Самозанятые: как отстоять свои права при работе с заказчиком

Разбираемся, зачем регистрироваться в качестве самозанятых, какие у них есть права и на что обратить внимание при работе с заказчиками, если вы уже «в клубе».

По информации ФНС, к марту 2020 года более 500 тысяч россиян зарегистрировались как самозанятые. И это с учётом, что до 1 июля такая возможность была только у жителей отдельных регионов — в качестве эксперимента, который, очевидно, удался. С 1 июля любой регион может самостоятельно решить, нужно ли ему вводить спецрежим для самозанятых.

Кто такие самозанятые

Закон не раскрывает понятия «самозанятость». В народе так называют специалистов, которые работают с заказчиками напрямую, без работодателя. Это могут быть дизайнеры, программисты, юристы, копирайтеры, репетиторы. А ещё те, кто продаёт товары, сделанные своими руками: например, печёт торты и изготавливает украшения.

Ограничения по видам деятельности есть, но их немного. Например, самозанятый не может быть частным охранником, детективом, туроператором, турагентом или продавцом вина. Полный перечень ограничений есть в пункте 2 статьи 4 Федерального закона № 422-ФЗ.

Самозанятого от ИП отличает то, что он работает один, без сотрудников, и платит более низкий налог, не заполняет налоговые декларации, не платит страховые взносы и не обязан использовать онлайн-кассу. Одни плюсы. Правда, максимальный годовой доход самозанятого ограничен — если годовой доход превысит 2,4 млн рублей, то придётся регистрировать ИП.

А самозанятого от человека, который просто оказывает услуги за деньги, отличает то, что первый готов отчислять максимум (!) 6% от своего дохода государству и может спать спокойно.

Что учесть самозанятым при работе с заказчиками

В отличие от наёмных сотрудников, которые работают по трудовым договорам, самозанятые и их права не защищаются трудовым правом. Единственное, что может помочь вам в случае спора — договор. Поэтому при сотрудничестве с заказчиками особенно важно внимательно изучить все условия перед его подписанием.

Вот на что рекомендую обратить внимание — пункты простые и для кого-то очевидные, но этот маленький перечень лучше держать в голове:

  • Предмет договора. Он должен быть максимально прозрачным и полным. Если пишете тексты к постам клиента в соцсетях, то договоритесь о количестве текстов в день, неделю или месяц, количестве символов в посте, использовании эмодзи, порядке согласования с клиентом и так далее.
  • Сроки оказания услуг (выполнения работ, изготовления продукции и так далее). Для вас они должны быть выполнимыми. Если заказчик просит испечь пятиярусный торт к завтрашнему юбилею бабушки, соглашаться просто из доброты, наверное, не стоит.
  • Порядок оплаты. Пропишите сроки, в которые заказчик должен перевести вам деньги. И штрафные санкции, если он задерживает оплату. Это может быть пени в виде процентов за каждый день просрочки или штраф в виде твёрдой суммы. Если сумма по договору большая, просите полную или частичную предоплату. Это гарантирует, что заказчик не исчезнет, когда вы исполните свою часть обязательств.
  • Условие о чеке из приложения «Мой налог». Все самозанятые обязаны передавать клиентам-юрлицам чеки на каждое поступление. В каком виде будет чек — электронном или бумажном, — неважно. Этот чек — страховка для клиента от дополнительных расходов. Если есть чек, на доходы физлица не нужно начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ. Без чека придётся это сделать.
    Если самозанятый не передал чек, клиент может подумать, что он его не сформировал, а значит, не отчитался перед налоговой. Тогда клиент может подать жалобу в ФНС. Если вы действительно не сформировали чек, вам выпишут штраф. Сначала 20% дохода, в следующий раз — все 100%.
    Если вы просто забыли передать чек клиенту, проверка налоговой — всё равно неприятно. И отношения с клиентом портятся. Поэтому включайте условие о чеке в договор, чтобы о нём не забыть. Это правило хорошего тона.
  • Ответственность. В разделе договора об ответственности постарайтесь предусмотреть все возможные просрочки со стороны заказчика, которые могут повлиять на срок оказания услуг, качество выполнения работ и тому подобное. Но не выходите за пределы разумного — условия о штрафах в размере 100% от стоимости услуг по договору, если заказчик один день не отвечал вам в Telegram, не работают на практике. Суд снизит их до «разумных» пределов. Обычно размер штрафа в деловом обороте — от 10% до 30% от цены договора. А размер пени — от 0,1% до 1% за каждый день просрочки.
  • Форс-мажор. Укажите в договоре обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на вашу работу. Это могут быть погодные условия, эпидемии и пандемии, ограничения органов власти.
  • Порядок взаимодействия. Если договор подразумевает длительное сотрудничество, пропишите, как вы будете общаться с заказчиком — по почте, через мессенджеры или обмениваясь документами лично. Это позволит избежать ситуаций, когда вы заваливаете заказчиками просьбами согласовать документы в WhatsApp, а он ждёт вашего сообщения в Viber.
    Если заказчик — юрлицо, попросите указать в договоре ФИО и контакты ответственного сотрудника, с которым будете взаимодействовать.
  • Возможность привлекать к работе третьи лица. Самозанятые могут нанимать работников по гражданско-правовым договорам. Например, самозанятый фотограф вполне может обратиться к дизайнеру для ретуши. Если вам это нужно — пропишите в договоре.

В какой суд обращаться при нарушении прав самозанятого

Если клиент нарушает ваши права — не выходит на связь, не оплачивает работы или пытается давать задачи наравне со штатными сотрудниками, чтобы сэкономить на налогах и взносах, вы имеете право обратиться в суд. Вот что нужно для этого сделать.

Шаг 1. Определить подведомственность. Споры с самозанятыми рассматривают районные суды общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса.

Шаг 2. Определить подсудность. Прежде всего проверьте условия договора. Зачастую в нём уже содержатся условия о подсудности — стороны могли указать, что все споры должны рассматриваться в определённом суде.
Если в договоре такого условия нет, то подсудность определяется в зависимости от того, кому предъявляете иск. Если ответчик — гражданин или ИП, предъявляйте иск в суд по месту его жительства. Если ответчик — юрлицо, то по адресу его места нахождения, который указан в ЕГРЮЛ.

Шаг 3. Составить исковое заявление, собрать комплект документов. В исковом заявлении подробно опишите, чем нарушены ваши права.

Одна из наиболее частых причин нарушения прав самозанятых — попытки заказчика «спрятать» трудовые правоотношения, чтобы не оформлять человека в штат, не платить зарплату за полную ставку, сэкономить на налогах и страховых взносах.

Если вы считаете, что заказчик использует ваш труд наравне с трудом своих штатных работников, чтобы сэкономить, подготовьте доказательства:
— договор (график или место работы, указанные в договоре — верный признак трудовых отношений);
— скриншоты переписки с заказчиком, где будет видно, что вы оказываете услуги систематически;
— информация о платежах (оплата два раза в месяц — верный признак трудовых отношений).

Уже в процессе сможете запросить недостающие доказательства — например, должностную инструкцию для работников, выполняющих такую же работу как и вы.
Если выяснится, что фактически вы работаете как и штатные сотрудники, гражданский договор переквалифицируют в трудовой. Как итог — вас трудоустроят, а компанию оштрафуют на сумму до 100 тысяч рублей по части 4 статьи 5.27 КоАП. Кроме того, налоговики обяжут компанию заплатить НДФЛ и страховые взносы за всё время, пока она прикрывала трудовые отношения самозанятостью.

Тема с самозанятыми становится ещё более актуальной на фоне коронавируса, когда многие поняли, что им удобно трудиться из дома, кофейни или виллы на Бали.

Всю информацию по этой теме уложить в рамки одного поста невозможно, поэтому задавайте свои вопросы — через неделю сделаю FAQ с развернутыми ответами.

P.S. Вот что уже спросили самозанятые друзья, пока писала статью:

  • Можно ли одновременно сочетать быть ИП на УСН и самозанятым? Как платить налоги?
  • Как самозанятому подтвердить доход и оформить кредит?
  • Могу ли я оформить самозанятость, чтобы сотрудничать с иностранными заказчиками?
77
9 комментариев

это всё есть в faq приложухи мой налог.

3
Ответить

Это круто, что приложение сделали таким информативным, сама пользуюсь. Но некоторые все равно спрашивают по другим каналам :)

Ответить

Со стороны заказчика вопрос - если с исполнителями-ИП оформлялись акты выполненных работ для отчетности заказчика-ООО, то какие отчетные  документы будет предоставлять СЗ в бухгалтерию ООО, для учета расходов? - Только чек? Получается, электронный, не бумажный?
Достаточно ли этого для полноценной бух. отчетности, не будет ли проблем потом у ООО?

Ответить

Добрый день! Чека будет вполне достаточно (электронный или бумажный - без разницы). Проблем с налоговой не возникнет :)
Главное, запрашивайте чек на каждый ваш расход, и включите в договор условие, что исполнитель должен уведомить вас, если он потеряет право применять налоговый режим для самозанятых (например, если его доход превысил 2,4 млн в год). Иначе налоговая вами заинтересуется.

Ответить

Добрый день! Сорвала спину на работе,на данный момент не трудоспасобна ! Оформлена как самозанятая,могу ли я получить какую либо компенсацию с компании

Ответить

Может ли организация штрафовать сотрудника оформленного как самозанетый?

Ответить

Здравствуйте! Работала онлайн в компании как  самозанятая, з.п растянули , выплачивают частями, из компании ушла, но з.п до сих пор не выплатили за апрель и май месяц.
Узнала, что многие ушли по этой же причине и до сих пор не имеют выплаты. Подскажите, как поступить в таком случае?

Ответить