Сколько должен стоить текст

Должен ли текст стоить потерянных клиентов, ушедших с сайта без дочитываний? Или репутации — когда на главной странице компании встречаются стилистические, смысловые и прочие ошибки? Нужно ли проводить SEO-оптимизацию в угоду качеству? В общем и целом, каким должен быть текст и сколько он может стоить?

Автор Херлуф Бидструп
Автор Херлуф Бидструп

Привет, VC!

Меня зовут Николай Камелин, и я копирайтер. Не спрашивайте, так получилось. А если серьезно, то мне просто повезло найти свое призвание и иметь достаточную мотивацию, чтобы пойти по этой нелегкой тропе.

Недавно смотрел свой профиль на одной из бирж фриланса, где я начинал работу. Сам бы я про эту биржу не вспомнил, но на почту пришло письмо о сбросе пароля. И я вспомнил все: заказы на несколько страниц за 100-200 рублей, тест на грамотность, отзывы, комиссию за вывод в размере 11% от заработанного. И бесконечные оптимизации текста под поисковые алгоритмы: уникальность, спамность, водность и ключевые слова. Я все это прошел. В какой-то момент писал по 25-30 страниц в день и спал с открытыми глазами, получая за такую работу по паре тысяч в день.

Однако постепенно я начал развиваться и расти как специалист, брать все больше денег за свою работу, уходя с бирж фриланса и переключаясь на группы фриланса в социальных сетях. А затем стал находить клиентов уже по сарафану. Но всегда и везде мне встречалось одно и тоже: заказчик, с вопросом «Сколько вы хотите?», и исполнитель, с вопросом «Сколько вы платите?».

Вы знаете, сколько на самом деле должен стоить текст?

Инвестиции в будущее

Сначала давайте поймем, для чего нужен текст. Текст служит для передачи информации. Но тексты бывают разные. «Война и Мир» прекрасное произведение, ничуть не хуже «Песни Льда и Пламени». Но если цикл книг Джорджа Мартина читали очень многие, а также смотрели снятый по ним сериал «Игра престолов», то роман Льва Толстого — лишь единицы. И главная причина в том, что история об игре престолов рассказана доступным языком, а при чтении «Войны и Мира» придется потрудиться.

К сожалению, статистически те, кто дочитал до этого места и все еще следит за ходом моих мыслей, составляют лишь 5% от общего числа открывших эту статью. Люди в массе своей не любят сложных слов и тонких материй. Не любят километровых «портянок» и предпочитают, когда с ними говорят просто и ясно.

Поэтому легкость и понятность текста, а также авторский стиль непосредственно влияют на то, будут ли дочитывать материал или пролистнут его дальше.

Увы, еще меньше среди нас тех, кто имеет писательский дар. Но поставить красивый изящный текст на главной странице сайта, как и в других его разделах, хочется всем. Одни считают, что для этого нужно освоить ремесло написания легких и информативных текстов. Другие думают, что необходим талант. И правильного ответа здесь нет.

Доподлинно известно одно: легкий текст, говорящий просто о сложном и позволяющий в первые минуты чтения составить представление о продукте или услуге, требует значительной подготовки. Чтобы его написать, автору надо полностью погрузиться в предмет, о котором он пишет. Найти всю доступную информацию, пересмотреть десятки сайтов и видео, потратить время, пытаясь клещами вытащить из клиента информацию о продукте. А затем переварить все это и кристаллизовать главное. А порой не обойтись без реального опыта и кругозора, поэтому предыдущие профессии автора также имеют довольно большое значение.

Из хорошо составленного текста можно даже развить концепцию продукта. Придумать новое позиционирование, развернуть неочевидные преимущества и пользу для клиента. Что дает импульс для развития по смежным направлениям.

Но такой текст требует значительных затрат времени и умственных усилий со стороны автора. Порой нужно даже ехать на производство, чтобы своими глазами найти и раскрыть новые качества продукта.

Однако практика показывает, что однократные инвестиции в грамотно составленный текст будут окупаться бесконечно долго. Ведь, однократно приобретая права на текст, заказчик становится его полноправным владельцем.

Стоимость вечных ценностей

Чашка кофе стоит около 200 рублей. Парковочное место в Москве также обходится в пару сотен за час. А сколько стоит время автора? Здесь есть варианты. На биржах фриланса, где постоянно идет приток новичков, я встречал даже расценки в 10 рублей за страницу. И кто-то брал такие заказы и что-то писал по ним. Но 10 рублей (!) за несколько часов работы — это даже не эксплуатация человека человеком, это гораздо хуже.

Хорошие журналисты могут зарабатывать от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч за страницу. Копирайтеры среднего пошиба, пишущие однотипные тексты для поисковиков, редко получают больше 300 рублей за страницу, на написание которой уходит примерно час. Я беру за работу на уровне хорошего журналиста. И могу это обосновать.

Вот основные факторы, влияющие на ценообразование:

Время

Рассчитываясь за текст, клиент оплачивает результат, а не процесс. На подготовку и написание текста может уйти от нескольких дней до нескольких недель. Это можно сравнить с майнингом. Ведь, по сути, клиент берет в аренду интеллектуальные мощности автора.

Со своей стороны, как автор, я могу сказать, что для меня ставка определяет время, которое я потрачу на написание материала. Договорившись о стоимости и объемах, я выделяю под работу определенное количество времени в рамках заданного бюджета. Если бюджет небольшой и писать нужно немного, то и времени будет потрачено немного. В результате получится рядовой текст. Безупречный, ровный и стоящий своих денег, но не особенный.

А чтобы материал не был поверхностным, а получился достаточно профессиональным и глубоким, требуется больше времени на подготовку, что увеличивает стоимость работы. Вполне логично и закономерно!

Интересно, что средний бюджет при большом пакете текстов дает лучшее соотношение. Такой подход позволяет один раз углубленно погрузиться в тему и выдать не одну статью, а серию постов, статей, рассылок и других материалов. Именно этот формат работы наиболее эффективен — его выбирает большинство клиентов.

Опыт и знания

За пять лет в копирайтинге я и собаку съел, и писал-сокращал, и позитивно копирайтил, и чего только не делал. Несомненно, каждый из нас специалист в своей области. Каждый тратит время и ресурсы на развитие и рост. Я не исключение.

Так, невозможно приступать к копирайтингу, не изучив основы маркетинга, не разобравшись с приемами текстографики и инфографики, не переняв опыт старшего поколения, обильно изложенный в различных курсах по маркетингу, копирайтингу и смежным направлениям.

Отдельно стоит выделить поисковые алгоритмы. Мир изменился и стал цифровым очень быстро. Сегодня необходимо не просто хорошо писать, но и разбираться в особенностях написания метатегов, контроле за уникальностью, спамностью и другими параметрами, позволяющими бесплатно поднять сайт и размещенный материал в результатах поисковой выдачи по конкретным запросам. Уметь находить и определять такие запросы тоже не помешает.

Инструментарий

Мало кто знает, но я отправляю все свои тексты не только корректору, вычитывающему ошибки, но и редактору, помогающему избежать смысловых повторений, стилистических неточностей и множества нюансов, незаметных большинству. Но отлично видных филологам, лингвистам и хорошо образованным, думающим людям.

Также в работе я использую программные инструменты, позволяющие оптимизировать тексты под поисковые сети и подбирать необходимые для продвижения ключевые слова.

Я серьезно отношусь к тому, что делаю, и к своей репутации. И вкладываю множество своих ресурсов и ресурсов подрядчиков для достижения идеала. Насколько это возможно в заданных условиях.

Ценность продукта

Сколько может стоить такая работа, если чашка кофе стоит 200 рублей, а таких чашек я могу выпить до 20, пока работаю только над одним проектом? Вполне логично, что за качество нужно платить. И я работаю только с клиентами, которые понимают и ценят это. Ведь, если клиент ценит твой труд, твое время, твою квалификацию и продукт твоего умственного труда, он получит лучшее из возможного. И это лучшее перейдет в его собственность навсегда, принося репутационную и реально измеримую пользу.

А если клиент считает, что страница должна стоить как чашка кофе, он и получает не текст на века, а чашку кофе. Простенькую, неприхотливую и такую же, как у всех. Но когда у всех одно и тоже, то в чем уникальность и ценность такого текста как продукта?

Я видел множество клиентов, полагающих, что платить больше ста рублей за страницу грех. Видел и авторов, которые пишут за баснословные деньги. Но продолжаю считать, что текст должен стоить не меньше стоимости труда и времени, которые в него вложены. И, если автор выставляет ценник в десятки тысяч за страницу, он должен уметь это обосновать.

А сколько платите за тексты вы?

11
28 комментариев

"а таких чашек я могу выпить до 20, пока работаю только над одним проектом" - сердечко не пошаливает от такого?

4
Ответить

В среднем, так и платим за тексты ~ 200р/1000 символов, с уникальностью от 90 до 100 %, ну а после сидишь, вычитываешь и дорабатываешь до того что нужно.)) 

3
Ответить

Потому как даже если написан не полный бред, все равно нужно допиливать под себя. 

1
Ответить

Верно. Мои клиенты занимающиеся SEO-продвижением не платят больше 200/1000. Сейчас я с ними практически не работаю. Это связано с определенным бюджетом, выделяемым клиентом на продвижение. И с высокой конкуренцией в данном сегменте рынка. Одних бирж фриланса в России около 15. Опять же, присутствует серьезный демпинг из регионов, со стороны учителей русского языка, филологов и лингвистов. И здесь получать больше маловероятно.
Поэтому я сконцентрировался на работе с PR-агентствами и отдельными клиентами. Играя на поле, на котором конкуренция значительно ниже, а требования к исполнителю выше средних. Решая нетипичные клиентские задачи я получаю бóльшие гонорары.

Ответить

А если по теме - ну логично, что хорошая работа не может стоит дешево, тут и говорить не о чем

3
Ответить

Нет. Я же их не друг за другом пью, с перерывами 😆

P.S. Не под тем комментарием ответил, извиняюсь. Неудобно с телефона.

Ответить

А что если платить за результат этого текста?

Если копирайтер опытный и хорошо погрузился, то и результат (количество продаж, переходов, открытий и прочтений письма) будет соответствующий.

2
Ответить