Арбитраж трафика: почему Amazon не прав. История — мифы и факты

Арбитраж трафика — так партнерский маркетинг называют в русскоязычном сегменте сети Интернет. Не знаю, почему именно этот термин используется на просторах СНГ. Возможно, виной тому лихие 90-е, когда в ходу был гангстер-стайл и повальный поиск ниши, в которой на раз можно сделать 300% за счет купи-продай. Анекдот про вагон тушенки являлся не вымыслом, а чистой правдой.

Как филологу по образованию, мне нравится термин арбитраж трафика. Но как практику с 20-летним стажем в этой области, мне гораздо ближе — партнерский маркетинг.

Знаю — маркетологи не принимают арбитражников за «своих». Да и те не особенно нуждаются в признании. Хотя, по сути, мы делаем одно и то же дело. Да, «арбитраны» толкают нутру, фарму, свипстейки, пин сабмиты, дейтинг. Но быть авто дилером, продавать спортивные тренажеры, зимние сапоги и даже картошку, выращенную чужими руками — тот же самый партнерский маркетинг. Маркетплейсы, агрегаторы билетов и услуг — тоже «affiliate marketing».

Не ругайте за длинное предисловие. Офисный «хрустальный»маркетолог способен стать успешным арбитражником. Я ни в коем случае не агитирую. Но, возможно, история партнерского маркетинга как часть глобального процесса круговорота денег и товаров вас тоже заинтересует.

Миф о маркетинге, рожденный маркетологами

Существует популярный отраслевой миф о происхождении партнерского маркетинга. Звучит он примерно так.

Первую партнерскую программу в Интернете запустил Amazon.com в июле 1996 года. По крайней мере, об этом говорится в разделе FAQ программы «Amazon.com Associates».

Легенда гласит, что Джефф Безос, генеральный директор и основатель Amazon.com, на коктейльной вечеринке побеседовал с женщиной о том, что она хочет продавать книги о разводе на своем веб-сайте. После этого разговора Безос задумался и сгенерировал простую идею: дама может связать свой сайт с Amazon, который станет получать комиссию от продажи книг. Это послужило толчком для создания «первой в сети Интернет» программы Amazon.com Associates.

Но я обнаружил, что Amazon мягко говоря лукавит. Дэниел Грей в книге The Complete Guide to Associate & Affiliate Programs on the Net: Turning Clicks Into Cash (Полное руководство по ассоциированным и партнерским программам в сети: превращение кликов в деньги) назвал сразу несколько сайтов, которые управляли партнерскими программами еще до июля 1996 года. Но если товарная ниша тогда была в зачаточном состоянии, то шаг за шагом набирали обороты ресурсы для взрослых, которые внедряли концепцию affiliate marketing до того, как ее подхватил Amazon.com.

Адалт двигает Интернет маркетинг

Большой секрет Интернета заключается в том, что именно сайты для взрослых предложили множество полезных (и абсолютно нет) маркетинговых концепций, которые массово использовались, а некоторые применяются до сих пор.

Теперь этих когда-то серьезных проектов нет, но в свое время я сохранил интервью Брайана Кларка, президента усопших ReveNews.com и члена совета директоров Affiliate Union. Небольшая цитата: «Я большой поклонник индустрии для взрослых — ни в коем случае не являюсь потребителем их продукта, — но глубоко уважаю то, как много инноваций в онлайн бизнес-моделях действительно происходят в первую очередь в этой отрасли. Кроме того, адалт индустрию не смущает сдержанность людей, которые не хотят отдавать ей должное или вообще говорить о факте ее существования».

«Не только партнерские программы, заметьте. Они также являются передовыми в области потокового видео, контента с оплатой за просмотр, принудительного преобразования кликов, публикации в сообществе и т.д.», — комментирует Кларк.

Созвучное мнение от Марка Харди в бытность его работы в Forrester Research опубликовано в книге Al Cooper «Sex and the Internet: A Guide Book for Clinicians»: — «Когда я смотрю на эту отрасль, отбрасывая любые моральные суждения о предосудительном содержании, то вижу удивительный пример отрасли, которая объединилась для защиты своего бизнеса, увеличения доходов и внедрения передовых технологий. Уверен, здесь многое, что можно применить в другом месте».

Маркетологи и инсайдеры индустрии для взрослых сходятся во мнении, что Cybererotica была либо первым, либо одним из первых новаторов в области партнерского маркетинга с программой цены за клик (PPC). Согласно TechCrunch, именно CyberErotica создала первую компанию affiliate marketing в 1994 году.

C того времени многое изменилось. Сегодня практически ни один сайт для взрослых больше не практикует партнерские программы с оплатой за клик. Причина — внушительный объем мошенничества.

Так что было до партнерской программы Amazon?

В феврале 2000 года Amazon.com объявил, что получил патент (6 029 141) «на все основные компоненты партнерской программы». Заявка на патент была подана в июне 1997 г., что сделано раньше большинства партнерских программ. Но позже, чем PC Flowers & Gifts.com (октябрь 1994 г.), AutoWeb.com (октябрь 1995 г.), Kbkids.com/BrainPlay.com (январь 1996 г.), EPage (Апрель 1996 г.) и некоторых других.

«Хотя я восхищаюсь тем, что Джефф Безос сделал для индустрии, он никоим образом не был первопроходцем», — приводит слова Брэда Уоллера, вице-президента по маркетингу EPage, уже названная книга A Guide Book for Clinicians»

Выходит, что Безос из Amazon только (хотя, и это, конечно, круто) популяризировал идею партнерского маркетинга, но опоздал примерно на два года. Очевидно, что данный факт подтверждает целый ряд документальных свидетельств, включая утверждения Джейсона Олима и Мэтью Олима в их книге об основании CDNow: в 1994 году у них была неформальная программа партнерской лояльности.

Сообщество Affiliate marketing не признает первенство Amazon

Более 20 лет я занимаюсь affiliate marketing и пишу про партнерский маркетинг. Практически все «гуру» сходятся в одном: рождение арбитража трафика в том виде, в котором мы его знаем сейчас, произошло в 1996 году с запуском LinkShare (ныне Rakutenadvertising) и Be Free (уже нет). Commission Junction (ныне CJ affiliate) и ClickBank основаны в 1998 году. Последние две сети до сих пор считаются крупнейшими игроками на рынке партнерского маркетинга.

Amazon — гений пиара

Несомненно, Amazon знает толк в self-маркетинге. И вообще — помог вывести партнерский маркетинг на страницы серьезных деловых изданий, за что ему отдельное спасибо! Но является ли программа Amazon.com Associates первой из существующих партнерских программ? Предполагаю, что ваш ответ будет зависеть от того, сколько раз вы услышали неправду.

Помните, был такое политический персонаж Эл Гор (вице-президент США при Клинтоне). Как-то он сказал смешную вещь: «Во время работы в Конгрессе США я выступил с инициативой создания Интернета». Джефф Безос утверждает, что его партнерская программа была «первой в Интернете». Конечно, если повторять ложь достаточно часто, люди в конечном итоге поверят, что это правда… пока вас не поймают).

Прошу понять правильно — в этой статье нет претензии на сенсационность. Просто историческая правда это моя личная дань отрасли, которая во многом «двигает» Интернет. Партнерский маркетинг сегодня генерирует рынок почти в 7 000 000 000$ США (https://cpaguru.pw/20-interesnyh-faktov-pro-arbitrazh-trafi/). Сети affiliate marketing работают уже не только с «увеличителями», а все больше сотрудничают с респектабельным бизнесом. Не удивительно, что компания Rakuten заплатила 1 млрд. долларов за Ebates. Арбитраж трафика это серьезно и скорее всего уже навсегда.

33
4 комментария

Автор без обид, но это можно было написать в 10 словах. Этот текст из раздела. О чем вы блять вообще говорите? Так было написано в книге.

2
Ответить

Какая разница кто первый вообще? Это что космическая гонка сверхдержав?

1
Ответить

Своего рода, наверное

Ответить

А мне текст понравился! Пишите еще!
Будет круто, если распишите какие-нибудь успешные кейсы партнерских программ российских компаний)

Ответить