяч человек, Артуру удавалось продавать ежедневно в среднем на сумму около 30 000 рублей. Это произошло благодаря масштабному открытию, в котором участвовали приглашенные управляющей компанией блогер. Если быть до конца откровенными, то на продвижение точки и яркое открытие управляющая компания потратила больше половины паушального взноса самого Артура.

Далее считаем расходы, прибыль и чистую прибыль, цифры которых Артур лично мне предоставил.

Расходы в месяц

Аренда — 60 000 руб.

Зарплаты продавцам (2 чел.) — 85 000 руб.

Маркетинг — 30 000 руб. (промо)

Итого расходов: 175 000 руб./мес.

Прибыль за месяц = выручка - расходы = 695 600 руб.

Считаем роялти (5% от прибыли) — 34 780 руб.

Приыбль после выплаты роялти — 660 820 руб.

Налоги (6%) — 41 736 руб.

Чистая прибыль после уплаты роялти и налогов — 619 084 руб.

Какая же выходит окупаемость?

Считаем по формуле:

сумма инвестиций / среднемесячную чистую прибыль = срок окупаемости

1 200 000 руб. / 401 034 руб. = 1,5 месяца!

Сразу скажу, что это - самый фантастический результат в сети! Однако это не значит, что его нельзя повторить — компания предоставляет возможность каждому. Из этого кейса видно, что даже если вы живете в маленьком городе, вы можете делать крутые продажи и продолжать расти. Как именно — подробности лучше обсудить с менеджером компании, оставив заявку на сайте Parfum Oil. Донимайте наших менеджеров, сколько душе угодно, лезьте в самые печенки, задавайте вопросы любой степени детализации. Это ваше право.

Как же у Артура получились такие результаты в городе с населением всего 74 000 человек? Как я уже написала выше, управляющая компания устроила масштабное открытие. Это было особенно важно именно для маленького города, чтобы точка с самого старта засветилась среди местных блогеров, которых привлекли маркетологи франшизы, и запомнилась посетителям торгового центра.

Во-вторых, управляющая компания при переговорах с администрацией ТЦ добилась пониженной арендной ставки, что сразу существенно снизило сумму расходов.

И в-третьих, точка Артура расположена рядом с эскалаторами на первом этаже, где проходимость очень высокая, что позволяет продавать больше, чем этого можно было бы ожидать. Сейчас Артур владелец четырех точек и в одном из них сумел увеличить выручку в 3 раза за 1 месяц при помощи рекламных инструментов самого ТЦ, о чем я как-нибудь расскажу отдельно.

Артур Мусаев
Франчайзи Parfum Oil
В период открытия друзья и знакомые спрашивали, как идут дела, пытались советовать, на чем можно сэкономить, но Parfum Oil и так максимально оптимизирует бюджет партнёра, ты не тратишь ни много, ни мало. Так что ты не покупаешь что-то лишнее и не тратишь что-то лишнее. Тебе предлагают самый оптимальный вариант открытия бизнеса.

А теперь рассмотрим показатели точки со сроком окупаемости 10 месяцев и увидим разницу, а также посмотрим, есть ли тут подвох…

Точка Parfum Oil в Сочи, торговый центр “Моремолл”

Владелица точки - Юлия

Срок окупаемости - 10 месяцев

Окупаемость: насколько быстро возвращаются деньги, вложенные во франшизу. Инсайдерская информация, реальные цифры

История Юлии отличается от кейса Артура.

Первоначальные вложения выше и составили — 1 700 000 руб.

В них вошли:

1) Паушальный взнос — 200 000 руб. (был снижен из-за дифференциации для городов в зависимости от населения, сама дифференциация была введена в начале 2023 года, до этого все франчайзи платили одинаковый пауш вне зависимости от того, сколько в городе проживает тысяч человек)

2) Производство, доставка и монтаж торгового острова — 250 000 руб.

3) Аренда 1-й и последний мес. — 300 000 руб.

4) Закуп товара — 350 000 руб.

5) Обеспечительный платеж для ТЦ (возвращается после разрыва или окончания договора с ТЦ) — 500 000 руб.

6) Касса, эквайринг, телевизор, ноутбук — 100 000 руб.

Здесь мы сразу видим, что увеличение первоначальных вложений от указанных на сайте произошло из-за обеспечительного платежа для ТЦ и довольно дорогой аренды. Одновременно с этим паушальный взнос был снижен с 500 000 руб. до 200 000 руб., так как Сочи - город с населением до 500 000 чел., а в компании Parfum Oil паушальный взнос уменьшается пропорционально населению города, в котором вы открываетесь.

Изначально Юлии было предложено 3 разных торговых центра на выбор, в том числе с более низкой арендной ставкой, однако она осознанно выбрала центральный ТЦ в городе с наивысшей проходимостью. При этом ТЦ дал небольшую скидку на аренду для оплаты первого и последнего месяца, что будет видно из дальнейших цифр ежемесячных расходов.

Что же касается выручки открытой точки, с первого месяца она была такой:

Выручка в месяц

1) Средний чек — 2 813 руб.

2) Покупок в день — 10

3) Выручка в день — 28 130 руб.

Итого ежемесячная выручка в среднем составляла 843 900 руб.

Теперь для расчета окупаемости давайте посчитаем расходы и вычислим чистую прибыль так же, как сделали это для Артура выше.

Расходы в мес.

Аренда — 158 000 руб.

Зарплаты продавцам (2 чел.) — 200 000 руб.

Маркетинг — 300 000 руб.

Таким образом, ежемесячные расходы = 658 000 руб.

Ежемесячная прибыль = выручка - расходы = 185 900 руб.

Роялти (5%) — 9 295 руб.

Прибыль после уплаты роялти — 176 605 руб.

Налоги (6%) — 10 596 руб.

Чистая прибыль после уплаты роялти и налогов — 166 008,70 руб.

Что же с окупаемостью?

Делим сумму первоначальных вложений на ежемесячную чистую прибыль — то есть, в нашем случае 1 700 000 руб. на 166 009 руб. и получаем… 10 месяцев, указанные в заголовке.

Вот что говорит сама Юлия:

Юлия Шейн
Франчайзи Parfum Oil

Сама франшиза обошлась нам довольно дорого, мы по итогу самый дорогой магазин в сети. Рассчитывали на одну стоимость, получилась другая. Но надо понимать, что так вышло, потому что мы захотели встать в один из самых крупных торговых центров в Сочи, чтобы были хорошие продажи, и у них оказалась аренда дороже, чем мы предполагали и закладывали в расчетах ... но мы все равно приняли решение открываться именно там.


Окупились за 10 месяцев и именно из-за того, что сумма первоначальная вышла высокой. Если бы взяли другое место, подешевле, может, быстрее бы отбились, но мы хотели именно это место, так что всем довольны.

Как сейчас идут дела на точке? Не без помощи управляющей компании и федерального маркетинга, а также благодаря собственным усилиям Юлии удалось повысить средний чек и количество продаж в день, поэтому сейчас ее выручка выросла вместе с чистой прибылью до 250 000 руб./мес. в среднем. Рост продолжается и теперь Юлия задумывается о второй точке, но это - совсем другая история!

За какое количество времени окупиться точка в моем городе?..

…спросите вы. На это отвечу, что под каждый город делается индивидуальный расчет. Более того, он уточняется по мере переговоров УК с торговыми центрами. Да, на сайте даны цифры, но они средние и, как вы сами увидели, могут быть совершенно разными, разлет довольно большой. Поэтому если вам стало интересно, сколько вы могли бы зарабатывать в вашем городе и сможете ли вы окупиться также быстро, как Артур, оставляйте заявку на расчет под ваш город на сайте франшизы — и до следующих встреч!

11
3 комментария

10 месяцев?

Ответить

Да, у Юли вышло 10 месяцев.

Ответить

Сорри, если очень пристально считать, 10,5 месяцев ))

Ответить