Избежать штрафа в 500 000 ₽ и сохранить нервы: топ-3 причины, почему стоит зарегистрировать товарный знак

Привет! На связи команда юристов компании «Милле». Уже 5 лет мы занимаемся регистрацией товарных знаков и знаем, как одолеть троллей в суде, получить компенсацию в 1,7 млн рублей за паразитирование на бренде клиента и убедить Роспатент отозвать отказ. На примере кейсов из практики решили рассказать, почему важно регистрировать товарный знак в 2024 году.

Чей бренд?
Чей бренд?

Ежедневно наша команда сталкивается с ситуациями, когда авторы лишаются прав на свой контент, успешные стартапы — на бренд, а бизнес теряет миллионы из-за недооценки важности правовой защиты. Но мы уверены, что «лучше предупредить болезнь, чем лечить её». А если точнее, то «лучше зарегистрировать товарный знак, чем потерять бизнес».

Зачем регистрировать товарный знак?

Представьте, что у вас есть красивый дом, в который вы вложили много времени, сил и денег, чтобы сделать его уютным: купили мебель, развесили картины, перевезли антиквариат, доставшийся от бабушки в наследство. Но если вы оставите дверь открытой, то рано или поздно кто-нибудь зайдёт внутрь, заберёт ваши вещи и даже попробует присвоить дом.

Товарный знак — это ключ, который защищает всё то, что делает ваш бренд узнаваемым. Если вы не регистрируете его, то вашим логотипом, названием, дизайном упаковки может воспользоваться кто угодно, и ему ничего за это не будет.

Существуют даже так называемые патентные тролли — люди, которые специально находят бренды без товарного знака, регистрируют их на себя, а затем требуют компенсацию и угрожают судом
Существуют даже так называемые патентные тролли — люди, которые специально находят бренды без товарного знака, регистрируют их на себя, а затем требуют компенсацию и угрожают судом

По закону регистрировать товарный знак не требуется: это ваше право, а не обязанность. Но мы советуем им не пренебрегать, и вот почему.

Причина 1. Защита интеллектуальной собственности

В случае если кто-то решил украсть результат вашей творческой или интеллектуальной деятельности и заработать на этом, вы можете подать в суд на нарушителя и получить компенсацию, как это сделал один известный блогер. Он обратился к нам со следующей проблемой: его авторский курс по раскрутке в соцсетях был незаконно выложен на стороннем сайте — согласия наш клиент не давал.

Несмотря на то, что курс защищен авторским правом, доказать его очень сложно. Нужно собрать исходные материалы, скриншоты веб-страниц, соцсетей или платформы с указанием даты публикации, договоры с подрядчиками — всё то, что поможет вам убедить суд, что контент действительно принадлежит вам. Товарный знак — более надёжная защита. Право на него подтверждается государством в процессе регистрации: в случае нарушения прав на товарный знак суд встанет на вашу защиту.

Что мы сделали

Зарегистрировали товарный знак. Мы подготовили документы и заявку на регистрацию объектов интеллектуальной собственности — личного бренда и названия курса — и подали её в Роспатент. Обе заявки были поданы по ускоренному пути, поэтому через 1,5 месяца мы получили товарные знаки на руки.

Заблокировали пиратский сайт. Мы выяснили контакт владельца сайта и направили ему письмо с досудебной претензией. Приложили документы о регистрации товарных знаков и перечислили законы, которые нарушил «пират». Владелец сайта удалил контент на следующий день и выплатил нам компенсацию.

Вы можете потребовать в качестве компенсации от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ за использование вашего или схожего товарного знака без разрешения
Вы можете потребовать в качестве компенсации от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ за использование вашего или схожего товарного знака без разрешения

Товарный знак защищает ваш бренд от подделок и незаконного использования. Это позволяет вам бороться с подделками, предотвращает финансовые потери и помогает сохранять репутацию.

К нам обратилась владелица мастерской свечей и мыла ручной работы — Мария. Она продаёт продукцию не только на своём сайте, но и на Wildberries. Несмотря на высокую конкуренцию, её товар долгое время держался в топе, а выручка росла, пока однажды клиент не заметил резкое падение продаж. Те позиции, которые раньше показывали хорошие результаты, стали терять в объёмах: просмотры снизились, но при этом конверсия в покупки осталась прежней.

Оказалось, что ещё одна компания начала продавать такой же продукт и точно под таким же брендом. Мария хотела решить вопрос мирно: попросила конкурентов изменить название, на что получила ожидаемое «нет». Тогда она направила претензию на маркетплейс с просьбой удалить магазин недобросовестного продавца. Площадка запросила свидетельство на товарный знак, которого у Марии не было. Клиент обратился к нам за решением спора: терять бизнес не хотелось.

Что мы сделали

Подали заявку и получили отказ. Мы направили заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент. То же самое сделал и конкурент, но на несколько дней раньше. Нам пришёл закономерный отказ: кто первый подал, того и знак.

Юрист поможет не только с подготовкой документов, но и сэкономит вам 30% от пошлины за счёт электронной подачи заявки
Юрист поможет не только с подготовкой документов, но и сэкономит вам 30% от пошлины за счёт электронной подачи заявки

Аннулировали товарный знак конкурентов. Когда одна компания регистрирует товарный знак, чтобы навредить конкуренту — это недобросовестная конкуренция. Занимается ею ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Но вы не можете просто прийти к ним и сказать: «Эти ребята забрали моё название». Нужно доказать, что:

  • вы использовали это название раньше, чем конкурент;
  • конкурент знал о вашем бизнесе, когда подавал заявку;
  • вы работаете на одном рынке и конкурируете друг с другом;
  • конкурент хотел вытеснить вас с рынка за счёт «кражи» товарного знака;
  • конкурент мог нанести вам вред.

Мы проконсультировали Марию о процессе аннулирования товарного знака и помогли собрать необходимые документы, чтобы подать их в ФАС. Но аннулирование через антимонопольную службу — это сложный и длительный процесс. Заседание откладывали несколько раз. Дело в итоге мы выиграли, но это стоило клиенту нервов и упущенной прибыли.

Причина 3. Избежание штрафов

Нельзя просто взять и повесить вывеску на фасад здания, если название вашего бренда на латинском языке. Точнее, можно, конечно, но будьте готовы, что однажды к вам нагрянет проверка и потребует документы, подтверждающие, что вы действуете в правовом поле. Согласно Федеральному закону №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» и закону «О защите прав потребителей» все вывески должны быть на русском языке, за исключением следующих случаев:

  • если вывеска носит информационный, а не рекламный характер, и рядом есть перевод;
  • если это фирменное наименование компании, зарегистрированное в налоговой, или товарный знак.
За использование иностранного языка на вывеске можно получить штраф: 2 000–2 500 ₽ для физических лиц, 4 000–20 000 ₽ для должностных лиц, 100 000– 500 000 ₽ для юридических лиц
За использование иностранного языка на вывеске можно получить штраф: 2 000–2 500 ₽ для физических лиц, 4 000–20 000 ₽ для должностных лиц, 100 000– 500 000 ₽ для юридических лиц

Название компании нашего клиента долго висело на фасаде и привлекало гостей: найти вход в незаметную дверь, спрятанную во дворах, было легко — всё благодаря яркой, красочной вывеске на английском языке. Как оказалось, ФАСу найти её тоже было несложно: в мае 2024 года антимонопольная служба запросила документы, подтверждающие регистрацию товарного знака на латинице. У владельца компании их не оказалось. Вывеску демонтировали, а на собственника наложили штраф из шестизначной суммы.

Что мы сделали

Подали заявку на регистрацию товарного знака. Подобрали классы МКТУ, подготовили заявочную документацию, взяли на себя переписку с Роспатентом.

Предложили временное решение. Так как регистрация товарного знака может занимать несколько месяцев, мы предложили на время повесить вывеску на русском языке, а также подготовили мини-инструкцию с основными правилами её размещения.

Регистрация товарного знака — это не просто формальность, а мощный инструмент для защиты бизнеса. Если вы столкнулись с патентным троллингом, недобросовестной конкуренцией или хотите защитить себя от финансовых убытков, штрафов и в будущем масштабировать бизнес, обращайтесь в нашу юридическую компанию «Милле».

Оставляйте заявку на сайте, и мы бесплатно оценим шансы регистрации вашего товарного знака и пришлём письменный отчёт. В нём расскажем про возможные сложности, с которыми вы можете столкнуться в процессе, предложим варианты, как их преодолеть, и рассчитаем госпошлину.

С какими сложностями вы сталкивались при регистрации товарного знака? А может, прямо сейчас что-то не получается? Делитесь в комментариях, подскажем!

7373
11
11
9 комментариев

Прикол! На кануне у знакомого демонтировали вывеску с фасада, где вы раньше были со своей статьей)))

2
Ответить

Подписывайтесь, будете в курсе!)

1
Ответить

Очень жизненно, регистрировала как-то знак хорошему знакомому, застопорились на моменте покупки письма-согласия. Отказался покупать его за 100к. Сейчас хочет открывать франшизу, без товарного знака никуда - вот только письмо-согласие подорожало и теперь стоит 500к :(
Ребята, цените товарный знак, пока он за 100к....

2
Ответить

Спасибо за комментарий. Мы рады, что статья оказалась вам полезной. Действительно, сейчас важно относиться ко всему осторожно и действовать на опережение!

Ответить

Круто, в последнее время трачу слишком много время на обращения и запросы. Ещё было бы интересно увидеть больше информации о способах защиты товарных знаков, что можно сделать если конкурент копирует айдентику, но скрытно.

1
Ответить

Здесь самый сложный момент - фиксация нарушения. Тут есть опции: контрольная закупка, подписка с левого аккаунта с последующей фиксацией контента у нотариуса, сбор заверений от обманутых потребителей - все зависит от конкретной ситуации и ваших возможностей.

Вопрос действительно интересный, обязательно напишем о нем подробнее как-нибудь.

1
Ответить

А самозанятые могут регистрировать товарный знак? или только ип, ооо и тд?

1
Ответить