Информационные модели данных: что это и как может помочь развитию государственных информационных систем?

Меня зовут Александр Санников. Я сооснователь и генеральный директор компании «Платформа» — отечественного разработчика и поставщика программного обеспечения собственного производства для крупных предприятий и органов власти.

Информационные модели данных: что это и как может помочь развитию государственных информационных систем?

Мы создаём информационные системы на стыке государства и бизнеса уже одиннадцатый год, и в этом материале я расскажу об информационных моделях данных и объясню, насколько важную роль они играют в повышении эффективности создания информационных технологий на государственном уровне.

Создание эффективной информационной системы

При создании информационных систем все привыкли к тому, что в нее следует включать справочники: календарь, адреса, различные выпадающие списки. Однако не так часто разработчики задумываются о качественном описании системы именно с точки зрения детальной архитектуры и процессов взаимодействия этих справочников друг с другом.

Информационная модель данных (ИМД) — это описание состава, смысла и связей показателей, позволяющее объединять данные внутри определенной области знаний в нечто взаимосвязанное, что позволяет впоследствии собирать и анализировать данные из разных источников информации, интегрировать их между собой и обеспечивать за счёт этого более целостную системную основу для работы с данными в соответствующей отрасли и принятия на их основе управленческих решений.

Основные требования к ИМД следующие:

Информационные модели данных: что это и как может помочь развитию государственных информационных систем?
  • Актуальность. Любая сфера деятельности динамична. Меняются состав показателей, их смысловое наполнение, меняются связи между ними, и информационная модель, описывающая всё это, должна отражать изменения в максимально сжатые сроки.
  • Открытость для участников отрасли и разработчиков софта. ИМД различных отраслей должны быть опубликованы и общедоступны. Сегодня большинство государственных информационных систем модели своих данных не публикуют.
  • Машиночитаемый формат. Простой публикации и общедоступности мало. ИМД должна быть опубликована в электронном формате, чтобы всё её содержание могло быть считано любой другой системой автоматически, без участия человека.
  • Централизованное администрирование. У ИМД каждой отрасли должен быть «хозяин». Речь о настройке определенной организационной схемы администрирования и модерации ИМД, в которую вовлечены профильные органы власти этих отраслей, а также государственные ИТ-ведомства.
  • Децентрализованное обогащение. В каждой отрасли, помимо органов государственной власти, существует приличное количество квалифицированных участников - бизнес, экспертные организации и сообщества и т.п. Они способны помогать основному модератору создавать поддерживать и развивать ИМД. В большинстве случаев именно у таких участников отраслей появляется инновации и идеи. Поэтому важно, чтобы модератор информационной модели мог в цифровом виде взаимодействовать с отраслевыми экспертами и получать от них предложения по актуализации ИМД в онлайн-режиме.

Преимущества для бизнеса и государства

Снижение транзакционных издержек внутри государственных систем.

Приведу пример. В настоящий момент мы занимаемся написанием системы для Федеральной антимонопольной службы в сфере тарифного регулирования. Ранее тарифное регулирование в одной из отраслей, с которой мы начали работу, требовало сбора данных со стороны ФАС у каждой регулируемой организации нескольких десятков отчетов в течение года.

Более детальная проработка ИМД в этой отрасли привело к тому, что количество отчетности удалось сократить в 2 раз. Представьте, какое количество трудозатрат это сэкономит!

И подобная ситуация с избыточностью собираемой государством отчетности с бизнеса, увы, носит системный характер.

Повышение скорости и снижение стоимости интеграции государственных систем.

На стороне бизнеса сегодня достаточно высокий уровень внутренней автоматизации. Значимая часть данных, которую бизнес направляет в отчетности государственным органам, так или иначе присутствует во внутренних информационных системах. Однако в связи с регулярно меняющимися формами отчетности и отсутствием информационных моделей, на которых они должны быть построены, обеспечить автоматическую выгрузку нужной отчетности из внутренних систем бизнес не может. Поэтому в большинстве случаев для подготовки очередного отчета делается выгрузка из системы и последующий ручной перенос данных сотрудниками компаний в актуальные отчетные формы со стороны государства.

У особо крупных предприятий существуют целые подразделения, где трудятся десятки, а порой и сотни людей, которые работают только на то, чтобы сдавать отчётность таким образом.

Если бы отчетность на стороне государства была построена на основе ИМД, а сама ИМД опубликована в машиночитаемом виде, настройка бесшовной интеграции для предоставления отчетности госорганам на стороне представителей бизнеса была бы реальным и недорогим мероприятием.

Повышение эффективности развития информационных технологий в государстве.

ИМД в определенной области знаний можно использовать как карту для наложения на неё слоя государственных информационных систем, в которых та или иная часть модели данных уже реализована. Таким образом становится понятно, что задублировано, а что вовсе не охвачено информационными системами.

Пример из нашего опыта - данные о коммунальной инфраструктуре. Эти данные являются основой для принятия целого ряда важнейших государственных решений - тарифного регулирования, подготовки и прохождения отопительного периода, стройки, комплексного развития территорий страны и многих других.

Информационные модели данных: что это и как может помочь развитию государственных информационных систем?

И эта огромная предметная область централизованно на уровне государства не описана. О том, где какие инфраструктурные объекты проложены, к чему они присоединены, кому принадлежат, в каком техническом состоянии находятся, каких расходов и инвестиций требуют - всё это сегодня хранится у разных государственных ведомств и организаций, в результате чего данные очень сильно отличаются. Это ведёт к невероятной трудомкости, а порой и к невозможности принятия управленческих решений в отношении этих инфраструктурных объектов. На этой почве процветают мошенничество и коррупция, а значимая часть коммунальной инфраструктуры находится в опасном для эксплуатации состоянии.

Приведение этого знания в форму полноценной ИМД обеспечит значительно большую эффективность взаимодействия участников соответствующих отраслей, что в свою очередь повысит скорость принятия государственных и управленческих решений, которые следом приведут к принципиально более эффективной модели расходования средств, управления и развития коммунальной инфраструктуры в стране.

В качестве заключения добавлю, что в настоящий момент в России сложился ряд предпосылок для начала полномасштабной деятельности в направлении создания ИМД в самых разных отраслях. И надо учитывать, что реализация соответствующих проектов без активного участия бизнес-сообщества будет идти значительно медленнее, дольше и дороже.

На примере той же коммунальной инфраструктуры мы достоверно знаем, что на стороне крупных предприятий уже есть ряд технологий, которые могут быть применены на стороне государства для построения ИМД и сэкономят много сил и времени на разработку аналогичных технологий с нуля.

Поэтому государству и бизнесу самое время начинать сотрудничать. От этого все будут только в выигрыше.

2525
11 комментариев

Информационные модели данных помогут, но не будет ли слишком сложно их внедрить на практике? Часто бывает, что идеи хорошие, но реализация оставляет желать лучшего.

Главное — начать, а дальше все получится!))Ваши сомнения ясны, но если все таки удастся выстроить продуктивное сотрудничество между бизнесом и государством, думаю, что результат не заставит себя ждать

2

Как практики внедрения ИТ в государственных структурах можем с уверенностью сказать, что это возможно. Это точно нелегко, т.к. тянет за собой не только внедрение самого софта, но и изменений в правовом поле, изменений на уровне ряда бизнес-процессов, но в то же время в этих задачах нет ничего, что нельзя было бы сделать. Все вполне реально!

Если бизнес и государство будут работать вместе, это упростит жизнь всем. Меньше отчетов — больше времени на развитие

1

Я всегда думала, что отчеты — это просто кошмар. Если будут четкие модели данных, жизнь станет намного легче.

1

Это точно! Тут страдают и те кто их предоставляет и оформляет и те кто их вынужден регулярно запрашивать для какого-нибудь внутреннего или внешнего совещания.

Всегда проще открыть какую-то корпоративную системы, взять оттуда те цифры которые нужны, никого не спрашивая, в тех разрезах которые требуются и уже на их основе в режиме реального времени принимать управленческие решения. Существенно экономиться время сразу нескольких человек или даже отделов.

Интересно, как ИМД может улучшить работу госорганов. И реальна ли бесшовная интеграция отчетности во взаимодействии бизнеса и государства?