Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

IT-шники и другие специалисты ушли на удаленку, но все же хочется находиться в комьюнити и встречаться оффлайн. Поэтому можно заметить, как много ивентов проводят разные компании: кто-то конференции, кто-то форумы с экскурсиями, а кто-то лагеря для отдыха. Самое главное в них — физическая встреча и общение.

Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

Что я ожидаю от посещения ивентов?

Для меня посещение мероприятий — это в первую очередь возможность для новых знакомств. Мне нравится теория Стива Джобса о соединении точек, которая гласит, что каждое новое знакомство воспринимаю как шанс на будущее. Никогда не знаешь, куда тебя это знакомство приведет!

Также нахожу посещение ивентов отличным способ обменяться опытом и знаниями. Когда ты уносишь с мероприятия полезную информацию — это просто супер. На одной из конференций, кто-то сказал: “Если у вас есть яблоко, и вы отдали его другому, у вас останется ноль яблок. Но если вы поделитесь информацией — и у вас, и у другого человека её станет больше”. И я с этим согласен!

На ивентах можно и нужно говорить о себе, чтобы повышать узнаваемость компании или личного бренда. При общении с кем-то практически всегда звучит вопрос: "А чем вы занимаетесь?". Желательно, конечно, иметь заранее заготовленный ответ, который отскакивает от зубов, как в школе.

Когда ты слушаешь коллег, спикеров или сам выступаешь, получаешь такой заряд, что многие вещи начинаешь переосмыслять. Нахожу в этом огромную мотивацию, вдохновение и заряд энергии.

Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

P.S. Фоточка со SkillStaff Conf.

Говоря о спикерстве. Откуда брать темы для выступлений?

В последнее время я часто выступаю на разных мероприятиях. За последний месяц был спикером на трёх конференциях, так что расскажу о своем подходе.

Начнем с самого сложного — темы доклада. Откуда их брать? Казалось бы: ты опытный, садись и придумывай. Так я и делал — выдвигал темы, тезисы, спрашивал у знакомых, что бы они хотели услышать. В итоге собрал 3–5 тем, которые я передавал пиарщикам (PHPDev.ORG и webit) для работы. Но могло получиться так, что на одну и ту же конфу подали заявки оба пиарщика, и оба с одинаковыми темами. Чтобы это не повторилось, разделил доки с темами по разным пиарщикам. Они начали развивать свои доки с темами самостоятельно, опираясь на мои каналы, куда я пишу. Это помогло расширить список и меньше повторяться.

Пока думал над докладами на будущее у меня появилась идея: почему бы не взять мои посты из тг-канала и не попросить ChatGPT сгенерировать из них темы с тезисами? Попробовал, сработало. Подсказал пиарщикам, что они так же могут использовать это для генерации идей. Но нюанс может быть в том, что темы у пиарщиков снова могут стать схожими, потому что нейронка не блещет креативностью и выдает схожие ответы на схожие вопросы.

Подготовка к выступлениям на конференциях

Для подачи мы изучаем программу и адаптируем темы под аудиторию и секции. Не бывает такого, что заготовленная тема и тезисы сразу подходят под конфу.

Когда тема согласована, начинается самое интересное — активная подготовка. Первое, что нужно сделать, — это ознакомиться с финальными тезисами. Они могут отличаться от того, что подавалось изначально.

Второй шаг — накидываю план выступления. Это может быть либо созвон с пиарщиком, либо, что мне удобнее, голосовые сообщения в Telegram. Так я очерчиваю основные моменты, которые хочу осветить. Тут же определяю, где нужно поискать статистику, сделать графики или провести доп. исследования.

Затем начинаем работать над визуалом. Если организаторы предоставляют шаблоны презентаций, следуем их требованиям. Если нет — используем свои наработки. Драфт презентации я всегда вычитываю, проверяю, где что нужно доработать.

После этого идёт прогон презентации, обязательно с фиксацией тайминга. Во время прогона останавливаемся на местах, которые нужно доработать.

Через пару дней проводится второй прогон. Там уже шлифуем детали, добавляем слова-подсказки для меня, чтобы не забыть важные моменты. Например, как на слайде "кейc — переезд клиента".

Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

И, конечно, оттачиваем тайминг. Если нужно добавить или убрать слайды, подгоняем по времени. Например, на Boost у меня было 64 слайда, но пришлось сократить до 51.

Презентация: много или мало текста?

На презентациях я стараюсь использовать минимум текста. Главное внимание должно быть на спикере. Если на слайде будет слишком много текста, зал начнет его читать и терять нить выступления. Помню, был у нас в универе преподаватель, который просто читал книгу на лекциях — это была любимая лекция чтобы поспать.

Я предпочитаю размещать на слайде то, что плохо воспринимается на слух: цифры, графики, картинки и мемасики (куда ж без них!).

Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

Презентация — это, по сути, мой конспект. Там могут быть слова-триггеры, по которым я рассказываю длинную историю или кейс. Иногда после высутпелния слушатели просят прислать презентацию, но вряд ли кто-то, кроме меня, разберется в ней с должным уровнем пользы.

Пару советов о самом выступлении

Ну и напоследок, несколько советов по выступлениям. Я на сцене со школы, поэтому у меня страха нет. Единственное — иногда накатывает адреналин, как на соревнованиях. Но для меня это уже "база". Вполне себя хорошо чувствую на сцене.

Перед выступлением избегаю кофе, алкоголя и энергетиков. Иначе могу "потухнуть" в самый неподходящий момент. Предпочитаю выступать на своей энергии — её хватает.

Приезжаю на мероприятие минимум за час до начала, надо ведь найти зал, пройти все регистрации, минимально поздороваться со знакомыми людьми (а их становится все больше). Ну и нужно привыкнуть к залу, в котором предстоит выступать.

Очень полезно послушать предыдущего спикера. Во время своего выступления можно сделать отсылки — аудитория обычно помнит контекст. Но лучше не перегибать с этим, некоторые могли не слушать предыдущие выступления, поэтому придется тратить время на пояснения.

После выступления и вопросов не спешите убегать. Побудьте рядом с залом — к вам могут подойти люди, которые не успели/постеснялись задать вопросы. А это ведь новые знакомства, ради которых вы и пришли на мероприятие!

Есть участники, которым намного легче задавать вопросы онлайн. Поэтому я рекомендую внутри презентации оставляйте ссылки и QR-коды, по которым можно перейти и продолжить общение онлайн.

Вот пример, как мы оформляем последний слайд:

Опыт спикера: ожидания и подготовка к выступлениям на мероприятиях

Возможно, вы встретили меня на одном из мероприятий, которые посещали, и теперь читаете эту статью. Нашли ли бы вы ее, если бы не тот самый ивент? Этого мы уже не узнаем.

Сейчас активный сезон мероприятий, недавно сам выступил на 3! Поэтому собрал все мысли в один материал. Как вам? Есть ли у вас свои лайфхаки, которыми вы пользуетесь?

Нет ничего полезнее, чем контент, основанный на собственном опыте. Если вам интересно читать подобное, то приглашаю в мой телеграм-канал о Digital — Иван Гринкевич - О Digital вслух.

И, конечно, подписывайтесь на vc: новый материал — совсем скоро! :)

1010
11
14 комментариев

Очень мощная подготовка к выступлению, хочется даже спросить, не лень ли вам.. но наверное, лентяи и не становятся спикерами 😬

2
Ответить

нет, не лень. более того, мне это нравится))

1
Ответить

Очень люблю наши прогоны презентаций. Никогда не угадаешь, какой она останется после всех вычиток :)

Ваня, а как ты предпочитаешь взаимодействовать со зрителем? Есть ли вещи, которые не стоит делать, когда выступаешь? (Помимо перегруза отсылок на прошлых спикеров)

Ответить

Да, чего только прогон boost стоил))

Чтобы держать контакт с аудиторией, я максимально избегаю душноту. Остаюсь собой и разбавляю текст историями и кейсами, которые позволяют удерживать интерес. Если кто-то сразу не настроен слушать — его и не заставишь. Но на IT ивентах ребята не сидят "лишь бы посидеть" и если приходят на секцию, то точно ознакомившись с тем, что их ждет :-)

На мой взгляд главное — не строить из себя того, кем не являешься, понимать ценность своего выступления и говорить простым языком. Этого достаточно, чтобы слушатель хотел оставаться с тобой в контакте

1
Ответить

Спасибо, что делитесь таким опытом! Но вот что интересно: как вы находите эти мероприятия?

Ответить

В основном PR-щики занимаюся планированием ивентов, заранее ведут календарь и при возможности подачи спикерства отправляют запрос с релевантными мероприятию темами. На некоторых ивентах приглашают выступать напрямую :-)

1
Ответить

А как обрабатывать такое количество информации? Много стикеров, много знакомств. Как тут не сойти с ума?)
Плюс не на всех конференциях скидывают презентации, нужно еще и тут успеть. Вы можете что-то посоветовать??

Ответить