5 навыков управления конфликтами, которые необходимы каждому руководителю

Читайте, как разрешить противоречия среди сотрудников и создать здоровую рабочую среду.

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Конфликты возникают тогда, когда сталкиваются разные интересы людей. Например, тимлид заинтересован быстрее закончить проект, а программисты не готовы работать сверхурочно.

Конфликты на рабочем месте снижают производительность труда, повышают вероятность увольнения сотрудников и даже закрытия проекта. Как положить конец разногласиям и не дать сотрудникам дойти до точки кипения?

Привет, с вами Алла, журналистка сообщества CLUB.ORG. Сегодня мы обсудим искусство управления конфликтами.

Разногласия и споры — это нормально. Отсутствие дискуссий — признак стагнации и недостатка свежих идей. Однако порой, отстаивая свою точку зрения, сотрудники переходят границы своих коллег — формируется токсичная атмосфера, которая давит на всех присутствующих.

Конфликт — это острое противоречие. Он может выражаться в отказе от совместной работы, оскорблениях и других формах демонстрации гнева

Конфликты на рабочем месте возникают из-за разницы в темпераментах людей и их подходах к работе, организационных ошибок, непрозрачности процессов, неясных ожиданий руководства или сложностей в коммуникации.

Кадр из фильма «Лжец, Великий и Ужасный»
Кадр из фильма «Лжец, Великий и Ужасный»

Команда не воспринимает нового молодого руководителя, сотрудник жалуется на возросшую нагрузку из-за того, что его коллега не выполняет свою часть работы — причины могут быть разными. Но любой конфликт можно и нужно разрешать.

Управление конфликтами — это набор навыков, который позволяет руководителям выявлять, предотвращать, минимизировать и устранять конфликты на рабочем месте

Каждый руководитель должен внедрить схему разрешения конфликтов, а также развивать культуру, предотвращающую раздоры в коллективе. Эти навыки помогут вам сводить конфликты на нет.

1. Умение слушать

Открыто признайте существование конфликта и возьмите на себя роль миротворца. Чтобы разобраться в конфликте, нужно выслушать каждого — не только непосредственных участников спора, но и третьих лиц. Так вы получите полную информацию о произошедшем.

Не занимайте ничью сторону и не используйте полученную информацию в своих интересах. Так вы мотивируете сотрудников быть честными, не замалчивать проблемы и обращаться к вам в случае конфликта.

2. Поиск закономерностей, стоящих за конфликтом

Если неприятная ситуация повторяется вновь и вновь, то перед вами не просто ссора или ситуативное недопонимание. За конфликтом стоят более глубокие причины. Чтобы разобраться в происходящем, задайте себе следующие вопросы:

  • Когда в последний раз возникал повторяющийся конфликт?
  • Что его вызвало?
  • Кто был вовлечен в конфликт?
  • Что говорили или делали стороны во время ссоры?

Отвечая на эти вопросы, вы сможете выявить конкретные модели, которые приводят к конфликтам. Только после того, как вы обнаружите эти закономерности, вы сможете устранить их и внести необходимые изменения.

3. Поиск причин, провоцирующих конфликт

Знание закономерностей поможет вам в поиске причин конфликта. Сотрудники не ладят? Почему? Может, один ставит под сомнение полномочия другого, проблема в привычках или разных политических взглядах?

Как руководитель, вы должны понять, какие эмоциональные триггеры провоцируют конфликт

4. Корректный разговор

После анализа причин конфликта необходимо провести беседу — обсудить, как можно преодолеть противоречия. Заранее определитесь с участниками и форматом: вы поговорите с каждой стороной тет-а-тет, привлечете посредников или и вовсе проведете психологический тренинг со специалистом.

Кадр из фильма «Крутая компания»
Кадр из фильма «Крутая компания»

Зная суть проблемы, вы сможете честно обсудить ее с заинтересованными сторонами. Если ваш менеджер по продажам с трудом воспринимает критику, это может быть связано с тем, что ему не хватает уверенности в себе. Например, он был уволен с предыдущего места работы и считает, что любой негативный отзыв — это признак того, что ему придется попрощаться с работой.

5. Установление границ

Каждая сторона обозначала свой вариант решения конфликта. Теперь вам нужно принять решение, согласованное с участниками спора. В результате вы приходите к неким договоренностям.

Это происходит в несколько этапов.

  • Объясните сотрудникам новые правила — например, давать друг другу четкие инструкции и соблюдать дедлайны.
  • Укажите границы, которые никто не должен приступать — не говорить в обвинительном тоне, указывать на зоны роста вместо наклеивания ярлыков и т.д.
  • Изложите новые ожидания — объясните менеджерам, что похвала лучше мотивирует сотрудников, чем критика или нелестные характеристики, введите ответственность за соблюдение дедлайнов.

Разрешая конфликт, вы должны убедиться, что все понимают новые правила

Я взяла комментарий у участников сообщества CLUB.ORG, чтобы узнать, как они управляют конфликтами сотрудников.

Константин Дубровин
Предприниматель, автор блога «Вдумчиво о продажах»

«Наличие или отсутствие конфликтов в коллективе — это элемент культуры, которая, как известно, ест стратегию на завтрак. А кто ест культуру? Ответ — структура. Все конфликты изначально заложены в ней. Приведу самый простой пример: честная конкуренция между командами профилактирует конфликты, а между сотрудниками — провоцирует».

Надежда Швырева
Адвокат, председатель МКА «Швырева и партнеры»

«Любой конфликт можно предотвратить только в случае, если максимально оговорены условия. Если же конфликт уже возник, то нужно разобраться в причинах конфликта. Если эту причину можно устранить, то, соответственно, решится и конфликт. Если причину устранить невозможно, а в человеке ты заинтересован, то нужно либо сепарировать людей, чтобы они меньше пересекались, либо поговорить с ними, сказать, что понимаешь и одну, и вторую сторону.

Важно разговаривать с людьми предельно честно. Если они понимают, что за твоими словами всегда последуют действия, считают, что твои поступки справедливы, это повышает авторитет руководителя. В таком случае сотрудники верят в то, что конфликт будет разрешен справедливо».

Что делать с серьезными конфликтами?

Не все конфликты можно разрешить откровенным разговором и построением четких границ. Если конфликт связан с преследованиями, дискриминацией или незаконными и неэтичными действиями, необходимо привлечь HR-отдел или же принять решение о разрыве отношений с зачинщиками конфликта.

Не откладывайте решение таких вопросов, ведь на кону стоит репутация компании и безопасность сотрудников

Еще больше о бизнесе в CLUB.ORG. В клубе собрались предприниматели и руководители с практическим опытом. А тем, кто хочет писать статьи, которые приносят результат, добро пожаловать в сообщество «Авторов с Уолл-Стрит»: здесь рассказывают о секретах попадания в топы.

А как вы решаете конфликты на рабочем месте? Поделитесь своим опытом в комментариях!

3131
77
33
22
22
11
11
11
58 комментариев

А ещё от конфликтов помогает не работать с мудаками ;)

9
Ответить

Нужна хорошая интуиция или мудакометр))

4
Ответить

А как их вычислить сразу, чтоб не напороться на них?

1
Ответить

Не всегда понятно, что человек - мудак

1
Ответить
3
Ответить

Или их отсутствия у кого-то))

4
Ответить

А мужчины все бесконфликтные?

2
Ответить