Ваш конкурент может запретить вам использовать ваш же бренд – и это законно

Представьте: вы годами развиваете бизнес, вкладываете деньги в маркетинг, создаете лояльную клиентскую базу. Ваш бренд узнаваем, название ассоциируется с качеством и доверием. И тут вам приходит уведомление от конкурента, молодой компании, с требованием прекратить использовать ваш же бренд и угрозой судом.

И неважно, что вы основали свой бренд раньше конкурента. Название юридически уже вам не принадлежит – кто-то другой зарегистрировал его как товарный знак. Теперь вы либо платите ему, либо готовитесь к дорогостоящему ребрендингу. И да, это абсолютно законно.

Разберемся, почему так может произойти и как обезопасить свой бизнес.

Почему конкурент может забрать ваш бренд?

Потому что бренд принадлежит не тому, кто его придумал и использует, а тому, кто первым зарегистрировал его как товарный знак.

Если конкурент зарегистрировал товарный знак раньше вас – он становится единственным законным владельцем.

Некоторые люди специально находят “золотые жилки” – конкурентов с большим трафиком, известностью. Либо же видят в своем городе успешный бренд, выясняют, что у него нет товарного знака и регистрируют название на себя. После этого могут последовать шантаж или же сразу судебный иск. Иногда компании специально обращаются к юристам, чтобы узнать, есть ли конкуренты с похожим названием, так как подобное сходство может мешать развитию бизнеса. Трафик уходит к похожему бренду, компании путают: переходят на чужие сайты, звонят не на те номера. Если юристы нашли такую компанию,они составляют иск и идут в суд. В подобную ситуацию можете попасть и вы.

Зарегистрировать ваше название могут и случайно: когда вам и вашему конкуренту пришли в голову похожие или совсем одинаковые названия. Однако, кто первый его зарегистрировал – того и бизнес. Даже если придумали вы его на несколько лет раньше. Особенно часто это происходит с распространенными и часто употребляемыми словами.

Что будет, если конкурент зарегистрирует ваш товарный знак и вы проиграете суд?

Последует ряд неприятных последствий для бизнеса :

1. Вы будете обязаны заплатить компенсацию конкуренту

Сумма компенсации может доходить до 5 млн рублей. С вас также могут взыскать двойную стоимость всех товаров. Это могут быть огромные суммы, если вы успели продать много продукции или услуг.

2. Полный ребрендинг и потеря названия

Вы больше не имеете права использовать бренд, который раскручивали годами. Поменять название на похожее не получится. Ваши вывески – демонтируют. Рекламу – заблокируют. Если не успеете переименовать соцсети и убрать все упоминания бренда, их заблокируют без возможности восстановления. Вы потеряете подписчиков и социальные активы. Ваш доменный адрес удалят, либо передадут конкуренту.

3. Переупаковка товаров

Если вы решили выйти на маркетплейсы Wildberries и Ozon, ваши карточки также блокируются, товары возвращаются со складов — дополнительные затраты на логистику. Продукцию придется переупаковывать.

Итог: финансовые и репутационные потери, а ваши клиенты, пока вы пытаетесь возродить бизнес, уйдут к конкуренту с вашим названием.

Как защитить свой бизнес?

Что же делать, чтобы не потерять свой бренд? Давайте разберем пошагово, с чего стоит начать.

Шаг 1

Обратитесь к юридической компании в сфере интеллектуальной собственности и проверьте, свободен ли ваш бренд. Если да, переходите к следующему шагу.

Вы можете попробовать самостоятельную проверку, но она не дает точные результаты. На нашем сайте можно воспользоваться бесплатной предварительной проверкой от юристов.

Если же вы хотите открыть бизнес и не знаете, какое название выбрать, чтобы не наткнуться на конкурентов, вам также стоит обратиться к экспертам . Наша компания предоставляет услугу «нейминга», которая включает в себя маркетинговый анализ целевой аудитории и конкурентного окружения. Мы разработаем оригинальное и наиболее подходящее для вашего бизнеса название, а затем гарантированно его зарегистрируем.

Шаг 2

Зарегистрируйте товарный знак. Это займет несколько месяцев, но защитит ваш бизнес на 10 лет с возможностью дальнейшего продления. После регистрации никто не сможет запретить вам использовать свой бренд. Наоборот, теперь вы сможете получить компенсацию за использование своего названия.

Шаг 3

Защитите бренд в нескольких категориях. Если планируете расширяться – регистрируйте бренд сразу в смежных категориях, чтобы конкурент не смог «откусить» вашу нишу.

Шаг 4

Контролируйте свой товарный знак. Регистрация действует 10 лет. Следите за сроками продления, чтобы не потерять права.

«Название моего бренда уже занято, что теперь делать?». Давайте рассмотрим, какие есть варианты в ситуации, когда название вашей компании уже зарегистрировано как товарный знак.

Вариант 1

Мягкий ребрендинг. Вы можете постепенно переименовать бренд и соцсети, предупредить клиентов и призвать их оставаться с вами. Спокойно допродать весь товар со старой упаковкой, а затем продолжить существовать под новым названием.

Вариант 2

Договориться с другим брендом. Иногда это вполне возможный вариант, если компания не является вашим прямым конкурентом и готова продать вам свой товарный знак или подписать согласие на регистрацию вашего.

Вариант 3

Бороться за бренд. Вы можете попробовать найти недостатки в сходном товарном знаке (например, правообладатель не использует его дольше трех лет) и аннулировать его.

Итог:

Если у вас ещё нет товарного знака – вы играете в русскую рулетку. Сегодня всё хорошо, а завтра ваш конкурент может лишить вас бренда, клиентов и бизнеса.

Регистрация – это не формальность, а инструмент защиты прибыли. Чем раньше вы это сделаете, тем дешевле обойдётся защита от возможных проблем.

1 комментарий