Распространяется ли авторское право на логотип

Самые регистрируемые виды товарных знаков: комбинированный, изобразительный, словесный. Логотип, являющийся частью этих знаков, защищается авторским правом. Это право возникает у автора сразу после создания конкретного изображения.

Логотип – это с одной стороны графическое произведение, которое является интеллектуальной собственностью, а с другой – важный инструмент для привлечения клиентов, который широко используется в бизнесе.

Александр Дубок
Поверенный №2668, руководитель патентного бюро Первоисток

Например, все знают:логотип банка «Сбер»:

Элемент товарного знака ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
Элемент товарного знака ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

оператора мобильной связи «Мегафон»:

Товарный знак ПАО «МЕГАФОН»
Товарный знак ПАО «МЕГАФОН»

И таких примеров огромное количество.

Авторскому праву посвящена глава ГК РФ. Из нее следует, что авторские права действуют по всему миру, на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Товарный знак действует только на территории того государства, где он зарегистрирован. Исключительные права на него возникают у компании только с момента регистрации в Роспатенте. После этого она может использовать его и запрещать это другим организациям, требуя выплату серьезных компенсаций.

Что включает в себя логотип с точки зрения авторского права

Разберемся с защитой изображения товарного знака на конкретном примере:

В нашу компанию обращается некая ООО «Ромашка» с просьбой создать им логотип и зарегистрировать его в качестве товарного знака. Дизайнер пишет эскизы, согласовывает конечный вариант с заказчиком. С момента создания рисунков у дизайнера уже возникают авторские права. Они распространяются не только на саму картинку, а также на шрифт, которым написано слово – если, конечно, дизайнер его сам создал.

Далее изображение проходит проверку и отправляется на регистрацию. После получения свидетельства о регистрации товарного знака исключительные права на логотип законно подтверждены. ООО «Ромашка» может спокойно его использовать на сайте, рекламе, наносить на продукцию.

Замечу, что авторское право защищает только сам логотип от полного копирования и переработки. Последнюю доказать достаточно сложно, так как нужно четко показать, что нарушитель создал свое произведение на основании уже имеющегося, имел к нему доступ, срисовывал и т.д. В отличие от товарного знака, который запрещает даже использование схожих до степени смешения изображений. Это указано в ГК РФ, чтобы не допустить появления на рынке в одной сфере деятельности похожих наименований.

Логотип может состоять просто из изображения, например, нарисованный зайчик для бренда детской одежды, так и содержать слово или слоган. На том же логотипе с зайчиком будет указано название бренда «Cutie’s dream». Авторским правом защищается изображение, шрифт, которым написано слово. Важно, чтобы дизайнер использовал шрифт с бесплатной лицензией или подсказал у кого её приобрести.

Какие логотипы защищены авторским правом

Логотип будет защищен авторским правом только в том случае, если он уникален и не повторяет уже используемое обозначение.

При этом создание логотипа — это всегда творческий процесс. Поэтому дизайнеры перед тем как передать работу заказчику проверяют её на уникальность.

Конечно, стандартные примитивные фигуры могут повторяться, а дизайнер сделает это не специально, но в целом изображения должны отличаться. Иначе они не будут считаться объектом авторского права. Для определения уникальности иногда проводят экспертизы, участие в которых принимают опытные искусствоведы и дизайнеры.

То же самое касается регистрации товарного знака в Роспатенте – не получится оформить графическое обозначение, если похожее на него уже используется другим лицом. Здесь экспертизу уже проводят патентные поверенные по товарным знакам.

К нам обращаются клиенты, которым приходят претензии о нарушении прав на товарный знак. Они же просто использовали при продаже товара логотип, заказанный у дизайнера. В этом случае наши специалисты проверяют, есть ли сходство между обозначениями, может ли потенциальный потребитель их перепутать и так далее.

Чем отличается защита обозначения авторским правом от регистрации товарного знака

Чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с нарушением авторских прав, важно зарегистрировать товарный знак. Наличие свидетельства о регистрации станет вашим надежным аргументом в случае спора.

Как дизайнер вы можете зафиксировать свое авторское право, пройдя процедуру депонирования. Процесс включает в себя загрузку изображения в депозитарий, указание названия, заполнение персональных данных автора или авторов, если разработкой занималось несколько человек, а также оплату свидетельства.

В результате депонирования вы получите готовое свидетельство, в котором будет автоматически указана дата добавления депонируемого материала. Изменить или исправить эту дату невозможно.

Если вы не принимали непосредственного участия в создании логотипа, но заказали его у дизайнера, без соглашения с ним и исходников одного только свидетельства о депонировании будет недостаточно для защиты ваших прав.

Оформлять авторские права на логотип вовсе не обязательно, поскольку они возникают с момента его создания. Исходники, переписка с заказчиком, договор и акт выполненных работ обычно являются достаточным подтверждением авторства.

В ситуации с товарным знаком всё в точности наоборот. Если используете или собираетесь использовать какое-то обозначение, то сначала проверьте его, если всё в порядке, регистрируйте. Это защитит вас от конкурентов. Никто не застрахован от копирования бренда, но наличие свидетельства о регистрации товарного знака значительно упростит процесс доказательства нарушения.

Процедура регистрации ТЗ полностью отличается от депонирования. Начнем с того, что регистрацией занимается Роспатент – государственное ведомство. Все заявки отображаются в государственном реестре. Процесс занимает 7-12 месяцев. Стоимость госпошлины гораздо выше, чем при оформлении депонирования.

Когда отправляете изображение в депозитарий его никто не проверяет, просто фиксируется авторство, выдается свидетельство. Другое дело регистрация товарного знака – эксперты тщательно проверяют обозначение по реестру, смотрят публикации в интернете. Если найдут что-то сильно похожее, то не зарегистрируют логотип.

Наличие свидетельства о депонировании – это не одно и то же, что свидетельство на товарный знак.

Достаточно ли авторских прав для защиты логотипа от недобросовестных действий

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его задает.

Работа дизайнера заключается только в создании картинки, он не собирается выпускать продукцию под ней и выходить на рынок. Это делает заказчик – он использует логотип для маркировки своего товара, размещает его на вывеске магазина, в социальной сети и на сайте для привлечения клиентов.

Поэтому, если вы дизайнер и автор произведения, тогда ДА – заключаете сделку с заказчиком, по желанию оформляете сертификат о депонировании.

Но если вы предприниматель, то однозначно защитить логотип от конкурентов только депонированием не получится. Даже после регистрации товарного знака, авторские права на изображение остаются у автора. До момента регистрации у вас есть обозначение, которое вы используете и скопировать его могут в любой момент. Потом сложно доказать, кто раньше стал его использовать.

Главное преимущество регистрации – за правообладателем закрепляются исключительные права. Получив свидетельство Роспатента, правообладатель вправе требовать выплаты компенсации, например, от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за то, что нарушители разместили на своей продукции логотип, который сильно похож на ваш или полностью его копирует.

Часто в нашей практике нарушители, получая претензию с приложением свидетельства на товарный знак, хотят всё мирно урегулировать и не доводить дело до суда.

При этом никто не мешает на стадии регистрации товарного знака оформить свидетельство о депонировании. Указать в нем данные автора и свои в качестве правообладателя.

Чем патентное бюро может помочь

Если нет желания, времени или опыта разбираться с процедурой депонирования и регистрации товарного знака, то обратитесь к патентным поверенным.

Поверенный может помочь:

  • разработать логотип по вашим предпочтениям и проверить на уникальность,
  • придумать название бренду,
  • подготовить договор авторского заказа с дизайнером,
  • зарегистрировать товарный знак - от проверки до получения свидетельства,
  • провести депонирование графического произведения,
  • составить экспертизу по нарушению авторских прав,
  • оценить ситуацию и представить интересы в суде.

Отмечу, что сразу можно зарегистрировать бренд компании и её логотип при помощи комбинированного товарного знака. В этой ситуации под защитой будет как графическая, так и словесная часть.

Патентные поверенные, которые занимаются вопросами регистрации, знают все нюансы и сложности, которые могут возникнуть в процессе.

Авторские права при разработке логотипа

Вне зависимости от того, какой договор был заключен с автором, авторские права остаются только за ним, и их невозможно передать кому-либо другому. Есть также исключительные права на произведение, которыми правообладатель вправе распоряжаться как хочет. Здесь как раз важно, что предусмотрено сделкой.

Логотип создал сотрудник компании

Если сотрудник работает дизайнером или неймером (придумывает название бренду) по трудовому договору, то в соглашении с ним указано, что права на созданные произведения принадлежат работодателю.

Если же логотип разрабатывает сотрудник, занимающий другую должность, с ним заключается отдельное соглашение или составляется приказ о разработке произведения, где его назначают ответственным. Например, Иван в детстве закончил художественную школу, в свободное время пишет картины, но работает менеджером по продажам. Ему поручают разработать макет логотипа, а после окончания работы составляют акт приема-передачи.

Это важные документы, в которых прописывается, кому принадлежат исключительные права. Препятствовать регистрации логотипа сотрудник не сможет, но он вправе требовать выплаты денежного вознаграждения или компенсации, если заранее не были урегулированы все юридические тонкости. Сохраняется серьезный риск ущерба репутации, так как автор может заявить о недобросовестных действиях, конкуренции со стороны организации, и этим препятствовать использованию лого.

Логотип разработал привлеченный специалист

Организации часто обращаются к профессиональным дизайнерам или агентствам. В этой ситуации заключается договор авторского заказа, составляется техническое задание. По окончании работы подписывается акт выполненных работ. В тексте четко должно быть прописано за кем остаются исключительные права на графическое произведение.

Советую добавить в текст соглашения пункт о гарантии со стороны дизайнера, что он не использовал и не копировал готовые варианты. На выходе вы должны получить уникальный логотип. Автор должен возместить затраты заказчику, если тот получит претензию. Хотя бы обязуется участвовать в суде и пояснить процесс своей работы. Зачем вам лого, которое повторяется и которое не получится официально оформить? Если дизайнер отказывается брать на себя такую ответственность, тогда ищите другого.

Если получили оригинальный логотип, подписали все документы, довольны работой, то можно переходить к регистрации. Согласие обладателя авторского права для заявки на регистрацию товарного знака не требуется. После подписания акта логотип принадлежит вам. Можете с ним делать всё что захотите, даже продать другой компании.

Купили готовый логотип

Исключительные права можно приобрести у правообладателя зарегистрированного товарного знака. Например, предприниматель зарегистрировал лого, но бизнес не пошел. В этой ситуации можно заключить договор отчуждения, а все права на логотип передать новому владельцу.

Некоторые компании выдают лицензию на его использование. В этом случае вы можете производить товары под этим брендом, но продать его кому-то другому нельзя, так как ООО «Ромашка», с которым вы заключили соглашение, остается правообладателем товарного знака.

Меры для защиты логотипа авторским правом

Советы авторам:

  1. Сохраняйте у себя исходники файлов – так легче доказать авторство в случае спора и получить деньги у недобросовестного заказчика.
  2. Не удаляйте переписку – скриншоты также можно представить в суде.

Советы заказчикам:

  1. Заключайте соответствующий вид договора с дизайнером. В зависимости от ситуации это может быть договор авторского заказа, трудовой договор и другие.
  2. Подписывайте закрывающие акты с исполнителем.
  3. Пропишите в соглашении условие о переходе исключительных прав на произведение.

Как оформить авторские права на логотип

Закрепить за собой авторство можно путем депонирования. В депозитарий необходимо отправить картинку, описание, данные разработчика. Обработка информации занимает 1-2 дня. В результате вы получаете российский сертификат.

Для регистрации прав на лого в качестве товарного знака нужно подавать заявку в Роспатент. Составляется заявка, описание, перечень классов МКТУ (виды деятельности в которых вы будете его использовать), оплачивается пошлина. Далее проводятся экспертизы патентным ведомством. Если похожие обозначения не находят, тогда получаете свидетельство о регистрации.

Перед подачей заявления в Роспатент рекомендую провести поиск, проверить изображение на уникальность. Не исключено, что похожий вариант уже кто-то зарегистрировал или подал заявление. Тогда получите отказ. Чтобы этого избежать сначала важно посмотреть реестр товарных знаков, удостовериться, что ничего похожего нет. Иначе рискуете деньгами и временем, потому что пошлину обратно не возвращают.

Как обойти авторское право на логотип

В нашей практике была такая ситуация: компания на рынке работала больше 15 лет и использовала логотип, который не оформила как товарный знак. Один из сотрудников уволился и подал заявку на его регистрацию.

У организации сохранился договор с дизайнером, за всё время работы под их брендом выпускались пакеты, карточки, визитки, логотип активно использовался, заключались соглашения с партнерами. Поэтому нам удалось доказать авторство и исключительные права. В этой ситуации составлялось возражение на регистрацию заявки.

Поэтому важно вовремя оформлять свои права на произведение и сохранять у себя исходники и договоры.

Особенности защиты авторских прав на товарный знак, который не зарегистрирован в качестве ТЗ

Эффективная защита и правовая охрана – это регистрация логотипа. Если не успели это сделать, и кто-то вас опередил, тогда нужно отправлять возражение на регистрацию.

В случае нарушения авторских прав вы вправе требовать выплаты компенсации по статье 1252 и статье 1301 ГК РФ. Сумма может быть внушительной и исчисляться миллионами рублей. Главное, доказать нарушение, подтвердить свои авторские и исключительные права. В этом снова помогут исходные материалы (эскизы, чертежи), договоры.

Хорошим доказательством служит экспертиза авторских прав на логотип. Ее проводят патентные поверенные, которые сравнивают признаки (составляющие элементы) изображений и определяют похожи они или нет.

Бывают такие ситуации, что компания добросовестно использует свое обозначение, не копировала его, но ей приходит претензия. Другой автор ранее уже создал такое изображение, а сотрудник организации не проверив, просто внес маленькие корректировки. Это также будет нарушением авторских прав - придется заплатить компенсацию.

Поэтому не только перед регистрацией, но и перед массовым использованием стоит проверить свой логотип.Такая работа обычно входит в услугу по разработке логотипа, если оформляете её у хорошего специалиста, патентного бюро или дизайнерского агентства.

Если у вас остались вопросы по теме, не стесняйтесь их задавать. Консультация по общим вопросам у нас производится бесплатно, без каких либо обязательств со стороны клиента.

44
1 комментарий

Не знал, что без соглашения с дизайнером одного свидетельства о депонировании недостаточно для защиты прав.