Кто такой интернет-маркетолог в 2020 году?

На сегодняшний день мы имеем следующие данные на рынке труда:

  1. База резюме на должность интернет-маркетолога на hh.ru - 28559 соискателей (обновили свое резюме за прошедший месяц, ищут работу на полный день в России).
  2. База вакансий на должность интернет-маркетолога на hh.ru - 2698 активных вакансий (Россия, полный день).

Казалось бы, кандидатов в 10 раз больше, чем вакансий, но почему же работодателю так сложно найти своего человека, а соискателю подходящую компанию? Главная проблема рекрутинга для этой сферы в том, что люди всем нужны разные, а называют их одинаково.

Привет! Меня зовут Степан Зайцев, я занимаюсь рекрутингом интернет-маркетологов уже больше 5 лет, а работаю в digital-индустрии более 11 лет. Подбираю digital-кадры в агентства и сервисы, в разные бизнесы: большие и маленькие, торговля, услуги, производство.

Недавно мы в KIT SOLER провели исследование текстов вакансий на hh.ru с целью понять, чего же хотят работодатели от интернет-маркетолога.

Получили такие результаты* по ожидаемым навыкам специалиста и его заработной плате:

*% - частота упоминания скилла в описаниях вакансий

Кто такой интернет-маркетолог в 2020 году?
Кто такой интернет-маркетолог в 2020 году?
Кто такой интернет-маркетолог в 2020 году?

Как мы видим, от размеров зарплат разнообразие требований меняется, но многие из них встречаются стабильно. При этом в тексте вакансии никогда не указывается на каком уровне необходимо знать тот или иной инструментарий. Чудовищная каша.

По моему опыту, весь сонм «интернет-маркетологов» можно разделить на несколько основных групп.

Примечание: само собой все кандидаты уникальные люди, а не жёстко такие, как я описываю. Тем не менее я постарался выделить для вас основные акценты.

Группы “интернет-маркетологов”:

1. Совсем новички

Те, кто недавно определился с профессией и еще ничего не успел сделать руками. Лучшие из них ищут стажировку или уже записались на курсы по интернет-маркетингу.

Совет работодателям: у этих ребят нет опыта, они пригодятся вам, только если у вас внутри есть система обучения.

Совет кандидатам: отойдите на шаг назад. Интернет-маркетолог «комплексная специальность». Для начала развейте в себе что-то одно: освойте один из популярных рекламных каналов или веб-аналитику, да и подобную работу может быть проще найти, так как там меньше конкуренция.

2. Джуниор интернет-маркетологи

Те, кто уже освоил один из рекламных инструментов или работал аккаунтом/продажником в Digital. Это ребята, которые уже знают, что их потенциально ждет, и могут быть полезны работодателям с первого дня работы.

Совет работодателям: это хорошие варианты для тех, кто хочет взять джуна и дать ему благоприятную среду для развития. Однако если вы ждете полноценной работы интернет-маркетолога, эти ребята, скорее всего, наломают вам дров, прежде чем доберутся до нормального результата. Такие ребята хороший вариант, чтобы у вас был недорогой сотрудник, контролирующий работу агентств и обучающийся во время общения с ними.

Совет кандидатам: не сходите с пути, учитесь дальше! Ищите место работы, где вам помогут мягко пройти сложные участки, набить шишки, а не получить черепно-мозговые травмы. Повестись на более высокооплачиваемое предложение, особенно если вы удачно продали себя на собеседовании, соблазнительно, но очень высока опасность надорваться.

3. Перфоманс-маркетологи

(и тут же все другие Digital-специалисты, которые сочетают в себе знание 1-2 рекламных каналов и умеют анализировать их работу)

Тут появляется иллюзия комплексности и размывается граница между «интернет-маркетолог» и, например, «специалист по контекстной рекламе senior». Уверяю вас, особой разницы в таких случаях нет. Опытный спец по контексту будет еще кое-что знать про seo и про таргет, да и поверхностно много про что ещё. Будет хорошо уметь пользоваться аналитикой. Но делает ли его это маркетологом?

Совет работодателям: Называйте вещи своими именами: обозначьте компетенции, которые вам реально нужны и не докидывайте в кучу все остальное. Многие специалисты, которые хороши в одном-двух рекламных каналах, будут рады возможности глубже погрузиться в бизнес, но не факт, что они будут рады делать руками то, чего они не умеют делать, ведь они не привыкли делать плохо.

Важно: именно таких ребят многие компании хотят нанять себе в штат как интернет-маркетолога в единственном числе; мое мнение - это ошибка. Как вы думаете, почему «Спец по контекстной рекламе senior» вдруг переименовывается в интернет-маркетолога? Как раз потому, что он больше не хочет настраивать эту рекламу сам, руками. Он хочет управлять процессом на уровень выше. Освоить менеджмент, маркетинг и бизнес-аналитику (даже если сам это не может сформулировать). Поэтому позиция «наймем опытного интернет-маркетолога, который нам сам руками настроит рекламу” не очень перспективная. На нее согласятся ради получения вакансии + «потому что могу», но как только люди освоятся у вас в компании, они будут стремиться скинуть с себя ручную работу.

Совет кандидатам: друзья, у нас вся страна – одни начальники. На вакансию «Спец по контексту senior» у работодателя будет 30-50 откликов. А на вакансию «интернет-маркетолог за ту же зарплату» откликов будет 200+ за 5 дней. Зачем вам эти смешение и конкуренция? Название профессии не блокирует ваш профессиональный рост и не делает вас более ценными на рынке труда. В наше время быть крутым спецом надёжнее для карьеры.

4. Digital-маркетологи

“Маркетологи” - именно это слово тут главное! Тут те самые 4Р (маркетинг-микс), анализ конкурентов, исследования рынка, формирование продуктов, предложений и УТП. Это именно маркетолог, который может придумать хорошую стратегию рекламы или флайт, и сделать для вас нешаблонный план рекламных мероприятий. Именно он может ответить на вопрос: «Почему нет продаж, и что делать, чтобы они были?». Он смотрит широко, не только в рамках своего рекламного канала (это отличает их от предыдущего типа). Но он не тот человек, который будет заниматься самостоятельной настройкой рекламы.

Совет работодателям: такой кандидат в чистом виде – это всё-таки не руководитель отдела, а специалист, который должен работать в команде. Брать его в штат можно только в том случае, если у вас есть где развернуться, есть поле для творчества и данные для анализа. И кстати, если вы искали себе веб-аналитика с целью, чтобы кто-то мог анализировать цифры и данные, и на их основании предлагать гипотезы по улучшению, то не надо искать веб-аналитика, надо искать вот такого Digital-маркетолога.

Совет кандидатам: если вы и правда такой спец, мои поздравления, вас не очень много на рынке, настоящих. Это одновременно и сила и слабость. Сила – у вас мало конкурентов. Слабость – вас часто путают с другими типами интернет-маркетологов. Четко ставьте границы своей деятельности на собеседованиях, или на вас быстро повесят то, чего вы, возможно, делать не хотите. Уделите большое внимание изучению менеджмента как отдельного навыка – это ваша точка роста.

5. Менеджер проектов в сфере Digital

Это не маркетолог как таковой – это управляющий процессом. Может ли он организовать стратегию? Да, за счет сбора мнения других экспертов. Может ли он настроить рекламу? Да, за счет подрядчиков. Может ли он сделать все сам? Наверное, может, но вы такое качество не захотите. Сильная сторона этого типа интернет-маркетологов – менеджмент. Он может обеспечить четкое выполнения задач. Собрать команду для достижения цели и довести ваш проект до нужного результата за счет умения правильно выстраивать рабочий процесс.

Совет работодателям: если вам в компанию нужен «интернет-маркетолог всё в одном», то берите такого человека. Если вам надо начать строить отдел, вы будете еще набирать людей, но нужно с кого-то начать, начните с этого человека. Но нужно понимать, что такие спецы не бывают джуниорами.

Важно: не стоит проверять таких ребят тестовыми заданиями типа «сделай стратегию», или «посмотри нашу статистику и скажи, что думаешь» - это задания для предыдущего типа. Здесь надо проверять навык менеджмента.

Совет кандидатам: не стоит идти на поводу у текста вакансии. В тексте могут написать, что вы должны уметь руками настраивать 5 типов рекламных кампаний, а на деле 90% рабочего времени вы будете объяснять руководству и команде, что происходит и какой сейчас план. Если вам нравится какая-то компания, там еще нет внутренней digital-команды и отдельного ответственно за этот digital человека – смело выдвигайтесь на его место.

Если вам стало понятнее, кого именно вам нужно взять себе в компанию, я рад. Теперь дам несколько советов, как привлечь нужных кандидатов.

Советы по рекрутингу

  1. Рекрутинг digital-специалистов – это экспертная деятельность, главная сложность которой – постоянные изменения матчасти: большие нововведения каждые полгода, из-за чего рекрутеру очень сложно поддерживать актуальность навыков. Поэтому важно привлекать эксперта.
  2. Ищите тех, кто хочет делать работу, а не тех, кто хочет получить работу – это не одно и то же. Как это сделать: пишите в тексте вакансий не список скиллов, а конкретные задачи: «Ищем специалиста, который сможет привлекать в нашу компанию лиды по 1800 рублей», - как пример.
  3. Не надо нанимать штатных диджитальщиков, если вы просто разочаровались в агентствах. Если вы не умеете проверять и менеджерить эту работу у подрядчика, то почему вы думаете, что сможете это делать у штатного спеца? Потому что он сидит рядом? Это сомнительно. При этом вы получите всю нагрузку по содержанию и пипл-менеджменту этого человека. В том числе, штатный спец всегда дороже, к этому надо быть готовым.
  4. Создайте хотя бы базовый уровень своего HR-бренда. Многим кажется, что кандидатов на рынке много, и дополнительно стараться, чтобы их привлекать, не надо. Но хороших кандидатов мало, и они не откликаются подряд на все вакансии. Плохая вакансия без HR-бренда получит 100 откликов. Хорошая вакансия с HR-брендом получит 103 отклика, но эти 3 кандидата сделают и разницу, и успех, потому что они реально хорошие и выбирают куда пойти.

Если вам интересно узнать больше о том, как формировать эффективный отдел маркетинга, вы можете посмотреть запись моего вебинара для Cybermarketing.

Если вы потенциальный руководитель отдела или собственник бизнеса, вам будем интересно узнать лайфхаки и советы на данную тему. Если вы потенциальный сотрудник такого отдела, то вам будет интересно узнать, на что обращают внимание лица, принимающие решения, при формировании отдела интернет-маркетинга.

Также вы можете обратиться к нам в KIT SOLER за консультациями.

KIT SOLER - делаем маркетинг и делимся знаниями.

2828
12 комментариев

Хорошая статья. На мой взгляд, верно определена проблема: одними и теми же словами называют разных специалистов. Дальнейшие рекомендации прям 👌🏻

4
Ответить

На моей памяти это первый рекрутер, который разбирается в теме. Спасибо за статью!

4
Ответить

Ох, все бы эйчары и клиенты думали так, как вы пишите...
Я думаю надо ещё лет 10, чтобы всё нормально распределилось по рынку.

4
Ответить

Как вообще войти в профессию digital-маркетолога со стороны, какую искать первую работу?

2
Ответить

Я вообще из полиции попал. Как бы дико это не звучало. Правда в моей работе было очень много аналитической работы с цифрами.
А вообще я читал статьи и книги, смотрел видеоуроки, изучал кейсы различных компаний. Глубоко вдавался именно в процесс работы интернет-маркетинга. Изучал инструменты Google.аналитика, Яндекс.Метрика. Таргетирование в социальных сетях. Как правильно писать тексты для разных платформ. Почему отзывы в интернете для компании - это важный инструмент коммуникации. Как нужно отрабатывать негатив. Пишу простые сценарии для видео с точки зрения правильной подачи УТП. Это реально работает.
Сейчас веду крупный проект на рынке СНГ, связанный с DIY. Digital помогает мыслить по другому и выстраивать коммуникацию с пользователем в нужном русле для бренда.
И я реально получаю удовольствие, когда продажники говорят, что человек, который сомневался в покупке и не знал, что у нас есть такой ассортимент, посмотрев короткое видео, пришёл и закупился на хорошую сумму. Для меня очень важен результат работы и когда слышишь такие отзывы, то получаешь от этого удовольствие.
Как правильно сказано в статье – сфера digital постоянно меняется. Если вчера инструмент работал, то сегодня он уже не актуален.
Digital-маркетолог - это человек, который находится в постоянном поиске идей и новых путей продвижения товара или услуги.

4
Ответить

Смотря с какой стороны в неё входить, мне кажется. Я совершенно случайно влетела в эту сферу — после филфака искала работу копирайтером и попала в агентство, сначала просто диджитальные статьи писала с кейсами, вникая чего к чему, а потом как-то пошло-поехало)

3
Ответить

С линейных направлений можно. На ваш выбор: SEO, контекст, таргет, медийка, контент.

2
Ответить