Три пути для маркетолога: куда пойти работать в 2020 году?

Тысячи маркетологов потеряли в этом году работу из-за пандемии коронавируса. Однако карантин подходит к концу, бизнес оживает, а маркетологи начинают задумываться, куда теперь идти работать.

Мы решили порассуждать, что лучше выбрать маркетологу для работы: стартап, маркетинговое агентство или корпорацию.

Три пути для маркетолога: куда пойти работать в 2020 году?

Различные пути построения карьеры

По сути, у маркетологов сегодня есть три основных варианта трудоустройства.

Первый – это работа в крупной или относительно крупной компании, например, в региональном представительстве международного бренда, крупном ритейлере, банковской структуре или университете с именем. В зависимости от размера организации отдел маркетинга может состоять из одного менеджера или из десятков специалистов – от директора до младших ассистентов.

Второй путь – это стартап, то есть молодая, но дерзкая инновационная компания. Ожидать от такой фирмы большого отдела маркетинга (и серьезных бюджетов) не стоит. Но есть и хорошие новости: стартапы сегодня растут как грибы после дождя, можно выбирать, где и чем вам хотелось бы заниматься.

Наконец, третий вариант – это рекламное или маркетинговое агентство. В России их насчитывается более 15 000, в Беларуси - свыше 300. Популярность агентств объявляется тем, что сегодня все больше компаний предпочитают отдавать маркетинг на аутсорс.

У каждого варианта свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим их по порядку.

Три пути для маркетолога: куда пойти работать в 2020 году?

1) Работа в корпорации

  • Большой бюджет. Один из главных плюсов работы в стабильной компании – это большие финансовые возможности. Вы сможете разрабатывать и проводить серьезные маркетинговые и рекламные кампании, получите доступ к новым каналам коммуникации, сможете привлекать сторонние агентства для решения задач (вместо того, чтобы лихорадочно гуглить «как бесплатно продвинуть свой бизнес»).
  • Стабильный доход и соцпакет. Кризис, к сожалению, – это уже перманентное состояние нашей реальности, поэтому перспектива получать ежемесячно гарантированную сумму денег для многих становится все более привлекательной. Качественная медицинская страховка и компенсация расходов на питание тоже придутся кстати. В корпорациях бывают и другие «плюшки» для сотрудников, например, абонементы в спортзал.
  • Хорошая строчка в резюме. Представьте, что вы сами подбираете сотрудников для своего отдела. Кто из претендентов вам кажется более интересным: из корпорации Google или из ООО «Рога и копыта»? Мы тоже склоняемся к первому варианту. Большая компания с известным именем добавит очков любому резюме.
  • Перенимаем опыт коллег. Это возможно, когда у фирмы большой отдел маркетинга, и актуально для специалистов всех уровней. Даже если вы маркетолог с именем и большим профессиональным опытом за плечами, постоянно меняющиеся технологии и рыночные условия заставляют держать нос по ветру и быстро осваивать новые знания.
  • Карьерный рост. Ассистент, младший менеджер, старший менеджер, руководитель отдела, руководитель департамента, заместитель директора – вот ступеньки традиционной карьерной лестницы в большой корпорации. Неплохая перспектива, не правда ли? В международной компании есть шанс стать, например, региональным директором и уехать работать за границу. А еще возможна горизонтальная карьера: переход в бренд-менеджмент, медиа-менеджмент, исследования рынка и так далее. Без дела не останетесь.

Минусы:

  • Бюрократия. Чем больше компания, тем сильнее вы будете чувствовать себя винтиком в огромной машине, и тем меньше у вас будет свобода действий. Бюджет кампании могут согласовывать неделями, а каждый пресс-релиз придется показывать пяти-шести различным начальникам (минимум). Относительной свободой в корпорациях пользуются только руководители отдела маркетинга, но это место еще надо суметь занять.
  • Политические игры. В большом коллективе тяжело всем нравиться. Есть вероятность, что вас кто-то не полюбит и будет ставить вам палки в колеса просто из-за личной неприязни. Отношения играют большую роль в работе, ведь не секрет, что решения в корпорациях далеко не всегда принимаются исходя из соображений эффективности.
  • Нехватка креатива. Стабильно работающие компании склонны годами использовать одни и те же маркетинговые инструменты по принципу «не сломалось – не чини». Поэтому вам будет непросто убедить начальство попробовать инновационные каналы вроде WebAR или 3D-фотографий. Международные корпорации обычно очень жёстко следуют бренд-буку и гайдлайнам своих брендов, серьезно ограничивая возможности для креатива.

2) Работа в стартапе

  • Самостоятельность. «Государство — это я», воскликнул однажды Людовик XIV. В вашем случае возможен вариант «маркетинг – это я», потому что вы будете единственным сотрудником отдела. Главный плюс такой ситуации – свобода принимать решения. Чем меньше (и моложе) стартап, тем быстрее проходят в нем все согласования. Кроме того, основатели стартапов обычно охотно экспериментируют с новыми маркетинговыми каналами.
  • Быстрые результаты. Легко оценить эффективность маркетинга, когда изначально о бренде никто не знает. Кроме того, чем меньше масштабы бизнеса, тем более высоких результатов можно добиться за короткий срок: скажем, одна рекламная компания может повысить продажи не на 20%, а на 200%. Отличная строчка в резюме!
  • Карьерный рост. Если проект «выстрелит», а бренд станет узнаваемым, вы сможете разом перескочить несколько ступенек карьерной лестницы. Только в стартапах возможно пройти путь от специалиста до директора за пару лет работы. К тому же, большинство стартапов работают в перспективной отрасли IT-технологий.
  • Динамичность. Новые задачи каждый день, интересные проекты, маленький дружный коллектив, словом, «движуха» и ощущение приключений – вот что создает уникальную атмосферу стартапов. Я знаю немало специалистов, которые, поработав однажды в стартапе, уже не захотели возвращаться в большие компании.

Минусы:

  • Риск ошибиться. У самостоятельности есть и обратная сторона: если вы принимаете решения, то и полная ответственность за них ложится на вас. Если вы один отвечаете за весь маркетинг, есть вероятность, что в нужный момент никто не сможет дать вам дельный совет и уберечь от неудачи.
  • Не у кого учиться. В корпорации найти себе гуру несложно, а вот в стартапе все придется осваивать самостоятельно. Это ни в коем случае не отменяет профессионального роста, просто его скорость и успешность, опять же, будут напрямую зависеть от вас.
  • Скромный бюджет. Нехватка денег – это классическая ситуация для 99% стартапов. Вам придется находить каналы коммуникации и использовать инструменты, требующие минимальных затрат (а лучше всего, конечно, и вовсе бесплатные). Будем оптимистами: даже в такой ситуации есть плюс – вы прокачаете творческий подход к решению проблем, однако реализацию многих хороших идей, скорее всего, придется отложить до лучших времен.
  • Небольшая зарплата. Проблемы, связанные с финансированием, касаются не только проектов, но и оплаты труда команды. Стартап, по крайней мере, в начале своей деятельности, не сможет платить вам столько же, сколько корпорация. Нередко стартапы компенсируют невысокие зарплаты долей в компании, однако это нельзя назвать стабильным заработком.
  • Хаос и непредсказуемость. Атмосфера приключений – большой плюс для тех, кто чувствует себя комфортно в такой среде. Те же специалисты, которые ценят порядок и стабильность, скорее всего с трудом найдут себе место в стартапе, где не только стратегия, но даже сам продукт может внезапно поменяться. Ждать от стартапа выверенных бизнес-процессов не стоит.
Офис BDCenter Digital - БЦ Royal Plaza, Минск
Офис BDCenter Digital - БЦ Royal Plaza, Минск

3) Работа в агентстве

Плюсы:

  • Разнообразие проектов. Агентства хороши тем, что предоставляют широкий выбор заданий. Один и тот же специалист может одновременно вести несколько проектов в совершенно разных сегментах: от блокчейна до туристических услуг. Это интересно и полезно для развития кругозора, а главное – позволяет вырасти в специалиста с широким кругом компетенций.
  • Быстрый профессиональный рост. В агентстве вы за месяц научитесь тому, что в корпорации не постигнете и за год. Конечно, работа потребует от вас полной отдачи, но если ваша цель – как можно быстрее стать профессионалом, то агентство – это самый быстрый путь к ее достижению.
  • Демократичная атмосфера. В агентствах обычно горизонтальная организационная структура, нет классической иерархии и строгих формальных отношений между начальниками и подчиненными. Вряд ли кто-то будет заставлять вас ходить в костюме и обращаться к руководству по имени-отчеству.
  • Дружная команда специалистов. Как показывает практика, средний уровень профессионализма в агентствах значительно выше, чем в штатных отделах маркетинга, так как сотрудники получают солидный опыт в самых разных сферах. Кроме того, в агентствах обычно очень сплоченные коллективы. Иногда ради проектов приходится разве что не ночевать в офисе – конечно, стрессовая ситуация учит людей быстро находить общий язык и поддерживать друг друга. Классических корпоративных разборок «маркетинг vs продажи» или «маркетинг vs бухгалтерия» в агентстве не может быть в принципе.

Минусы:

  • Бешеный темп. Мы не хотим, чтобы у вас были ненужные иллюзии. Работа в агентстве – это реально высокий темп работы. От вас потребуется постоянно быть на связи, регулярно переключаться между проектами и задачами. С одной стороны, результатами своего труда вы, скорее всего, будете гордиться, с другой, далеко не всем подходит такой интенсивный темп. Выручить могут различные мобильные приложения, помогающие организовать рабочий процесс (Slack, Asana, Trello и прочие), однако на первом месте – ваша мотивация.
  • «Трудные» клиенты». Клиенты – это, в первую очередь, люди. Одни ведут себя спокойно и профессионально, другие нервничают, торопятся или медлят, принимая решения, вносят тысячи правок в макеты и требуют миллионы отчетов (срок сдачи которых – вчера). От вас потребуется много терпения и умение подстроиться под клиента, войти в его положение.
  • Короткая карьерная лестница. Стать профессионалом в агентстве, прокачав свои навыки, можно достаточно быстро. А вот стать «большим боссом» с десятками подчиненных – вряд ли. Дело в том, что в агентствах обычно очень компактные коллективы. Вы можете стать тим-лидом или руководителем направления, но в поисках ещё более высоких карьерных горизонтов вам вероятнее всего придется искать новую работу.

Так где все-таки лучше?

Однозначного ответа не существует. Чтобы было удобнее взвесить все “за” и “против” мы собрали все плюсы и минусы каждого варианта в единую таблицу.

Плюсы и минусы каждого варианта для маркетолога
Плюсы и минусы каждого варианта для маркетолога

Выводы

Для маркетолога, который всегда работал только в корпорациях, перспектива оказаться в стартапе может быть пугающей. Если вам нужно выплачивать ипотеку и содержать семью, разумно будет переждать бурю в спокойной корпоративной гавани.

Однако не стоит забывать о том, что в ближайшие пару лет конкуренция среди маркетологов станет гораздо жестче: по всем прогнозам нас ожидает рецессия мировой экономики, а значит выживут только сильнейшие – как компании, так и специалисты.

Итого, если хочется разных проектов и быстро прокачать скиллы – добро пожаловать в агентство, быстро подняться по карьерной лестнице – в стартап, стабильно работать -– в корпорацию.

В конечном счёте выбора сводится к ключевому вопросу: что для вас важнее – стабильность или быстрый рост и перспективы? Если вам интересна работа в маркетинговом агентстве с интересными проектами на глобальном рынке, то не стесняйтесь и пишите нам на info@bdcenter.digital – мы всегда рады новым профессионалам в нашей команде.

Команда BDCenter Digital
Команда BDCenter Digital
1111
4 комментария

Не рассмотрены ещё свои проекты. Чтобы забыть про всех работодателей ))

Ответить

Рассматривали работу по найму.

Ответить

В этом случае, вашими работодателями будут ваши клиенты

Ответить