Пять вопросов про ваш будущий сайт, которые обязательно задаст дизайнер

Поэтому лучше обдумать их заранее

Привет! Меня зовут Олег Будко, я – проектировщик и дизайнер взаимодействия в творческом тандеме DO Studio.

Довольно часто клиенты, который приходят к нам за сайтом, оказываются не готовы к тем вопросам, которые мы задаем. Между тем, потратив немного времени на подготовку, вы делаете существенный вклад в успех еще не начатого проекта.

В этой статье я расскажу, на какие вопросы вам нужно ответить, чтобы превратить абстрактное “нужен сайт” в хорошо сформулированную задачу.

Предположим, вам нужно выкопать яму. Вы нанимаете копателя, даете размеры ямы, показываете где нужно рыть, и уходите. Наутро у вас есть яма.

Теперь представим, что вместо ямы мы строим дом. Это более сложная история, в которой нужно продумать кучу всего, от фундамента до внутренней отделки.

И несмотря на то, что вы наняли строительную фирму и предполагаете, что они обо всем позаботятся, классный дом вы получите только в том случае, если будете погружены в процесс.

Почему так происходит? Потому что процесс создания чего-либо (а именно так можно перевести английское слово design) – это совокупность решений. То есть, появляется вариативность: одну и ту же задачу можно решить по-разному, и получить разный результат.

  • Дизайн – это совокупность принятых решений
  • Решения принимаются на основе данных
  • Качество дизайна определяется полнотой информации
  • Информацию дизайнеру даете вы.

Ваша главная задача – снабдить дизайнера информацией

Иногда подготовка вводных занимает время, сравнимое с временем разработки сайта. Просто потому что не всю информацию можно в миг единый вытащить из головы и скормить дизайнеру. Ее там либо нет, либо вам кажется что она есть, но по факту вместо конкретики мы получаем смутный образ, который никак не годится в качестве проектного задания.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда уже нужно браться за работу, а вопросов больше чем ответов, есть пять вопросов, о которых важно подумать на берегу:

  • Зачем мне сайт?
  • Для кого я делаю сайт? (спойлер: не для себя)
  • О чем я хочу сказать на сайте?
  • Какая функциональность должна быть на сайте?
  • На что он должен быть похож, и почему

Остановимся подробнее на каждом из них.

Зачем мне сайт?

Очевидно, что с помощью сайта вы хотите достичь неких целей. Например, повысить продажи. Или сформировать определенный имидж для своего продукта. Цель – это та мысль, обдумывая которую, вы пришли к выводу, что вам нужен сайт.

Теперь, когда вы определили цель, нужно сформулировать задачи. Что конкретно нужно сделать, чтобы достичь цели? Например: “чтобы повысить продажи, нужно добавить на сайт оплату картой”.

Цель – это состояние или изменение, которое мы хотим получить.

Задача – это то, что нужно сделать для достижения цели.

Почему это важно для дизайна: есть такая мантра “дизайн решает задачу”. Ее смысл в том, что дизайн – это не абстракция, а набор решений в контексте определенной задачи. Чтобы сделать хороший дизайн (то есть тот, который будет хорошо решать задачи), нужно их четко сформулировать.

Для кого я делаю сайт?

Внезапно, вы делаете сайт не для себя. А для посетителей. Это они, а не вы, будут переходить на сайт и получать некий опыт взаимодействия с ним. Безусловно, это ваш сайт и он должен нравиться вам. Но в первую очередь важно залезть в голову вашей аудитории и понять, как сделать так, чтобы именно им было красиво, понятно и удобно.

От того, кто и в каком контексте будет пользоваться сайтом, напрямую зависит не только выбор визуальной стилистики и tone of voice, но и масса других менее очевидных решений дизайна. Чтобы сайт хорошо решал свои задачи, он должен говорить с аудиторией на их языке, быть ей близок и понятен.

О чем я хочу сказать на сайте?

Существует дилемма: структура сайта зависит от текстов, а тексты зависят от структуры. Часто заказчик хочет получить от дизайнера структуру, под которую он напишет тексты. Дизайнер, в свою очередь, хочет видеть контент, чтобы понять, как грамотно его подать.

В этой непростой ситуации вам поможет небольшое исследование.

Посмотрите сайты конкурентов. Посмотрите о чем они пишут, и на какие смысловые части разделен контент. Поймите, что из этого актуально для вас, и какой информации, на ваш взгляд, не хватает. Выпишите тезисы, и постарайтесь раскрыть каждый из них. Это то, с чем уже может работать дизайнер. Для старта работ вам не нужен идеальный контент – хорошая студия всегда поможет привести тексты в порядок и адаптировать их для сайта. Но первый шаг должны сделать вы.

Что пользователь будет делать на сайте?

Если вы слышали слова “функциональность” и “пользовательские сценарии” – это оно. Функциональность – это всё, с чем можно провзаимодействовать на сайте. Купить, отправить заявку, перейти в чат, добавить в избранное, написать комментарий, и так далее.

Сценарий (или путь пользователя) – это последовательность шагов, завершающаяся целевым действием.

"Оденьте шляпу" вашего пользователя.

Подумайте, как вы хотите выстроить путь пользователя по вашему сайту. Каким должно быть целевое действие, которое вы хотите получить от пользователя? Например, если у вас магазин, то целевое действие – покупка. Для блога целевым действием будет нажатие кнопки “поделиться”.

Как должен выглядеть сайт, и почему?

Наконец что-то про дизайн, да? Так исторически сложилось, что в русском языке слово “дизайн” часто означает визуальную стилистику (хотя это конечно не так, дизайн – понятие более широкое). В отличие от целей, аудитории и контента (которые суть вещи очень конкретные и могут быть сформулированы словами), лучший способ пояснить за дизайн – это показать на примере. Сделайте подборку сайтов, которые вам нравятся. Для каждого пропишите, что именно вам нравится в этом сайте. Не ограничивайтесь вашей тематикой, берите шире – подойдут абсолютно любые сайты. Мы обычно советуем пользоваться подборками вроде Land-book

В чем хитрость: опытный дизайнер обладает многократно большей насмотренностью, чем вы. Поэтому даже в небольшой подборке из пяти сайтов он увидит общий вектор, и предложит интересные и иногда неожиданные визуальные решения. Вы может о таком даже и не думали, а оно вот, и это круто заходит.

Вместо заключения

Вы наверное думаете: окей, я подготовлю бриф по целям, портрет клиента, контент, сценарии, сделаю подборку сайтов, отдам всё это дизайнеру, и он сделает мне сайт.

Да, но нет.

Правильно выстроенный процесс дизайна очень итеративен, и от вас постоянно будет требоваться какой-то фидбек. Вам нужно будет своевременно давать обратную связь по визуальному брифу, по дизайн-концепции, по главной странице, по всем другим страницам. Вы будете обсуждать меню, мобильную версию, анимацию, картинки, поля форм. Даже в самых простых проектах всегда есть что обсудить, а с ростом сложности проекта объем коммуникации кратно возрастает.

Мы в DO Studio всегда говорим, что хорошая обратная связь от заказчика – самая важный критерий успеха проекта. По двум причинам:

– Вы не увеличиваете сроки проекта. Даже если это не важно для вас, это важно для студии, потому что чем больше срок проекта, тем меньше его маржинальность.

– Вы показываете свою заинтересованность в результате. Это очень важно, потому что интерес – штука взаимная. Если вы горите задачей – вы заряжаете исполнителя. Если вам всё равно – ему тоже.

Заказывая сайт, будьте готовы потратить на него свое время. Будьте на связи, участвуйте в процессе. Вникайте в происходящее, и всё получится.

1717
10 комментариев

"Наденьте"

4
Ответить

Мне очень стыдно, не знаю как так вышло )

1
Ответить

Да, но нет 👍

1
Ответить

Крутая статья. Обожаю, когда пишут на простом языке. Спасибо!

1
Ответить

Спасибо, Дмитрий!

Ответить

Спасибо, понравилось.

Ответить

Очень неудобно работать над дизайном, когда текст не готов.

Ответить