Рекламный рынок в 2025 году: требования, сборы, практика по маркировке

В прошлом году государство серьезно взялось за прибыльный рекламный рынок. Только ФАС было рассмотрено более 19 тысяч заявлений о нарушении рекламного законодательства, общая сумма штрафов составила свыше 161 миллиона рублей. В 2025 году будет еще интереснее. Здесь подробно разберем правила и ограничения.

Рекламный рынок в 2025 году: требования, сборы, практика по маркировке

Нарушения, допущенные участниками рекламного рынка, на примере статистики ФАС и Роскомнадзора

За 2024 год органы, регулирующие вопросы правомерного распространения рекламы, ее содержания, соблюдения иных требований закона участниками рекламного рынка провели большую работу. Взять хотя бы статистику ФАС и РКН.

Так, за минувший год ФАС рассмотрела свыше 19 тысяч заявлений о признаках нарушений законодательства о рекламе, из них было возбуждено 4209 дел и выдано почти 2 тысячи предписаний об устранении нарушений. Было вынесено свыше 2 тысяч постановлений о правонарушениях в сфере рекламы, общая сумма штрафов по которым составила более 161 миллиона рублей. Суммы не колоссальные, но они существенно превышают штрафы 2023 года, которые достигли 130 млн рублей.

РКН не публиковал свою статистику по нарушениям рекламного законодательства на конец года. Однако, на сайте ведомства были приведены цифры за первое полугодие 2024, с прослеживаемой динамикой привлечения к ответственности лиц за нарушения рекламного законодательства. Сфера регулирования РКН в этом вопросе касается рекламы в сети «Интернет» и того самого острого момента с маркировкой рекламы.

Кроме того, РКН добавил на своем сайте ряд обезличенных постановлений о привлечении к ответственности за распространение рекламы в Интернете с обозначенными в них нарушениями, чем существенно облегчил задачу участникам рынка.

Кейсы по маркировке рекламы

В 2024 году ведомства возбуждали разнообразные дела за нарушение требований к маркировке. Например, в деле был развеян миф о том, что креатив, размещенный на безвозмездной основе, не может быть признан рекламой. В деле рассмотрен вопрос о том, что относится к органичной интеграции и какая информация не может быть признана таковой. В деле признано рекламой сообщение, направленное в групповой чат через мессенджер.

В 2025 году уже появилась новая практика, связанная с рекламой, размещенной в мобильных приложениях. В деле рассматривался спор с АО «Тбанк». В приложении банка был размещен баннер с информацией о шинах Gislaved. При клике на него осуществлялся переход на сторонний сайт с более подробными данными. Банк при рассмотрении дела ссылался на справочно-информационный характер сведений и их направленность на предоставление информации об акциях банка.

Рассматривая дело, ФАС установила, что это реклама, так как информация о приобретении шин Ginslaved выделяет товар среди однородных товаров, работ, услуг. Реклама размещена в сети с нарушениями требований о маркировке, без пометки «реклама» и указания на рекламодателя. Итог - предписание об устранении нарушения и передача дела уполномоченному лицу для привлечения к ответственности.

Новые реалии рекламы 2025 года: порядок действий

1. Обязательная регистрация блогеров с аудиторией свыше 10 тысяч подписчиков

Нововведение отнесено к изменениям рекламного законодательства. Оно грозит негативными последствиями для блогеров, не исполнивших требования. Если в специальный перечень РКН не внесены сведения о владельце блога, аудитория которого превышает 10 тыс. подписчиков, то установлен запрет на размещение рекламы в нем. За нарушение предусмотрена ответственность по общим правилам ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, составляющим для юрлиц до 500 000 рублей. Кроме этого, запрещено делать репосты со страницы таких блогов, а самому блогеру нельзя собирать донаты.

2. Ограничения для рекламодателей при учете расходов на рекламу

Еще одним новшеством стало внесение изменений в НК РФ. Оно связано с запретом учета расходов, затраченных на рекламу, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в следующих случаях:

– если информация по рекламе не была передана в ЕРИР;

– при размещении рекламы на ресурсах, доступ к которым ограничен;

– на информационных ресурсах иностранных лиц, которые ведут деятельность в сети и не соблюли требования законодательства РФ.

3. Тот самый 3% сбор распространение рекламы

С 1 апреля 2025 года лица, получающие доход от рекламной деятельности в Интернете, должны будут уплачивать сбор в размере 3 % от ежеквартальных рекламных доходов. Фактически его нужно вносить всем участникам рекламной цепочки при размещении рекламы, включая:

– рекламораспространителей;

– операторов рекламных данных;

–посредников, способствующих распространению рекламы (например, рекламные агентства);

– рекламодателей в случае заключения договора с иностранными лицами.

Расчет размера этого взноса отнесен к компетенции РКН, он будет осуществлен на основе сведений из ЕРИР. Детализации этой процедуры пока нет.

Есть исключения, при которых сбор не оплачивается. Например, при распространении рекламы на сайтах ТВ и радиовещателей, сайтах СМИ, при определенных условиях и в иных случаях).

4. Иные нововведения (социальная реклама, реклама потребительских кредитов)

Социальная реклама

Введена обязательная маркировка социальной рекламы, распространяемой в сети. Теперь здесь требуется совершать такие же действия, как и с коммерческой. То есть получать токены и передавать необходимые данные в ЕРИР.

Изменилось требование к заключению договоров на распространение соц. рекламы в сети. Теперь владельцы ресурсов с аудиторией свыше 200 тыс. пользователей обязаны их заключать. Требование в том числе отнесено и к сайтам – агрегаторам.

Для определения суточной нормы пользователей сайты – агрегаторы информации обязаны установить специальное программное обеспечение от РКН.

Реклама потребительских кредитов

1. Реклама этих продуктов должна содержать обязательное предупреждение: «оценивайте свои финансовые возможности и риски».

2. Если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющие на полную стоимость кредита:

– должно быть предупреждение «Изучите все условия кредита» с указанием на сайт кредитора;

– либо обозначены все условия, влияющие на полную стоимость кредита.

Дисклеймеры должны быть указаны продолжительностью не менее 3 сек. и занимать не менее 5 % площади кадра или рекламной площади.

Вывод

Рекламный рынок «трясет» уже довольно продолжительный период. И связано это с увеличением требований к этой области со стороны государства. Однако, если проявлять должную осмотрительность и не нарушать правила, можно вполне спокойно существовать и развиваться. Важно быть в «законодательном тренде» и понимать свой уровень ответственности, это поможет избежать финансовых и репутационных потерь.

3
2 комментария