CAC и LTV: о чем спорят инвесторы и фаундеры и при чем здесь когорты?

Меня зовут Резинкин Андрей, я предприниматель и бизнес-ангел. Если вам нужны деньги для роста вашего стартапа вы можете обратиться ко мне. Я и мои коллеги вкладываем в стартапы в сфере финтех, HR-тех, образовательные проекты и маркетплейсы. Буду рад посмотреть ваш стартап, пишите в fb, обещаю ответить каждому и дать денег лучшим!

LTV и CAC, а точнее отношение LTV / CAC является ключевой метрикой для стартапа и может стать красным флагом для венчурных капиталистов (кто это такие можно прочитать здесь).

Начнем с определений:

Что такое LTV и CAC?

LTV (lifetime value) — прибыль, которую приносит один клиент за всё время работы с компанией. Википедия переводит LTV как пожизненную ценность клиента (ПЦК). В международной практике встречаются также аббревиатуры CLV или CLTV (customer lifetime value).

CAC (customer acquisition cost) — стоимость привлечения клиента. CAC = Сумма всех затрат на маркетинг и продажи / количество новых пользователей.

Считается что отношение LTV/CAC меньше 3 это не очень хорошо. В бизнес-модели стартапа венчурные инвесторы (фонды и ангелы) хотят видеть экономику, в которой доллар, вложенный в приобретение клиента вернётся по крайней мере 3-мя долларами прибыли.

Все вроде просто, но дьявол как всегда в деталях.

Цукерберг и гладиолус

Начнем с LTV. Представим стартап, который продает цветы по подписке. Работает уже полгода и берет с клиента 4990₽ в месяц, имея прибыль 2000₽.

Основатель предполагает, что цветы нужны людям всю жизнь и если средний возраст подписчика 30 лет, то смело закладываем 20 лет его жизненного цикла.

Считаем LTV = 2000₽ в месяц * 12 месяцев * 20 лет = 480.000₽. Такую прибыль фаундер хочет получить с одного клиента в течение его жизни.

Получается, если привлечение этого клиента стоит 100.000₽, то LTV/CAC = 4.8, что больше 3, а значит инвесторы уже стоят в очереди чтобы дать основателю деньги, которые тот вложит в маркетинг, привлечет сотни тысяч клиентов и построит Цветочный Фейсбук.

Всё здорово, проблема только в том что по факту (в реальности) стартап работает на рынке всего 6 месяцев. Тут и возникает спор. Основатель цветочного стартапа уже видит себя Цукербергом от гладиолуса и считает что уже через 2-3 года половина жителей Земли будут покупать цветы по подписке, и всё что нужно сейчас делать — это вливать деньги в маркетинг и захватывать рынок. Инвестор же говорит — давайте посмотрим когорты.

Какие ещё когорты?

Предположим что стартап вышел на рынок в январе и привлек 10 новых клиентов (это 10 пользователей, который оплатили подписку за 4990₽ в январе в первый раз).
В таблице представлены транзакции этих клиентов с января по июнь:

CAC и LTV: о чем спорят инвесторы и фаундеры и при чем здесь когорты?

В итоговой строке показано количество платящих клиентов из январской когорты. Как видно к июню только 5 клиентов из 10 продолжают платить за подписку, при этом в среднем Цветочный Фейсбук терял 8,3% январских клиентов в месяц. Этот показатель называется churn rate.

Такие же таблицы мы строим за каждый месяц работы стартапа. Предположим что в феврале мы привлекли 15 новых клиентов , из них в марте оплатили 14, в апреле 12, май и июнь — 11. Мартовская когорта будет выглядеть так: 20 -18 -16 -15. Апрельская: 18-15-14. Майская: 17-16 и июнь 20. Далее группируем транзакции по месяцам:

CAC и LTV: о чем спорят инвесторы и фаундеры и при чем здесь когорты?

Приводим таблицу к виду:

CAC и LTV: о чем спорят инвесторы и фаундеры и при чем здесь когорты?

Расcчитываем% удержания от первоначальной базы (retension):

CAC и LTV: о чем спорят инвесторы и фаундеры и при чем здесь когорты?

С 5 по 6-ой месяц медианное значение упало на (67%-50%)/67% = 25%. Предположим что в дальнейшем такой темп падения сохранится. Ограничим период жизни 2-мя годами, получаем:
LT = 100%+90%+79%+73%+67%+50%+… = 608% (6,08 месяцев).
LTV = 2000₽ * 6 месяцев = 12.000₽

Вот так LTV 480.000₽ в глазах фаундера превратился в 12.000₽ LTV, рассчитанного с помощью когортного анализа.

CAC это КАК? Расходы глазами VC и фаундера

Проблема CAC в том что стартапы включают туда не все расходы. Частая ошибка — включать в расчет только прямые расходы, например, стоимость привлечения пользователя через платные каналы рекламы. Тогда как к расходам на привлечение также относятся затраты на PR + оклады сотрудников маркетинга и продаж + их премии и % + накладные расходы (аренда помещения для отдела маркетинга и продаж, обучение этих сотрудников, инструменты для привлечения клиентов) + прочие бизнес-затраты и специфичные для индустрии расходы (командировки для b2b, представительские). Добавим сюда расходы на удержание клиентов, ведь именно удержание обеспечивает высокий LTV, тогда получим адекватную сумму затрат.

Ещё один показатель на который смотрят VC это CAC Payback Period — сколько месяцев требуется чтобы вернуть CAC в виде прибыли. Хорошо если это значение меньше 12, т.е. компания возвращает потраченные на привлечение покупателя деньги меньше чем за год.

Возвращаемся к нашему примеру с Цветочным Фейсбуком. За 12 месяцев покупатель приносит 12.000₽ (т.к. LT = 6 месяцев) прибыли, значит CAC должен быть ниже этого значения. Вспоминаем что LTV/CAC не должно превышать 3, получаем что CAC выше 4.000₽ делает стартап цветов по подписке крайне непривлекательным для венчурного капитала.

Резюме: Бизнес-модель Цветочного Фейсбука будет сходится при CAC меньше 4.000₽ при условии что при расчете CAC мы учли все расходы (прямые и накладные) как на привлечение клиента так и на его удержание.

*Методику когортного анализа расчета LTV взял из курса "От раунда до выхода: путь стартапа в венчурном фонде" от AltaClub

1010
15 комментариев

Комментарий недоступен

2

Хороший вопрос. В такой ситуации в идеале стартап должен уметь привлекать пользователей бесплатно (органически). Что касается темпов роста, то это сильно зависит от сферы и базы. Т.е. если мы делаем ещё один тик-ток, то на начальном этапе органический рост в несколько раз от месяца к месяцу даст инвестором надежду на виральность продукта и причину выписать чек.

1

Комментарий недоступен

Хороший вопрос. В такой ситуации в идеале стартап должен уметь привлекать пользователей бесплатно (органически). Что касается темпов роста, то это сильно зависит от сферы и базы. Т.е. если мы делаем ещё один тик-ток, то на начальном этапе органический рост в несколько раз от месяца к месяцу даст инвестором надежду на виральность продукта и причину выписать чек.

Самая типичная ошибка применения модели юнит-экономики - это применять  ее там, где не следует. Во-первых, ВЭ - это не про экономику, а про управление. Это метод управленческого учета, по сути. Почему из него сделали фетиш при оценке стартапов, да еще со взятым с потолка коэффициентом 3 - загадка. Во-вторых, есть универсальная идеология упр. учета direct costing, отчасти реализованная в МСФО и напрочь чуждая РСБУ (в чем и проблема!). ЮЭ - это всего лишь проекция DC на определенный тип проектов - веб, где явные прямые издержки (на сырье и материалы) равны нулю, то есть масштабирование производства "в моменте" не требует роста издержек, маржинальность 100%. Но при этом, (в отличие от материального производства, например), огромны затраты на продвижение. Которые естественно классифицировать как условно-прямые. Именно "условно", поскольку, допустим, зависимость хостов от затрат на рекламу (спросите у Яндекса!) далеко не линейна, и данные при объеме рекламы 10 тыс/мес ну никак нельзя экстраполировать на 1 млн/мес.
Но это-то ладно. Но попытка автора загнать ВСЮ микроэкономику бизнеса в ЮЭ - это просто смешно. Постоянные издержки были, есть и будут всегда и у всех, и у вэба, и у производства. Они должны покрываться накопленной маржой. Отсюда - точка окупаемости. На САС можно отнести исключительно прямые издержки на обслуживание данного конкретного канала, а уж никак не командировочные и представительские. Например, при обзвоне холодных лидов на САС можно отнести зарплату звонящего, да. Но при Я-директе зарплату его настройщика отнести на САС нельзя, поскольку она одна и та же вне зависимости от затрат на рекламу и, тем самым, относится к постоянным издержкам. Хотя если у него премия в %% от привлеченной в канале выручки за цели - то в этой части можно...

Даже любопытно, как автор, инвестируя стартапы с такими уровнем микроэкономических знаний, еще не разорился?:))

2

Всему свое время... Абсолютно солидарен. Для справки пару публикаций на VC о Юнит-Экономике с использованием практики управленческого учета - "Дискуссия: юнит-экономика или маржинальный анализ?" и "Юнит-Экономика — о Системе метрик (с формулами и примерами)"

2

Анатолий, спасибо вам за мнение. Сразу видно что вы очень хорошо разбираетесь в бухгалтерии. Рад что моя скромная статья нашла отклик.