Сервисы по сокращению ссылок: зачем нужны и как заработать — на примере Bitly

Как простая история о превращении длинных URL в короткие может принести миллионы $$$.

Bitly — сокращенные веб-адреса для коммуникации вашего бренда
Bitly — сокращенные веб-адреса для коммуникации вашего бренда

Какая самая «ходовая» валюта Интернета? Нет, не биткоин. Даже не доллар. Наш ответ — URL. Вы удивитесь, насколько успешны сервисы для работы со ссылками — особенно сократители веб-адресов.

Что такое Bitly и почему это интересно

Bitly — это сервис по сокращению ссылок, основанный 12 февраля 2008 года. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке. Сегодня ей владеют инвестиционная фирма Spectrum Equity (мажоритарная доля) и стартап-студия Betaworks — «автор» изначального стартапа.

Вот несколько интересных функций:

  • Если разные люди запрашивают обработку одной ссылки, Bitly выдает им один и тот же сокращенный URL.
  • Допустим, вам прислали сокращенную ссылку от Bitly. Но вы не уверены, что она безопасна. Чтобы посмотреть превью страницы, нужно поставить после сокращенной ссылки знак «+» — так вам не придется переходить на веб-сайт.

Проект предлагает не только бесплатные услуги по обработке URL, но и платную подписку для клиентов. По желанию можно запросить кастомизированный клиент, который будет подстроен под нужды вашего бизнеса.

Компании, которые используют Bit-ссылки, способны в реальном времени наблюдать за поведением своей аудитории на различных платформах, каналах, в разных частях мира.

Марк Джозефсон, CEO Bitly

Сегодня Bitly — прибыльная компания, испытавшая на себе радости экспоненциального роста. Она сумела привлечь $94,4 миллиона финансирования на семи раундах, последний из которых состоялся в июле 2017 года, когда Spectrum Equity выкупила контрольную долю за $63 миллиона.

Как выглядит интерфейс Bitly на ПК и смартфоне
Как выглядит интерфейс Bitly на ПК и смартфоне

Значение URL-адресов в современном Интернете

В Интернете «живёт» около 4,57 миллиардов юзеров. Они пользуются 1 миллиардом веб-сайтов и ежедневно отправляют более 300 миллиардов электронных сообщений. Но мир онлайна неуклонно расширяется. Уже через год это будут совсем другие цифры.

Ссылки — это швы, которые соединяют обрывки Всемирной сети. Вот вам и ответ: сервисы по сокращению ссылок наследуют важность вслед за ними. Особую актуальность они приобрели с появлением Twitter и иных форматов микроблоггинга, где размер действительно имеет значение.

Эволюция URL-адресов: от каменного века до наших дней

До сервисов сокращения ссылок некоторые URL могли выглядеть так:

https://l.facebook.com/l.php?u=https%3A%2F%2Fadmitad.pro%2Fru%2Fblog%2Frazmytie-doli-v-startapah-ponyatie-skhema-i-posledstviya&h=AT1_9pmnMmzeqWiOttqpURxldVGwMXgaJCnsrRD9FHFE8fOJtQCNvPFrDbucpTh0AU3LN95uANCtk6qMlztO88Xuq7z1FytIeVbrTELc3qNCiDWN9hAjrZqsnG55Qfk8dxGQIymgI4vjFLSCdSJpylb1LMSow-ZyA4USs59N5O8X71-tAN3a10gks_tdUXA2ed-tKwkekNyvliYywEb5aucIBRlFIguQepQ9sofSLU_b2b0qwQjTuMLRLV2C8u45KmZQUR4Oupw7rhxxAwexsKrkOfsg5WXCFHXAABEkuA540f_5-WAPqs_A8bj6JaDWwEt8lXoNQXOaW-Wa5i6a5Vq0xiu14U-q5nkYCaozq-Pf8OCckSpIF3rPOwOw_7Q_mxoDLTRWaAOUGWBJDX2sqZyHOHf8jpt-kysMstyJ3A1NUyEZiSpzkV9PWUWYu84X8PaIMkBPnR6dD_wG3vYPfEY3wjSngdJv4re-eaASwPS0vKIS5KRszKBLIpfOIO81Gnla9yE3QoAUmhk1svMyjY_UlGJoK0DbSQLzb3yNePkMslWSFOuSNRU4hm-_OiTAVYHgQbTOHjkXC1F600iPhWN1hlPj9qQrhWgc0UjjR6MEYc_iQCLM-sZZEhNyh0C-QXxwEgutRrq11fS61yA8tQ

Согласитесь, такой гигантский набор символов внушает недоверие. Кликать на него было бы тревожно.

Почему? Во-первых, мы отвыкли видеть ссылки, которые превышают 30–50 символов. Во-вторых, сам текст URL-адреса нередко дает информацию о странице: на каком веб-сайте она расположена, в какой категории находится, как называется.

Чтобы разобрать что-нибудь в этом монстре Франкенштейна, приходится поднапрячься. Будто нам мало напряжения в Интернете, где каждый четвертый из десяти топовых сайтов опасен для посетителя.

Сервис Bitly сокращает ссылку до 15–20 символов. А платным клиентам предлагает возможность брендирования кратких URL-адресов.

Сервисы по сокращению ссылок: зачем нужны и как заработать — на примере Bitly

Как Bitly зарабатывает деньги

Рано или поздно любой сервис по сокращению ссылок упирается в потолок роста. Перед ним встает вопрос: если мы не только про диванных экспертов с их спамом в Twitter, то про что ещё?

Bitly прошел эту проверку. Сегодня это полноценный инструмент отслеживания кликов. Сервис предоставляет информацию о том, откуда юзер перешел на веб-сайт и куда уйдет, каким устройством он пользуется, из какого он города. Разумеется, на эти данные у компаний открыта охота. Чем лучше бизнес информирован о потенциальных клиентах, тем совершеннее его рекламные кампании, тем стремительнее растет профит.

Потому Bitly — это хранилище данных об URL и обо всем, что происходит вокруг URL. Основатель стартапа Джон Бортвик объясняет: «Это что-то вроде стека данных о ссылках и социальных сетях».

Эта штука — монстр. Очень тихий монстр. И данные — наш главный продукт.

Джон Бортвик,

Фаундер Bitly и CEO стартап-студии Betaworks

Платная подписка на сокращение ссылок

Основная услуга Bitly, интересующая большинство пользователей, остается for free: любой юзер может сократить ссылку на веб-сайте сервиса всего за Ctrl+C, Ctrl+V и два клика. А вот для корпоративных клиентов компания предлагает три платных подписки.

Такие планы могут включать:

  • данные о пользователях сокращенных URL-ссылок;
  • возможность брендировать сокращенные адреса;

  • кастомизацию собственного домена;

  • создание QR-кодов и др.

Подробнее можно узнать на странице планов от Bitly.

<p>Офис студии Betaworks: взгляд изнутри</p> Forbes.com

Офис студии Betaworks: взгляд изнутри

Forbes.com

Детище стартап-студии Betaworks

Изначально Bitly — это «домашний» проект стартап-студии Betaworks. Его основателем и CEO вплоть до 2011 года был известный инвестор Джон Бортвик, который также является основателем и управляющим директором Betaworks.

Как утверждает Джон Бортвик, в Betaworks принято два подхода к стартапам:

  • Инвестирование в уже созданные стартапы.
  • Инкубация и развитие собственных компаний.

В случае с Bitly идея о сервисе сокращения ссылок зародилась сразу внутри Betaworks. Как ни странно, вплоть до мая 2011 года в Bitly не было постоянного CEO, и его роль выполнял Джон. Лишь на третий год существования компании Betaworks наняли управляющего директора — им оказался Питер Стерн. Bitly наконец-то отделился от «матери» и отправился в самостоятельное плавание.

Поговорим о доходах

Однако в марте 2013 года Питер Стерн был смещен с позиции CEO. По версии TechCrunch, компания совершала поворот в сторону от индустрии AdTech и нуждалась в смене управляющего. 30 июля 2013 года на место CEO пришел Марк Джозефсон. Сообщается, что последние четыре месяца он работал с Bitly, чтобы улучшить продукт и «вернуть в компанию дух и энергию стартапа».

Недостаточно просто сидеть на этих данных. Нам нужно облечь это в современные технологии, добавить больше интеллекта.

Сэм Мэндел, директор развития Betaworks

Осенью 2013 года количество сотрудников Bitly едва приближалось к десяти. В компании даже не было отдельной команды, отвечающей за маркетинг и продвижение. Доходы за этот год составили $4,1 миллиона, но начали стремительно расти: от $7,2 миллиона в 2014 году до $12 миллионов в 2015-м — это был год, когда Bitly вышла в плюс. Уже в 2016 году в компании работали 85 сотрудников.

Чем объясняется задержка в росте прибыльности? Марк Джозефсон считает: проект слишком «застрял» в наращивании клиентской базы, отодвигая вопрос дохода на второй план.

Также Марк Джозефсон сообщил в интервью изданию Business Insider от 3 марта 2016 года: «Bitly — это реальный бизнес в сфере SaaS, необходимый маркетологам. По сути, монетизация услуг стартовала всего два года назад, а наш доход уже равняется $20 миллионам. Это гиперстремительный рост для любой компании. Скажу честно: я не думаю, что нам достаточно отдают должное за наши достижения».

Создатель Bitly, а также основатель и CEO Betaworks Джон Бортвик techcrunch.com
Создатель Bitly, а также основатель и CEO Betaworks Джон Бортвик techcrunch.com

Краткая история Bitly. Войны сервисов по сокращению URL

С чего всё начиналось

MakeAShorterLink — первый сервис по работе с ссылками. Он появился в 2001 году. Как это часто бывает, сам по себе он не добился популярности, зато дал начало тренду на сократители URL: в феврале 2002-го появился аналогичный сервис TinyURL. Уже через 2 года он генерировал около 8400 обработанных ссылок в день.

Сеть развивалась. Адреса становились длиннее и сложнее, но софт зачастую не был рассчитан на длинные ссылки. Например, если URL не помещался в одну строчку электронного письма, то он автоматически разбивался на несколько красных строк. В результате коллега, заказчик или клиент получал письмо с нерабочей ссылкой.

В 2006 году появился Twitter с известным всем нам ограничением на 140 символов в сообщении. Это усложнило использование неизмененных URL-адресов: ведь помимо самой ссылки нужно было сообщить свою реакцию на содержимое страницы, своё мнение. Формат микроблога и популярность TinyURL вдохновили создание более 100 веб-сайтов для сокращения ссылок. Среди них оказался и Bitly.

Стремительный рост сервиса Bitly

Всего за полгода (февраль — август 2008 года) новый сервис попал в список пяти лучших сервисов по сокращению URL, по версии Lifehacker. Но крупнейший скачок развития состоялся, когда Twitter начал использовать Bitly вместо TinyURL для сокращения ссылок.

Если однажды появится наука, изучающая историю Интернета, это время войдет в учебники как «Великая война за сокращенные ссылки».

Вот кусочек из статьи TechCrunch, опубликованной 7 мая 2009 года: «С тех пор как Twitter начал использовать Bitly в качестве дефолтного сервиса сокращения URL, понадобилась всего пара дней, чтобы bit.ly стал самым популярным веб-сайтом в этой сфере. Согласно статистике от Tweetmeme, за последние 24 часа bit.ly обработал 46 % всех сокращенных ссылок в Twitter, в то время как доля TinyURL снизилась до 43 %. Всего месяц назад это соотношение было 13 % и 75 % в пользу TinyURL».

Конкуренты не обрадовались изменениям на пьедестале почета. Например, сервис Trim выпустил обиженное и грустное заявление о своем закрытии: «У нас просто нет возможности монетизировать сокращение URL: пользователи не будут платить за это. Нам нечем оправдывать дальнейшую работу над сервисом, особенно когда Twitter чуть ли не провозгласил Bitly победителем рынка. Мы просто не видим смысла продолжать развивать Trim и оплачивать его содержание».

Правда, потом Trim всё же передумал закрываться. Но ущерб уже был нанесен, а Bitly стал восприниматься всем интернет-миром как неоспоримый лидер и победитель в гонке.

Конкуренция с Google

В какой-то момент Bitly даже начал соревноваться с Google за часть рынка. И вот как это произошло.

Есть такой символ: >(!=) . Он расшифровывается как «больше, чем не равный значению». Это постоянное стремление к совершенству. И это одна из моих любимых ценностей Bitly.

Марк Джозефсон, CEO Bitly

В 2009 году гигант цифровых технологий запустил сервис сокращения ссылок Goo.gl, что The New York Times расценили как «прямую атаку на Bitly». Google поставил для себя две цели:

  1. Мотивировать собственных пользователей комфортно обмениваться краткими ссылками на «Google Карты» и иные инструменты от Google.
  2. Захватить долю рынка, занятую Bitly, чтобы привести еще больше пользователей к использованию собственных продуктов (браузер Google Chrome, почтовый клиент Gmail, поисковая система Google и прочее).

Пока Google исследовал рынок сокращения URL-адресов, компания Bitly начала сотрудничать с крупными веб-сайтами и изданиями, включая поисковую систему Microsoft Bing, The New York Times, The Huffington Post, The Wall Street Journal, The Onion и др. Но господа Пейдж и Брин не слишком интересовались развитием в эту сторону.

Немного забегая вперед, добавим: 24 апреля 2018 года сервис Goo.gl был закрыт. Можно уверенно сказать: конкуренция с Bitly не закончилась для техногиганта победой.

Переход от сокращения ссылок к чему-то большему

В январе 2010 года компания Bitly нащупала то, что вскоре стало одним из основных способов монетизации ее услуг, — брендированные URL. Теперь это был не просто сервис для кастрации ссылок. Bitly стал инструментом контроля бренда. Клиенты Bitly могли настроить собственный домен сокращенной ссылки и собирать данные с каждого клика.

В апреле 2010 года стартовал сервис Bitly Brand Tools, ранее известный как Bitly Enterprise. Он давал возможность сокращать и брендировать ссылки, а также отслеживать переходы по множеству каналов. Ценные данные способствовали оптимизации маркетинговых стратегий.

Мы росли как сумасшедшие.

Марк Джозефсон, CEO Bitly

В июне 2011 года Twitter сообщил о подключении собственного сервиса по сокращению URL. Однако управляющий директор Джон Бортвик пояснил, что это не было новостью для проекта: Bitly перестал быть дефолтным помощником «птички» уже в декабре. Да и до декабря количество трафика с Twitter сократилось до 5 %. Словом, потеря партнера была несущественной и никак не повлияла на развитие компании.

Так, в марте 2015 года Bitly запустил программу Mobile Deep Linking. Теперь маркетологи могли создавать безукоризненный пользовательский интерфейс, каждый раз направляя аудиторию на нужные страницы независимо от вида используемого устройства.

К августу 2018 года Bitly обработал 37,5 миллиардов ссылок. Среди постоянных клиентов сервиса — BuzzFeed, Ebay, Entrepreneur Magazine, Lenovo, Mashable и многие другие. Компания явно не намерена останавливать стремительный рост. Что будет дальше? Посмотрим.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

3333
16 комментариев

Bitly сфокусировались на разработке одного продукта и довели его до совершенства. Причём, в отличие от конкурентов они продолжали фокусироваться только на себе.

Возможно, поэтому они и оказывались в нужное время в нужном месте (трафик от Twitter, инструменты для бизнеса)

Спасибо за статью ✌️

9

Спасибо за термин "кастрация ссылок"
Я бы вынес в заголовок :)

5

Идея вроде бы простая, но реально гениальная)

3

Что нового в этом сервисе? 
Куча подобных сокращателей ссылок сейчас на рынке

2

Так деньги все хотят заработать. Бесплатный доступ и проапгрейженный платный

1

Отлично. Теперь еще и сервисы сокращения ссылок будут шпионить за пользователями. 
Ребята, если вам для работы нужны короткие ссылки, сделайте свой сервис, это просто как 1-2-3 но не шпионьте за вашими пользователями

1

Комментарий недоступен

1