IPOдром от Совкомфлота: игра на ставках не для слабонервных или как развели частных инвесторов?

Компания Совкомфлот не сходит с передовиц электронных изданий, уже рассказавших о $550 млн привлеченных через размещение ценных бумаг на Московской бирже 7 октября 2020 г. Идея продать немного государственного «добра» через IPO получила мощную информационную поддержку крупнейших игроков на рынке ценных бумаг, став одним из знаковых событий недели. Однако есть ряд признаков, которые не позволяют считать покупку акций компании лучшим инвестиционным решением в рамках IPO.

Монополист морской транспортировки углеводородов в России

Совкомфлот – это одна из крупнейших в мире танкерных компаний, которая принадлежит на 100% российскому государству. Фактически, компания занимает монопольное положение на российском рынке морской перевозки углеводородов. Основной деятельностью являлась организация транспортного процесса в области энергоресурсов. В ведомстве Совкомфлота управление танкерами, судами ледового класса. Компания отвечает за логистические цепочки по разработке шельфовых месторождений и заправляет портовым сервисом. Флот выглядит довольно внушительно – 146 судов разного класса. Крупнейшие нефтегазовые проекты не обходятся без Совкомфлота – Сахалин-1, -2, Ямал СПГ, Приразломное.

Для инвесторов копания интересна своей 100% валютной выручкой, половина которой поступает в рамках долгосрочных контрактов по грузоперевозкам с фиксацией стоимости услуг. По оценке экспертов доля таких контрактов к 2025 г. вырастет до 70%, что позволяет считать Совкомфлот менее уязвимой перед негативными изменениями рынка.Сейчас больше всего выручки приносят шельфовые проекты и перевозка нефти, в будущем с развитием СПГ проектов рост выручки от транспортировки сжиженного природного газа станет доминировать.

Неблагоприятный фон, связанный с кризисным состоянием нефтяной сферы, не повлиял на финансовые результаты компании за первое полугодие 2020 г. Рост по объему выручки за I пол. 2020 г. составил около 20% при сопоставлении с аналогичным периодом 2019 г. Чистая прибыль выросла до 226,4 млн, что составило рост на 148,8%. Показатель долговой нагрузки оценивается, как приемлемый с соотношением чистого долга к скорректированной EBITDA в 2,7х.

Драйвером роста показателей стали мировые ставки фрахта на транспортировку нефти и других продуктов из-за нехватки хранилищ, танкеры использовали вместо них. Соответственно, здесь есть риск снижения ставок, что в свою очередь может оказать давление на выручку. Последний раз такой рост ставок фрахта наблюдался во время нефтяного кризиса 2014-2015 гг.

IPO акций Совкомфлота

Идея разместить акции на Мосбирже вынашивалась давно, но окончательно решение оформилось после директивы российского правительства. На бирже Совкомфлот представляет только новый пакет акций, не сокращая количество ценных бумаг, принадлежащих государству.

Объявление о размещении IPO было опубликовано 15.09.2020 г. По оценкам организаторов IPO, стоимость компании определена от $2,7 млрд (BoFA Securities) до $5 млрд (ВТБ Капитал). Деньги, полученные от размещения, будут направлены на уменьшение долговой нагрузки и финансирование новых проектов. О параметрах предстоящей сделки сообщили 28.09.2020 г., указав на диапазон стоимости акции – 105-117 руб.

Позже заявили о переподписке, что в свою очередь показывало высокий спрос на акции компании, соответственно большинство участников ожидало размещение акций Совкомфлота по верхней границе – 117 руб.

Несмотря на радужные отчеты об IPO, за кадром остались неприятные моменты, которые требуют более детального освещения, ставя под сомнение инвестиционную ценность этого размещения.

Что касается дивидендов, то компания планирует принять дивидендную политику, в рамках которой, намерена направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО.

«Инвесторы начинают и проигрывают»

Торговля ценными бумагами с тикером FLOT началась с разу же с обвала акций на 12%, несмотря на всю шумиху вокруг компании и заявление о переподписке. Цена размещения акций Совкомфлота была установлена на уровне 105 руб. – ниже ожиданий!

Следующий момент, который многих шокировал, это не обвал акций, а при каких объёмах продавали акций, в торговом стакане выставили на продажу 2500000 акций.

Внимание вопрос, кто продавал акции компании сразу с открытия торгов большими пакетами ниже цены размещения? – физически акции не были ещё поставлены из-за режима Т+2. Андеррайтер, но какой смысл? – по их словам, был спрос такой, что они даже не смогли всем поставить акции, кто подавал перед IPO.

Невыученные уроки - IPO ВТБ десять лет спустя

Наблюдая за ходом размещения акций Совкомфлот, возникают ассоциации со скандальным IPO ВТБ в 2007 г. Перед тем, как вкладывать деньги общем суммой в полмиллиарда долларов, имело бы смысл задуматься над дальнейшей судьбой инвестиций в народное IPO ВТБ 2007 г., когда акции в рамках допэмиссии изначально покупались по 13,6 коп, позволив банку привлечь около $8 млрд. После череды допэмиссий в трудный для банка период доли акционеров оказались размыты, а стоимость бумаги к 2009 г. дошла до 0,02 руб.

К 2012 г. надежды на возврат к прежним котировкам были окончательно похоронены, и счастливчикам предложили выкуп по изначальной цене акций в 13,6 коп. Избавиться от таких выгодных активов смогли только те, что участвовал в том злополучном первом IPO и все эти годы хранил бумаги в портфеле. Ограничена оказалась и максимальная выплата на одного инвестора – по 500 тыс руб. Количество акций для «льготного» выкупа оказалось вдвое меньше реального числа бумаг, которые находились в руках инвесторов на тот момент.

Спустя 10 лет инвесторов снова приглашают к участию в IPO, на сей раз транспортно-логистической компании, однако история снова повторяется?

Подрыв доверия к IPO

Итоги первого дня торгов акциями Совкомфлота ставили больше вопросов, чем позитивных ожиданий от инвестирования с госучастием. Акции, которые только вышли на рынок, демонстрируют такой пессимизм, который сложно объяснить общими движениями фондового рынка.

В итоге, вместо роста цены акции хотя бы к верхней границе размещения 117 руб. МосБиржа предложила нам всем задуматься, а чему и кому тогда доверять, когда государственная компания, активно распиарив IPO, допустила мощный слив пакетов по стоимости ниже размещения. Похоже, все, к чему касается рука государства, предполагает серьезный риск, а из истории с IPO Совкомфлота можно сделать только один вывод – обходить стороной российские IPO c госучастием и беречь свои нервы и деньги! А главный вопрос, после того, как они окончательно убили доверие, как они собираются проводить SPO Аэрофлота?

Рынок акций требует тщательного изучения ситуации, используйте информационно-аналитический сервис по анализу акций Finrange, чтобы повысить свои шансы на успех! Finrange – это доступ к объективной информации и фактам, финансовым показателям и мультипликаторам, анализу всех инвестиционных событий.

P.S.: Сохраняйте себе, чтоб не повторять ошибок)

1414
25 комментариев

Скинул еще весной все отечественные акции. Дикий рынок, никакой реальной регуляции, уверенности в завтрашнем дне ноль.

8
Ответить

Правильное решение, я только планирую переходить на американский рынок, особенно, после таких моментов 

Ответить

как вообще наш регулятор допускает подобные вещи?

3
Ответить

Зато регулятор заботливо «защищает» от американских ETF, структурных продуктов и фондов, инвестирующих в недвижимость - а вдруг пипл перестанет покупать студии в человейниках в подмосковных деревнях

7
Ответить

он в доле

4
Ответить

Всё как всегда)

Ответить

То, что всех обуют, было понятно по тому восторженному фону, что исходил от многих гуру по инвестициям. Рынок так и ходит обычно — против ожидания толпы. Сейчас горе-инвесторы зафиксируют убытки, и тогда уж бумага пойдёт вверх.

2
Ответить