Нестандартная практика: какие задания дают студентам Вышки

Преподаватель ВШЭ Евгений Цаплин — о неформальных заданиях по маркетинговым коммуникациям.

Нестандартная практика: какие задания дают студентам Вышки

На одном из предметов курса «Введение в маркетинговые коммуникации» объявили дополнительный балл на экзамене для студентов, которые смогут написать материал на популярные интернет-ресурсы. Некоторые статьи ребят на vc.ru были заблокированы из-за накрутки просмотров, а редакция издания обратилась к студентам с призывом «не хулиганить».

Мы поговорили с преподавателем курса Евгением Цаплиным об этом кейсе и узнали, как подобные задания помогают на практике увидеть специфику маркетинговых коммуникаций.

Как родилась идея этого задания и как отнеслись к нему студенты?

Похожее задание я предложил своим студентам еще в первый год преподавания в Вышке, в 2013 году. Учащиеся могли получить дополнительные баллы за публикацию в студенческих научных журналах. Я полагал, что это будет сложная работа, но с ней справился почти весь поток. С этого момента я часто включал публикационную активность в состав оценки. Здесь нет ничего удивительного, ведь для преподавателей ВШЭ ключевое требование к соответствию занимаемой должности – это именно публикации. Почему бы не сделать аналогичное и для студентов?

«Да, VC не научный журнал, но и курс у нас прикладной, а где еще освоить принципы маркетинговых коммуникаций кроме как на практике?»

Студенты в основном не верят, что могут опубликоваться в федеральных СМИ, что их история кому-то интересна. А что касается самого задания, то за время нашего курса ребята уже делали сайт на Tilda, выкладывали видео на свой YouTube-канал, пробовали себя в качестве предпринимателей на площадке онлайн-магазина Fiverr, изучали HubSpot и даже раскручивали свой TikTok. Кстати, на канале у Валерии Несведовой есть видео с более чем 1 млн. просмотров. Так что публикация на VC еще далеко не самая масштабная коммуникация в рамках курса.

Какие были требования к контенту и метрикам в рамках этой публикации?

К контенту предъявлялись минимальные требования: студент мог написать абсолютно на любую тему, которая ему ближе, в которой он лучше всего разбирается. Для меня важно было показать ребятам, что задание, которое на первый взгляд кажется каким-то нереальным, на самом деле, выполнимо. А поставленные метрики по просмотрам/добавлениям в закладки и т.п., как отметили даже в самом VC, слишком простые для их достижения.

Когда я учился водить машину, то очень боялся выезжать на трассу, на что инструктор сказал мне: «Не бойся, с рулем еще никто не родился». Так что для студентов это первый выезд на трассу.

Как вы оцениваете прямой призыв в статье одного из учащихся ставить оценки и делать репосты, чтобы помочь приблизить его к закрытой сессии?

Когда вы смотрите видео на YouTube, вас всегда призывают «ставить лайк, подписываться на канал, делать репост». В любой рекламе вы видите call to action – призыв к действию. С точки зрения маркетинга это обязательный элемент.

«Если студент нашел подход к своей целевой аудитории и смог добиться своей цели, от меня отдельный «лайк» за понимание принципов коммуникаций».

Как вы отнеслись к реакции редакции vc.ru и как планируете обсуждать этот кейс со студентами?

Это отличный показательный пример, что списывание и другая академическая нечестность в Вышке не пройдет! На самом деле, никто не забанен, было подозрение на использование ботов, но так как студенты массово рассылали ссылки на свои статьи всем знакомым, то подобную активность можно легко спутать. VC обещало изучить все внимательно. В любом случае, у студента было на выбор 4 издания: tjournal.ru, DTF.ru, VC.ru и Яндекс.Дзен.

Я со своей стороны, конечно же, дам ребятам фидбэк. Но лучший разбор им устроила редакция VC, за что им огромное спасибо. Отзыв эксперта – всегда самый ценный.

Что ждет ребят, которые выполнили задание?

В Вышке используется 10-балльная система оценки, причем 8, 9 и 10 означают «отлично». Задание на публикацию весит очень мало, зато позволит отделить отличников от отличных отличников.

4545
27 комментариев

Прекрасная движуха. Преподаватель молодец. Учит ребят сразу на практике:)

11

Вообще не норм. Преподаватель считает, что аудитории vc.ru можно втюхивать низкопробный контент от студентов и это норм. Преподаватель пишет что в маркетинговых целях можно делать все что угодно, в том числе плевать на интересы аудитории (не важно, сколько вы зацепили своими статьями хлама, главное чтобы минимальные KPI были выполнены).
Преподаватель смешивает в одну кашу свободный блоговый сервис Яндекс.Дзен и, пусть и UGC, но все-таки издание.

Преподаватель считает что клянчить лайки на VC (где это не принято) - тоже самое что клянчить их на ютубе (где это норм) и не считает что это проблема.

И этот человек дает высшее образование по маркетингу, хотя по-факту все это задание это как раз провокация на низкопробный около-сео-спам маркетинг, а-ля fb.ru.

И даже KPI это подтверждают. Реальный маркетинг он про продукты, про конверсии, про продажи, в конце концов, про узнавание бренда. А маркетинг "набрать x лайков и просмотров" - это маркетинг дешевый, низкопробные. Кроме случаев когда это одна из мелких задач, в рамках большой выверенной задачи (например: мы хотим, чтобы наш бренд стал известен в IT-среде, потому ставим задачу публиковать по тематической статье раз в неделю с такими-то параметрами по выходу. Статья должна быть проввалидирована нашими профессионалами и соответсвовать тематике нашего бизнеса. Чувствуете разницу с "напишите по любой теме которая вам близка"?)

55

Учит студентов клянчить лайки. Очень полезный навык, безусловно.

27

А еще было бы очень интересно услышать от преподавателя примеры хороших успешных маркетинговых бизнес-кейсов из его профессиональной деятельности, раз он такую дисциплину преподает.
Что-то мне подсказывает что их не особо есть. По крайней мере все, что мне удалось найти это о том, что он гендир некой "телеком проект" - организации явно близкой к гос. заказу с сайтом устаревшим лет на 10-15, еще и содержащим кучу ошибок верстки, причем в промо-блоках

17

На самом деле довольно любопытный кейс. 

9

Очевидно необходим глубокий рисёрч для выдачи более юзер-френдли продукта.

11

Классный опыт, на самом деле. Теорию из учебника (а есть ли актуальные учебники по таким направлениям?) без собственного опыта вряд ли удастся по-настоящему освоить, отличный подход.

Я училась не в Вышке, но нам тоже как-то дали задание – написать статью для Википедии, успехом считалась ее публикация (то есть одобрение модераторов площадки, у которой есть определенные требования к контенту).

Так и здесь – изначальный посыл, полагаю, был в том, чтобы ребята развернули свою деятельность в заданных платформой и изучаемым предметом условиях. А уж как они к этому подошли… Не согласна с теми, кто пишет, что препод поощряет дурацкие маркетинговые ходы: как ни крути, это тоже практика, тоже выход.

Круто, когда преподаватель дает вам свободу действий, мышления, оценивает не только ваши знания и навыки, но и изобретательность, умение искать и не сдаваться )) Это говорит о том, что студентов он видит и слышит, разбирает кейсы не по методичке

9