Тратим больше 23 500 000 ₽ в год на корпоративы, выезды и подарки сотрудникам. Рассказываю, как эти расходы себя окупают

Первая ассоциация с корпоративной культурой — ценности, миссия, правила компании, печеньки в офисе. Например, когда на сайте большими буквами написана миссия «Делать мир лучше», но большая часть сотрудников про это даже не слышала или с подобной формулировкой не согласна. Наша компания была именно такой. Но сейчас всё по-другому.

Тратим больше 23 500 000 ₽ в год на корпоративы, выезды и подарки сотрудникам. Рассказываю, как эти расходы себя окупают

Привет, меня зовут Мария Болдырева, я CEO в проектном бюро WildTeam. Шесть лет назад я начала внедрять в компанию новую систему организации работы — Agile. И это изменило всё: от качества проектов и доходов до отношений между сотрудниками. В своем блоге на vc.ru я уже рассказывала о том, насколько тяжело дался нам такой переход и как устроены процессы сейчас, — заходите почитать.

Мария Болдырева
СЕО в проектном бюро WildTeam

В этой статье расскажу про нашу корпоративную культуру, потому что (спойлер!) она у нас просто обалденная. Расскажу, в чем она заключается и во сколько обходится компании.

Корпоративная культура в нашем понимании — это не про миссию и ценности

До перехода на Agile мы работали в жестких условиях. Дедлайны проектов вечно горели, сотрудники физически не успевали выполнять все задачи, и, как следствие, качество «скакало». На тот момент коллектив был сильно разобщен — даже соседи по столам между собой почти не общались. Нам казалось, что сплотить команду могут только общая миссия и ценности.

Мы несколько раз приглашали бизнес-тренеров, чтобы они проводили тренинги со всей компанией. На них должны были появиться миссия, ценности и культурный код. Но когда мы собрали в одном помещении группу незаинтересованных людей и заставили их придумывать миссию, чуда не произошло.

Им было абсолютно всё равно на то, что в очередной раз решили делать топ-менеджеры, — они просто ждали, когда всё закончится. Мы понапридумывали много формулировок для нашей миссии и ценностей, но нигде их не использовали и даже не запомнили ни слова.

Больше мы не возвращались к этой затее. А с переходом на Agile поняли, что корпоративная культура — это не миссия и ценности, это про другое:

  • Про общение сотрудников друг с другом и компании с коллективом.
  • Про заботу компании о сотрудниках.
  • Про уважение друг друга.

Сейчас расскажу, что это значит и как проявляется у нас в традициях, выездах и правилах.

Корпоративные традиции — 15 000 000 ₽ в год

У WildTeam есть много традиций, а следующие две я лично просто обожаю.

🗨 Ежедневные утренние созвоны

Еще со времен ковида мы решили каждое утро начинать с небольшого часового созвона всем коллективом. Мы просто болтаем обо всём: о процессах в компании, о циклах мотивации, о научных открытиях. Иногда, правда, обсуждаем и далекие от работы темы — например, кто как хочет распорядиться прахом после смерти 😁

Созвоны всегда проходят неформально, и на них почти всё разрешено — можно даже прислать на встречу Мадса Миккельсена вместо себя

Во сколько обходится компании. Сейчас у нас в компании около 70 сотрудников. Каждый тратит ⅛ рабочего времени на созвон. Если считать расходы в оплате за рабочий час, то в месяц примерно созвоны обходятся компании в 1,2 миллиона рублей.

Чем полезны

✅ Люди не просыпают работу. Большая часть коллектива на удаленке, и рабочее время мы никак не контролируем. А созвоны проводим в 10:00, и 85% сотрудников всегда как штык на месте.

✅ Созвоны стерли границу между руководством и сотрудниками. На них все равны и общаются как друзья. Так гораздо проще выстраивать коммуникацию и обсуждать рабочие моменты, потому что никто не чувствует «давления» топ-менеджеров и спокойно высказывает свое мнение.

✅ Сотрудники проявляют инициативу. На утренних созвонах мы обсуждаем всё, но чаще всего разговоры касаются именно рабочих моментов. Команда предлагает идеи, как улучшить какие-то процессы, делится опытом — например, общения со сложным заказчиком. Все предложения мы обсуждаем и по возможности внедряем в работу.

🗨 Письма Деду Морозу

Перед Новым годом все сотрудники заполняют шаблон письма Деду Морозу. В нем они подводят итоги, ставят цели на следующий год и дают фидбэк компании. Выглядит это вот так 👇

Это первая страница письма, где сотрудник рассказывает о своих достижениях и неудачах. На следующих он рассказывает, какую хочет зарплату и что может сделать его работу лучше
Это первая страница письма, где сотрудник рассказывает о своих достижениях и неудачах. На следующих он рассказывает, какую хочет зарплату и что может сделать его работу лучше

Традиции уже лет шесть, и мы крайне щепетильно следим, чтобы абсолютно каждое слово из этого письма было исполнено за год. А пожелания бывают разные. Одни могут просить новый стул, второй монитор, комнатный цветок или жалюзи на окно. А другие — пройти определенный курс, научить одного из топов вести проекты по-другому, перестать использовать бумагу для черновиков или проводить больше выездов.

Во сколько обходится компании. Посчитать точные цифры сложно, потому что желания у всех разные. Мелочи вроде стула или цветка стоят копейки в масштабах компании. Если бы, например, все сотрудники попросили новый монитор, то мы потратили бы на их желания около 400 тысяч рублей.

Чем полезны

✅ Сотрудник чувствует внимание и заботу компании о нем. Мы никак не догадаемся, что у человека неудобный стул, пока он об этом не скажет, и эти письма — отличный канал для любой обратной связи.

✅ Часто ребята оставляют дельные замечания по процессам. Это подстегивает компанию развиваться.

Выезды и встречи без повода — 1 650 000 ₽ в год

Сейчас у нас в компании 70 человек, и больше половины работают удаленно. Мы общаемся каждый день на созвонах, но живые встречи они не заменят, поэтому пару раз в год устраиваем выезды и встречи без повода.

🌐 Выезды на объекты

Это образовательно-продуктовые выезды с клиентом. Сначала наша компания и команда клиента вместе обходят стройку, потом мы делимся на группы, чтобы обсудить конкретные решения: архитекторы с архитекторами, конструкторы с конструкторами, электрики с электриками.

Обычно выезды носят ознакомительный характер. Например, к нам приходит новый клиент и зовет на свой объект. Он показывает удачные и не очень решения, что стоит повторить, а что поменять.

Во сколько обходится компании. По-разному. Наш небольшой однодневный выезд в Калининград из Москвы обошелся всего в 50 тысяч на 4 сотрудников. А до этого мы ездили компанией из 22 человек в Калугу на одну ночь, и это стоило примерно 500 тысяч рублей.

Чем полезны

✅ Выезды на стройку помогают сотрудникам мыслить более конкретно. Само по себе проектирование кажется абстрактным, как будто чертишь несуществующее здание. Но после выездов на объекты, когда инженер готовит проект вентиляции, у него перед глазами будет примерная картинка здания.

Через год или больше мы хотим сделать небольшой «тур» для сотрудников по нашим объектам, чтобы они могли вживую посмотреть на свою работу.

В Калуге мы провели ночь, но у сотрудников командировка длилась дольше. Многие сначала добирались до Москвы из регионов, а потом ехали все вместе до Калуги и обратно
В Калуге мы провели ночь, но у сотрудников командировка длилась дольше. Многие сначала добирались до Москвы из регионов, а потом ехали все вместе до Калуги и обратно

🌐 Стратсессия

В этом году после новогодних каникул мы провели первую стратсессию. В ней участвовали менеджмент, тимлиды и активные сотрудники. Всего 22 человека. Мы наняли специалиста по проведению стратегических сессий, привезли сотрудников в Москву, сняли лофт, организовали еду, проживание и бар по окончании.

Во сколько обходится компании. На всё про всё у нас ушел примерно один миллион рублей.

Чем полезны

✅ Поставили цель компании на год — увеличить оборот в три раза. На стратсессии обсуждали, как можем ее достичь. Мы разбились на пары, и каждый составил себе список действий, который к этой цели приведет. Теперь каждую среду на утренних созвонах мы отчитываемся, кто что сделал и насколько ближе к цели мы стали.

Кстати, специалиста по проведению стратегических сессий мы привезли аж с Сахалина 
Кстати, специалиста по проведению стратегических сессий мы привезли аж с Сахалина 

🌐 Посиделки в баре

Наши проекты обычно длятся по 8–12 месяцев. Когда мы их закрываем — это целое событие, и его нельзя не отметить. Тогда мы арендуем бар в Москве под нашу компанию и просто там отдыхаем, общаемся, пьем коктейльчики.

Во сколько обходится компании. Максимальный чек за такую посиделку у нас был 150 тысяч рублей. Но встречаемся так в барах нечасто, всего 1–2 раза в год.

Чем полезны

✅ Сотрудники чувствуют награду за проделанную работу. Для всех в коллективе успешно закрыть проект — большой труд и маленькая победа, после которой хочется хоть ненадолго расслабиться.

В баре собираются не только москвичи — сотрудники из регионов тоже могут приехать, чтобы провести с нами вечер
В баре собираются не только москвичи — сотрудники из регионов тоже могут приехать, чтобы провести с нами вечер

Подарки и корпоративы — 6 850 000 ₽ в год

Мы празднуем только Новый год, гендерные праздники, дни рождения и День строителя.

🎉 Подарки

На гендерные праздники компания дарит подарки — наш мерч: толстовки, шоперы, термосы. На Новый год мы всегда играем в Тайного Санту, причем стараемся всех собрать в Москве, поэтому у нас обычно стоит елка в офисе с горой подарков под ней. На дни рождения мы тоже поздравляем сотрудников, но обходимся без подарков, зато с московскими ребятами обязательно встречаемся в офисе.

Во сколько обходится компании. Сделать мерч на всю команду и некоторых клиентов стоит около 350 тысяч рублей.

Чем полезны. Общие праздники — это такой семейный атрибут. На эффективность он никак не влияет, но точно делает отношения в компании теплее.

Новые сотрудники всегда с нетерпением ждут праздников, чтобы как все сидеть на встречах с клиентом в мерче
Новые сотрудники всегда с нетерпением ждут праздников, чтобы как все сидеть на встречах с клиентом в мерче

🎉 Корпоративы

Пока мы собирались только три раза: дважды на Новый год и один раз на День строителя. Наш первый Новый год мы праздновали в офисе: привезли удаленщиков, заказали еды и напитков и просто общались и играли в настолки. Получилось очень уютно и по-семейному — тогда нас было около 20 человек.

Новый год — 2024 у нас был похож на сельскую свадьбу 😁 Мы арендовали загородный отель «Чехов #APi» на три дня и пригласили всех сотрудников с +1, так что многие приехали с мужьями, женами и даже детьми. Я взяла с собой мужа и собаку. Почему-то мы еще решили, что будет круто приготовить новогодний стол самим. А так как нас было почти 100 человек и пришлось пожарить 35 кг мяса, один день на отдыхе мы провели за готовкой.

Корпоратив прошел здорово, но организовать его было той еще задачей. В следующий раз лучше наймем специалиста
Корпоратив прошел здорово, но организовать его было той еще задачей. В следующий раз лучше наймем специалиста

День строителя прошел буквально недавно — в августе. Мы снова собрали всех в Москве, на этот раз в загородном клубе «Конаково Ривер Клаб» на несколько дней. В первый день мы просто собрались вокруг костра, жарили сосиски, маршмеллоу, общались и обнимались. Это было самое милое мероприятие, и оно было просто необходимо, потому что на следующее утро нас ждал заплыв на регате. Победителям соревнования мы сделали красивые стеклянные кубы с логотипом и надписью Stay Wild — Stay Happy.

Во сколько обходится компании. Наш первый маленький корпоратив в офисе обошелся меньше чем в 100 тысяч. На «сельскую свадьбу» мы потратили почти два миллиона рублей, на корпоратив с регатами — 4,5 миллиона рублей.

Чем полезны. Корпоративы и встречи нужны хотя бы для того, чтобы коллеги наконец встречались вживую, обнимались и проводили время офлайн. Я обожаю моменты, когда люди встречаются на каком-то выезде, бросаются друг другу в объятия и кричат: «Наконец-то мы увиделись!»

 На День строителя мы доверили всю организацию профессионалам и просто отдыхали 
 На День строителя мы доверили всю организацию профессионалам и просто отдыхали 

Негласные правила, соблюдение которых бесценно

У нас в компании есть определенные принципы, ценности, может, и миссия своя есть, но это всё существует негласно. Мы об этом не говорим, а следуем общим правилам, которые превращают нас из толпы в коллектив.

💖 Не кричим на людей, не ругаем их за ошибки и не наказываем. Мы строим отношения в компании на доверии, а его не будет, если всё время конфликтовать.

💖 Победы обсуждаем публично, а проблемы — персонально. Еще одно золотое правило, которое помогает нам поддерживать здоровый эмоциональный фон.

💖 Не боимся говорить про факапы. Ошибаются все — в этом нет ничего страшного. Главное — сообщить о проблеме сразу, чтобы мы вместе успели всё исправить.

💖 Поощряем любые улучшения. Каждый сотрудник может предложить изменения в процессах, и мы его послушаем. Команда уже привыкла к тому, что в любой момент мы можем начать что-то делать наоборот, потому что так удобнее.

💖 Ставим ценность продукта превыше всего. Мы собрались в компании, чтобы решать проблемы клиента, поэтому наша главная задача — сделать так, чтобы он был доволен результатом.

Если вам интересно поработать в нашей компании, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы как раз набираем специалистов на новые проекты и будем рады ответить на все вопросы на собеседовании.

Как считаете, нужна корпоративная культура в компании?
Да, без нее работа превращается в скучную рутину.
Нет, корпоративная культура сильно переоценена.
Не знаю, никогда не работал в компании, где этому придавали значение.
3232
33
22
11
30 комментариев

Ежедневный (sic!) часовой созвон, ЧТОБЫ СОТРУДНИКИ НЕ ПРОСЫПАЛИ РАБОТУ? Вы серьёзно? А нормальных ответственных людей нанимать не пробовали?

3
Ответить

Не только для этого) утренние созвоны это лучшая платформа для обсуждения бизнес процессов и проблем, и мне кажется 5 часов в неделю даже мало для этого, чтобы компания развивалась с хорошим темпом

Ответить

Письма Деду Морозу — самая милая традиция, я бы в каждом письме еще просила сладкий подарочек 😁

2
Ответить

Раньше, когда нас было сильно поменьше, я еще писала всем рукописное очень персонализированное письмо с поздравлениями на НГ. Когда нас стало много и это стало занимать несколько месяцев, перестала, и теперь ребята часто в письмах ДМ просят именно их 😅

1
Ответить

так, пошла подписываться на ваш тг-канал...

2
Ответить

Будем очень рады ❤️

1
Ответить

Здорово, когда компания так заботится о сотрудниках. Вера в корпоративную культуру восстанавливается)

2
Ответить