Где будет UX-дизайн через 5 лет? 5 прогнозов + чеклист качеств успешного UX-дизайнера

Вы читаете перевод статьи Эндрю УилшираWhere will UX design be in 5 years? 5 Predictions”, которую мы перевели по случаю онлайн-конференции “UX-Марафон: Взаимодействие будущего

Материал достаточно плотный — по сути, это полный обзор UX-дизайна с момента возникновения по настоящее время и со взглядом в будущее. Для удобства я сделала оглавление, чтобы вы могли сразу прыгнуть туда, где вам максимально интересно)

Где будет UX-дизайн через 5 лет? 5 прогнозов + чеклист качеств успешного UX-дизайнера

Исследовательская группа O’Reilly’s недавно опубликовала обзор зарплат в сфере дизайна за 2017 год. Обзор показал, что у дизайнеров, которые работают в области UX, самая высокая средняя зарплата (89 000 долларов). Более того, самыми высокооплачиваемыми специалистами являются те, кто изучают и используют новые инструменты, такие как Sketch, а также применяют гибкие и итеративные подходы к работе.

В этой статье мы расскажем, в каком направлении будет двигаться UX-дизайн в контексте широкой индустрии, а также объясним, почему мы верим, что хорошие UX-специалисты будут востребованы еще долгие годы.

Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉

Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook

Немного истории: рост популярности UX-дизайна

Выдающийся деятель дизайна Дитер Рамс однажды сказал: “Невозможно понимать хороший дизайн, если вы не понимаете людей; дизайн создается для людей”. Так можно ли сказать, что любой дизайн в итоге сводится к дизайну опыта взаимодействия (user experience)?

Кто-то, где-то обязательно испытает опыт взаимодействия с любым нашим продуктом, хотя, возможно, это будет даже не прямое взаимодействие. В какой бы области мы ни работали, мы проектируем в контексте человеческого общества, мы развиваем свои проекты, потому что кто-то видит в них ценность. В этом широком смысле, опыт взаимодействия (user experience) и есть суть дизайна.

Термин “user experience design” (проектирование опыта взаимодействия, UX-дизайн) 25 лет назад придумал Дон Норман, который сейчас возглавляет лабораторию дизайна (the Design Lab) в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Для него “UX-дизайн” означает процесс проектирования, в котором нужды пользователя играют главную роль в каждом аспекте взаимодействия с продуктом, включая все, что окружает продукт.

К примеру, опыт взаимодействия с макбуком от Apple не сводится только лишь к работе с операционной системой, когда компьютер включен. Полная картина UX-дизайна макбука включает в себя рекламу, выкладку товара в специализированных магазинах, процесс покупки, коробку, документацию, то, какой ноутбук на ощупь, престиж и уважение, которые он приносит владельцу и так далее.

Однако, если мы рассмотрим типичное описание функциональных обязанностей современного UX-дизайнера, то скорее всего обнаружим гораздо более узкое определение. За последние 5–10 лет, значение понятия “UX-дизайн” сузилось, и теперь, как правило, относится конкретно к проектированию сайтов и мобильных приложений.

Такое изменение, в первую очередь, отражает всю коммерческую важность этих средств массовой коммуникации: согласно последнему отчету компании Nielsen об общей аудитории, среднестатистический американец сегодня проводит почти 4 часа за использованием приложений и просмотром сайтов (на смартфоне, планшете и компьютере).

UX-дизайн сегодня

Дон Норман советует не воспринимать UX-дизайн слишком узко и не ограничивать его до области действия UI-дизайна мобильных устройств:

“Сегодня термин [опыт взаимодействия] часто используется крайне неверно. Кто-то говорит: “Я — UX-дизайнер, я проектирую сайты” или “Я разрабатываю приложения”. И они вообще не понимают, что делают, и они думают, что “опыт” сводится просто к устройству — сайту, или приложению, или что там у них. Но нет, опыт — это всё, это то, как мы воспринимаем всё на свете, то как мы воспринимаем любой сервис, ну и да, приложения и компьютерные системы тоже, но в целом это система, которая включает в себя вообще всё. Вы поняли?”

Если посмотреть на состояние UX-дизайна сегодня и задуматься о будущем, важно помнить, что UX не начинается с устройства и не заканчивается им, пусть даже нам чаще всего приходится проектировать именно под устройства. Задача UX-дизайнера — смотреть за пределы интерфейсов и работать с общей картинкой.

Хотите — верьте, хотите — нет, но буквально десять с небольшим лет назад мы жили в мире без смартфонов, мобильных приложений и социальных сетей. Если учесть количество времени, которые мы сегодня проводим в гаджетах, перемена кажется особенно поразительной. В результате этих изменений, производители устройств стремятся к постоянной оптимизации своих продуктов (взять, например, iPhone или материальный дизайн Google). В то же время компаниям, которые создают продукты под эти устройства, тоже приходится экспериментировать и быстро искать способы, как извлечь из них максимальную ценность.

По мнению некоторых, мы сейчас наблюдаем замедление в развитии устройств, а именно — смартфонов. Производители десять лет совершенствовали свои продукты, так что теперь смартфон по сути можно считать решенной дизайн-проблемой. Изменения, которые мы до сих пор наблюдаем в таких продуктах, как iPhone, можно считать незначительными: они делают существующее решение лучше, но не выводят продукт на принципиально новый уровень.

Точно так же, паттерны проектирования взаимодействия на сайтах и в приложениях все ближе подходят к статусу “решенной проблемы”. К примеру, при проектировании навигации для сайта или приложения, UI-дизайнеры часто обращаются к онлайн-библиотекам паттернов навигации, как минимум на начальных этапах. Более того, это происходит именно потому, что UX-дизайн должен соответствовать потребностям и ожиданиям пользователей, а это значит, что интерфейсы должны использовать общепризнанные, устоявшиеся паттерны взаимодействия — по крайней мере пока нет веской причины создавать что-то новое и необычное.

Так что ждет UX-дизайн в будущем?

Где будет UX-дизайн через 5 лет? 5 прогнозов + чеклист качеств успешного UX-дизайнера

Будущее UX-дизайна

Новые рынки

UX-дизайн принял ту форму, в какой мы его знаем, не только по причине повсеместного распространения гаджетов (телевизоров, компьютеров, смартфонов), но и потому, что экономика все больше ориентируется на сферу услуг, где клиентский опыт играет чрезвычайно важную роль. Более того, по мере роста развивающихся экономик (Индия, Китай), для UX-дизайнеров откроются новые рынки.

К примеру, создание инфраструктуры здравоохранения потребует решений, которые будут отвечать финансовой и социально-экономической ситуации в этих странах. Для UX-дизайнеров, заинтересованных в международном развитии, здесь есть огромный потенциал: внести свой вклад в проектирование инновационных технологических решений, чтобы люди в этих странах получили доступ к новейшим достижениям в области диагностики и лечения заболеваний.

Старые и новые технологии

Уже несколько лет ведутся разговоры о наступлении эры виртуальной реальности, и о платформах дополненной реальности, но ярких случаев использования этих технологий в массовой культуре пока нет. В своем интервью для FastCo Design, Грег Мэдисон, VR-дизайнер в Google Labs, высказал сомнения относительно того, что виртуальная реальность произведет какой-то фурор:

“Для меня лень — это самый лучший способ предсказать, что произойдет в будущем […] За 30 лет мы ничем не заменили мышь и клавиатуру, потому что с их помощью можно делать множество вещей, не прилагая особых усилий. В виртуальной же реальности, нам нужно думать, и не потому, что мы можем, а потому что это необходимо делать”.

К примеру, проект Google Glass (очки дополненной реальности) был приостановлен в 2015 году из-за низких продаж и ряда вопросов по их безопасности и конфиденциальности. Это говорит о том, что успех технологии определяется не только степенью ее инновационности или качеством исполнения. Технология должна быть востребована пользователями, служить каким-то важным дополнением их жизней.

Сегодня нет сомнений в том, что смартфоны, планшеты и компьютеры останутся частью нашей жизни и в будущем. Поскольку наш основной способ познания мира — визуальный, нас вполне устраивает получать информацию в текстовой форме через экран телефона. Для многих пользователей “экранные устройства” также устанавливают важные границы: они позволяют выполнять несколько задач одновременно, распределять внимание между устройствами и даже при необходимости отключать их.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Во многих профессиях сегодня происходит переоценка ценностей, связанная с тем, что высокотехнологичные, надежные и недорогие технологии автоматизации и искусственного интеллекта (ИИ) проникают практически в каждый сектор промышленности. Уже были коммерческие попытки использования ИИ для работы в области дизайна. Как правило, они концентрируются на тех областях, где дизайнеру приходится работать в рамках определенных визуальных ограничений. К примеру, компания Logojoy предлагает сервис по созданию логотипов, основанный на ИИ.

Что касается работы конкретно UX-дизайнеров, вряд ли в ближайшее время получится автоматизировать большинство их задач. Эффективное исследование и тестирование пользователей, к примеру, это сложный процесс, для которого требуется эмоциональный интеллект и, что самое важное, способность понимать, какие потребности и модели поведения отсутствуют среди представленных. ИИ еще достаточно далек от того, чтобы понимать важность вещей, которые люди не говорят и не делают.

У “живых” UX-дизайнеров есть еще одно важное преимущество: они являются “инсайдерами” человеческого общества и понимают человеческие потребности. В 2017 году мы пока не знаем, как, с философской точки зрения, оценить ситуацию, когда машина будет способна к эмпатии или состраданию — поэтому мы, пожалуй, далеки от создания такой машины в реальности. По аналогии, в визуальном дизайне также нужна рука человека: ведь только человеку под силу понять сложные культурные и эмоциональные особенности восприятия цветов и их комбинаций и создать продуманный, эмоционально привлекательный образ продукта.

Однако, ИИ сыграет свою роль в ускорении и дополнении дизайн-процессов, выполняемых человеком — и это может произойти раньше, чем вы думаете. К примеру, ИИ может за секунды создавать сотни лейаутов, цветовых схем и логотипов, что позволит дизайнеру выбирать привлекательные и жизнеспособные идеи гораздо быстрее. Как рассказал сайту Creative Review специалист по вопросам стратегии Рассел Дэвис: “гораздо эффективнее и приятнее поручить машине генерацию тысяч разных вариантов, чтобы человек затем выбирал из этой массы отдельные жемчужины”.

Голосовые интерфейсы

Голосовые интерфейсы (voice user interfaces, VUIs) уже используются в ряде технологий. У Apple есть Siri, у Google есть OK Google, у Microsoft есть Cortana, а у Amazon есть Alexa. Amazon, к примеру, применил голосовые интерфейсы в таких продуктах, как Fire TV и Echo. Скорее всего, пользователи по достоинству оценят голосовые интерфейсы в тех ситуациях, когда визуальное внимание направлено на что-то другое (например, при управлении автомобилем), или когда у них нет возможности или желания печатать и кликать (например, при просмотре телевизора). Но голосовые интерфейсы скорее всего будут все также соседствовать с экранными интерфейсами — ведь никто не хочет ехать в вагоне, полном людей, отдающих голосовые команды своим девайсам.

Есть еще один недооцененный фактор, который влияет на развитие технологий в будущем: люди отдают предпочтение тому, что уже знают. Раскладка клавиатуры на телефоне все та же QWERTY, хотя ее создали в 1868 году, чтобы свести к минимуму столкновение лапок на печатных машинках. Уже давно известны раскладки, которые рационально лучше QWERTY (например, Dvorak), но они так и не получили широкого распространения. iPhone и iPod стали так успешны, потому что были значительно лучше существующих продуктов (телефонов и плееров), которые предлагали слабый опыт взаимодействия. Для сравнения, раскладка Dvorak не снискала успеха, потому что UX клавиатуры QWERTY в целом не вызывал никаких проблем — а значит у пользователей не были потребности или желания что-то менять.

Качества UX-дизайнера завтрашнего дня

Адаптивность

Никому не дано видеть будущее, но можно сделать несколько обоснованных прогнозов. Изменения последних десяти лет показывают, что дизайн как дисциплина должен постоянно адаптироваться, чтобы соответствовать потребностям клиентов и пользователей.

Название должности “UX-дизайнер” вероятно просуществует еще какое-то время, но даже если спектр функций такого специалиста сузится или распадется на составляющие, у современных UX-дизайнеров есть все нужные навыки, чтобы адаптироваться или расширить свои границы. Сегодня UX-дизайнеры проводят исследования пользователей, проектируют путь пользователя, вайрфреймы, прототипы, создают визуальный дизайн, осуществляют тестирования и даже немного кодят. В каком бы направлении ни начал развиваться дизайн, у UX-дизайнеров есть все шансы быстро адаптироваться.

Ориентация на детали, но способность видеть всю картину целиком

Чарльз Имз однажды сказал: “Детали — это не просто детали. Из них состоит дизайн”. По мере стандартизации паттернов проектирования и взаимодействия, компании хотят сделать свой продукт лучше, чем у конкурентов. Это подразумевает все большее внимание к деталям в UX-дизайне, во всех смыслах: как с точки зрения визуального облика, так и в контексте поведения продукта, а также в области скорости, способности предвидеть потребности пользователя, и так далее.

Работодатели будут искать UX-дизайнеров, ориентированных на детали, и способных вносить улучшения на микроуровне. Отчасти это произойдет под влиянием рынка: компании, оптимизирующие UX-дизайн, станут успешными, а те, кто игнорирует эту область, скорее всего выйдут из игры.

Важно отметить, что всегда есть вероятность, что появится новая прорывная технология и внесет быстрые и масштабные изменения в развитие рынка. По этой причине, UX-дизайнеры будут заниматься не только точечными, детальными улучшениями продуктов, но и оценкой широких трендов рынка в области дизайна и технологий, которые способны кардинально изменить подход к удовлетворению потребностей пользователей.

Проектирование доверия пользователей

Если мы посмотрим на фильмы, книги и телешоу об ИИ, то скорее всего увидим антиутопическую картину, где развившиеся технологии учиняют хаос. По мере того, как ИИ становится реальностью — и особенно в областях, связанных с риском (например, автомобили-роботы) — задачей UX-дизайнеров будет проектирование продуктов, которые будут вызывать доверие пользователей к машинам. Человеку присуща потребность контролировать свое окружение, и дизайнеры должны найти способы удовлетворения этой потребности, при этом раскрывая весь потенциал ИИ для улучшения безопасности, благополучия человека и для помощи в принятии решений.

UX-дизайн через 5 лет — 5 прогнозов

1. По-прежнему мало кто будет использовать продукты виртуальной реальности — за исключением поклонников инноваций. Мы начнем применять дополненную реальность в ряде областей — например, для расширения функциональности Google карт или в области перевода между разными языками и культурами.

2. Голосовые интерфейсы станут играть более важную роль в нашем взаимодействии с телевизорами, плеерами, приборами автомобиля и встроенным телефоном. А вот на компьютерах, смартфонах и планшетах голосовые функции будут игнорироваться. Чатботам найдут несколько полезных применений, к примеру, в онлайн-обслуживании клиентов. Но в целом пользователи будут недовольны такими системами, а значит, компании, предлагающие “реальную человеческую” помощь будут иметь конкурентное преимущество.

3. Вам больше не придется запоминать пароль к большинству сервисов — вместо этого будут использоваться коды верификации и другие методы безопасного подтверждения личности. Легкая, не требующая усилий авторизация станет нормой, и компаниям придется пересмотреть UI-дизайн процесса авторизации в своих продуктах.

4. Сайты и приложения будут по-прежнему играть важную роль, и люди по-прежнему будут открывать их через смартфоны и компьютеры — хотя в результате нескольких скандалов относительно конфиденциальности информации, компаниям придется использовать более прозрачные методы использования данных и обеспечить пользователям больше контроля над информацией. Скорее всего, некоторые вопросы защиты конфиденциальности будут закреплены законодательно (так, например, в 2018 году ожидается принятие Европейского регламента по защите данных — EU’s General Data Protection Regulation)

5. Возрастет потребность в UX-дизайнерах, способных находить инновационные решения для небольших, но очень болезненных бытовых проблем: например, не забыть принять лекарство, быстро найти ключи в сумке, выбрать нужную программу стирки из ста доступных. Все, что раздражает вас в повседневной жизни, это потенциальное поле деятельности UX-дизайнеров будущего!

Если вам понравилась статья и перевод, нажмите стрелочку вверх) Оригинал конспекта вышел в моем блоге на Medium. А еще мне можно заказать конспект, перевод или статью.

1616
4 комментария

Чекисты, please

2
Ответить

Мало того, что у вас ошибки, так вы еще нагло спамите "нативным" продвижением своего контента, который минуточку 2017-го года и чтобы его посмотреть нужно зарегистрироваться. Ну что за бред

2
Ответить

Коммент выше был исправлен. Про продвижения приложения тут было раньше в очень похожем стиле подачи. Но здесь про конференцию в целом не лучше. Нажав на регистрацию, предлагается КУПИТЬ видеозапись конференции  

Ответить

По моему мнению, я бы забанил ее везде!
Она хочет заработать деньги на ребят!
Логики из прочитанного совсем не увидел!

Автор, прежде чем говорить о себе! Покажи свои кейсы, чему ты сможешь научить?!
Ux уйдет? Да что за бред ты пишешь? Хотя бы разобралась с этой аббревиатурой.

Удачи тебе!

P.s. я только вижу мошенничество.

Ответить