Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Мы digital-агентство, которое специализируется на абонентских услугах: SEO, платный трафик, SERM и иже с ними.

Мы всегда заточены на работу в долгую и вот почему:

Привлекать целевых клиентов дорого — вот тут можно почитать про окупаемость рекламы в Рейтинге Рунета. А еще отделу продаж заплати… Нам надо работать с клиентом долго, иначе мы тупо закроемся.

Куда мы копаем:

Чтобы проекты не стагнировали, мы начали проводить стратегические сессии с клиентами.

Рассказываем про внедрение и результат. Время чтения по диагонали — 8 минут. Наш средний LT — 3,5 года — один из самых высоких на рынке на минуточку, так что нас стоит почитать.

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Придумали стратсессии 1,5 года назад

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Регулярно проводим стратегические сессии для себя, чтобы собирать планы по развитию агентства.

Нежно зовем эти мероприятия страп-сессиями. Тут вот определение почитайте, если не в теме.

А дальше я буду звать их СС, потому что ну сколько можно писать эти долгие-долгие два слова.

Часть наших СС — ресерч рынка и художественная кража хороших практик. Например, Рома из «Комплето» рассказывал о своем формате СС с ТОПами агентства и клиента, которые сильно увеличивают конверсию в продажу и LT проектов.

Спасибо Роме за идею, так мы начали тестировать СС у себя.

К моменту написания этой статьи мы отладили процессы и попутно совершили все ошибки, какие только можно было. Вот вам наша история успеха.

План такой

Стратсессии 1.0

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Определили формат и воткнули его в таймлайн работы с клиентом

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

1-4 месяц — онбординг (или «долина смерти»). Разрабатываем первичную стратегию, притираемся, знакомимся с требованиями и процессными нюансами клиента. На этом этапе проекты отваливаются чаще всего, поэтому и называем его «долиной смерти».

4-6 месяцев — необходимость синхронизации. К этому моменту мы уже понимаем ограничения в проекте, четче видим новые точки роста. Именно в этот период мы назначаем первую СС.

Стратсессия = новые договоренности на ближайший рабочий цикл. Дальше на протяжении всего сотрудничества мы двигаемся в таком формате: СС → 3-6 месяцев работы, и так по кругу.

Если поменялось контактное лицо на стороне клиента, организуем встречу, не дожидаясь плановой СС.

Вот так проходит встреча. На ней присутствуют топы агентства и ЛПР-ы заказчика.
Вот так проходит встреча. На ней присутствуют топы агентства и ЛПР-ы заказчика.

Сразу налажали

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Итог: стратсессии были в формате «просто поговорить, узнать боли и проблемы». Пользы, кроме улучшения коммуникации, они не приносили.

Глобально все сводилось к отсутствию регламента. Мы исправились — сейчас почти на каждое действие у нас есть инструкция.

— Лена, СОО в УМе

Но все равно получили положительный фидбэк

Клиенты говорили: «Классно, что у вас есть такой формат, где можно погенерить идеи и обсудить вопросы, о которых мы не задумывались». Лояльность повысилась, взаимодействие улучшилось.

Стратсессии 2.0

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Начали готовиться тщательнее (ага, ждем комментариев, какие мы тупые)

Собираем информацию по клиенту в таблицу:

Хочешь полную версию таблицы? Пиши в комменты — скинем в лс.
Хочешь полную версию таблицы? Пиши в комменты — скинем в лс.

В процессе подготовки выходим за рамки услуг, которые оказываем клиенту:

  • Подмечаем пробелы и фиксируем проблемы. Изучаем отзывы, поисковую выдачу и кейсы, анализируем удобство сайта, контент, отчеты по медиаинфляции.
  • Формируем гипотезы. С точки зрения бизнеса можем копнуть в стандартные услуги: окупаются/не окупаются, что нужно масштабировать, что — свернуть, что — пересмотреть.

Зафиксировали правила

1. Проводим встречи офлайн только в конкретных обстоятельствах. Тут два варианта: или клиент в Перми, или мы в командировке.

2. Обязательно записываем онлайн-встречи. После — пишем постмит для клиента и команды.

3. Обозначаем, кто должен присутствовать на СС. Это ЛПР (исключение: если проводим стратсессию в два этапа) и менеджер проекта.

Второго не зовем, только если от клиента есть негативная обратная связь — этот нюанс уточняем заранее.

Если в проекте есть конкретные вопросы по услугам (например, планируется обсуждать контекст), можем позвать производство.

4. Формируем ожидания. Говорим клиенту, что будем обсуждать видение, цели и задачи компании, а не консультировать по ведению бизнеса. Максимум — можем дать рекомендации по crm, аналитике или визуалу.

Предупреждаем, что плана работ сразу не будет. СС — это больше про генерацию идей в моменте. А чтобы создать стратегию, нужно время на дополнительные расчеты и обработку информации со встречи.

Обозначаем, что встреча займет 1-2 часа.

Сформулировали варианты задач

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Распределили ответственность

За стратсессию отвечают два человека: аккаунт и проводящий.

Задачи аккаунта — подготовить и организовать встречу:

  • собрать информацию по клиенту в таблицу;

  • создать событие, запустить звонок и записать встречу;

  • написать постмиты (внутренний и для клиента);

  • после СС поставить задачи и делать отбивки по ним каждые две недели;

  • запланировать повторную встречу по необходимости;

  • проконтролировать внедрение того, что обсудили.

Задачи проводящего — погрузиться в сферу клиента и подготовиться к встрече:

  • сформировать гипотезы и вопросы;
  • запросить обратную связь по нашей работе после встречи;
  • помочь сформулировать задачи, если у аккаунта возникают с этим сложности.

Стратсессию может инициировать любой член команды, если есть sos-ситуация или нет понимания, куда двигаться дальше.

Важно: не тянем до момента, когда в проекте появляются проблемы и его нужно спасать.

— Таня, team-lead аккаунтов в УМе

Сформулировали стратегии проведения

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Получили результаты

Кейс 1:
Разговорили контактное лицо, выявили цели и задачи заказчика → предложили варианты маркетингового развития проекта → подняли лояльность → клиент пришел к нам с новым запросом на продвижение.

Слева — изменения ежемесячного чека, справа — бюджета. Сравните первый и последний периоды
Слева — изменения ежемесячного чека, справа — бюджета. Сравните первый и последний периоды

Кейс 2:
Предложили идеи по масштабированию → подняли лояльность → увеличили ежемесячный чек на проекте (последнее сделали на отдельном созвоне, но СС помогла заслужить доверие).

Рост после стратсессии: слева — чек, справа — бюджет. Сравните первый и последний периоды
Рост после стратсессии: слева — чек, справа — бюджет. Сравните первый и последний периоды

Кейс 3:
С одним брендинговым агентством обсудили наш опыт размещения на «Рейтинге Рунета» и работу с Я.Директом → запартнерились → нас рекомендовали и привели заказчика на ежемесячное SEO.

Стратсессии 3.0

Как с помощью одного инструмента увеличить LT, апсейлы и улучшить коммуникацию с клиентами

Казалось бы — работает же уже, что еще вам надо-то?

А вот осталась одна большая проблема: стратсессии стоят до$@я.

Трудозатраты на проведение одной СС — до 40 часов команды и топ-менеджмента. В деньгах это ~200-250 тысяч рублей, вложенных в долгосрочное сотрудничество.

Так что эффективность нужно поднять!

Докручиваем подход

  1. Не заходим без доступа к ЛПРам. Однажды клиент позвал на СС маркетолога, а сам не пришел. Этот маркетолог только-только устроился в компанию и ничего не знал о процессах. Смысла в такой СС не было, и мы решили отказаться от подобного экспириенса в дальнейшем.
  2. Не заставляем. Если клиент не расположен к разговору, СС придется перенести или отменить. Заранее готовимся и к такому варианту событий.

Улучшаем процесс

  • дополняем регламент;

  • анализируем ошибки и результаты;

  • делаем выводы, которые помогают нам и дальше развивать взаимовыгодные партнерские отношения.

Продолжаем наблюдать пользу

СС внутри проектов — классный инструмент для повышения LT, лояльности и доверия. Всего за 2 часа можно кардинально улучшить коммуникацию и потом приносить пользу годами.

А еще СС — хороший вклад в обучение аккаунтов. Когда на твой проект приходит топ-менеджер и общается с клиентом, полезно его послушать. После встречи артефакты тиражируются на отдел, аккаунты их просматривают, анализируют и таким образом учатся.

Проводите стратсессии с клиентами? Или делаете что-то похожее? Может, решаете подобные вопросы совсем иначе? Делитесь в комментах. Давайте знакомиться и обмениваться опытом.

5
5 комментариев