Как не страдать от клиентов и работать на своих условиях. За деньги.

9 пунктов, которые нужно прописать в договоре, если ты делаешь сайты на заказ

Как не страдать от клиентов и работать на своих условиях. За деньги.

Почему договор — это не скучная формальность, а не слабое прикрытие задницы

Когда мы покупаем машину — мы подписываем договор.

Когда идём лечить зубы в частную клинику — мы подписываем договор.

Даже с бригадой, которая будет класть плитку в туалете, нормальные люди стараются что-то зафиксировать на бумаге.

Но почему-то, когда дело касается фриланса, особенно в сфере дизайна и создания сайтов, многие решают, что можно обойтись перепиской в Телеграм и устными договорённостями. Типа «мы же адекватные взрослые люди».

А потом начинается:

– «Мы имели в виду немного другое...»

– «Ой, давайте ещё одну маленькую правочку... и ещё одну»

– «У нас теперь новый маркетолог, и он хочет всё перекрасить в синий»

И вот тут, если у вас нет нормального договора, вы в жопе. Глубокой. Без акваланга, без шлема, без подушки безопасности и без карты эвакуации.

В этой статье я постарался собрать наиболее важные моменты, которые должны быть отражены в договоре фрилансера (или студии), если вы хотите работать спокойно, не страдать от клиентских заскоков, а главное — получать деньги за свою работу.

1. Один человек от клиента. Только один.

В договоре нужно чётко прописать, кто именно от стороны заказчика принимает решения, даёт обратную связь и подписывает этапы работ. Не «команда», не «мы посоветуемся», а конкретное имя, фамилия, телефон и email.

Потому что если этого не сделать, начинаются качели:

— «Ой, я думал, он уже всё вам отправил»

— «Слушайте, а вот наш замдиректора посмотрел и говорит, что нужно переделать...»

— «А можно вы скинете всё ещё раз — теперь надо согласовать с нашей бухгалтерией»

Нет. Нельзя.

когда зашел в чат-группу по сайту от клиента
когда зашел в чат-группу по сайту от клиента

Если вы отвечаете за проект со стороны исполнителя, то должен быть один ответственный за проект со стороны заказчика. Это нормальная практика. Он может согласовывать у себя внутри уже с кем угодно, но вся коммуникация ведется только через него. Всё остальное — хаос, который вы будете разгребать за свой счёт.

2. Этапы работы — не просто список для галочки

Проект по созданию сайта — это не «ну вы там что-нибудь сделайте, а мы посмотрим». Это процесс, в котором каждый этап должен быть чётко прописан: что именно входит, какой результат считается финальным, в каком виде предоставляется и что идёт дальше.

Каждый этап = конкретный результат.

Например: файл в таком-то формате который содержит прототип, макет, утверждённый текст. Конкретика, которая измерима.

Как не страдать от клиентов и работать на своих условиях. За деньги.

Если этого нет, клиент может легко превратить этап в бесконечный поток обсуждений вроде:

— «А мы думали, что вы сразу будете и тексты писать...»

— «А дизайн мобильной версии в этот этап не входит? Странно...»

— «Мы не можем принять этап, я скинула ссылку директору в WhatsApp, а сайт ещё не адаптирован…»

Короче, чтобы потом не было «мы не это имели в виду» — всё разбиваем на этапы и фиксируем, что именно входит в каждый. И что не входит — тоже можно указать.

3. Приёмка этапов и обратная связь — без «мы подумаем»

В договоре должно быть чётко прописано, в какой форме вы сдаёте результат, сколько у клиента есть времени на обратную связь и что считается «молчанием».

Например:

— этап сдаётся путем отправки материалов в формате pdf на такой-то email вместе с актом приемки этапа для подписания со стороны заказчика

— клиент принимает результаты работы или даёт обратную связь с перечнем замечаний или доработок в течение 3 рабочих дней

— если обратной связи нет или нет подписанного акта — этап считается принятым автоматически

Это дисциплинирует и вас и клиента. В противном случае вы не будуте защищены от того, что клиент пропадет, а потом через месяц вернется с новыми идеями.

когда клиент очень занят и ему не до вас
когда клиент очень занят и ему не до вас

Вы не должны сидеть на паузе неделями и ждать, когда у клиента пройдёт завал, закончится командировка или «сейчас пока не до этого».

Время — это самый ценный и невосполнимый ресурс, вы не должны его терять из-за того, что у кого-то есть более важные дела.

Никонов Сергей Александрович (это я, если кто не знал 🙂)

Поэтому чётко фиксируем: как сдаём, когда ждём фидбек, и что будет, если его нет. Особенно, если вы сразу фиксируете стоимость ваших услуг по всему проекту. Всё остальное — путь к затягиванию проекта на месяцы.

4. Сроки — не просто даты в календаре

Сроки — это важно. Если в договоре написано, что этап длится, например, 7 рабочих дней — это означает при условии, что клиент вовремя даёт обратную связь и предоставляет всё, что нужно для работы по этому этапу. Это должно быть четко и понятно зафиксировано.

Это не задротство, а необходимость. Обязательно добавляем в договор формулировку, что сроки сдвигаются, если клиент задерживает фидбек или контент. Чтобы не было всяких «ну вы же понимаете».

когда получил контент за 2 дня до дедлайна
когда получил контент за 2 дня до дедлайна

Иначе будет происходить следующее: Сначала клиент неделю не выходит на связь. Потом через ещё неделю он скинет недостающие фото или тексты будут вежливо интересоваться: «Ну давайте, как и обещали, в четверг ждем результаты.»

В идеале, лучше прямо прописать:

«Сроки выполнения работ сдвигаются на соответствующее количество дней при задержке предоставления материалов или обратной связи со стороны заказчика».

Это честно, по-взрослому и защищает вас в ситуации, когда вы фактически виноваты только в том, что просто ждали необходимые для выполнения работы материалы.

5. Количество правок — фиксируем сразу, чтобы не считать потом

Правки — это нормально. Но не бесконечные правки. Поэтому в договоре сразу указываем количество раундов правок, которые входят в каждый этап.

У меня это обычно 1–2 итерации. То есть клиент получил результат, дал список правок → вы внесли → клиент посмотрел, всё ок. Готово.

Если правки появляются после зафиксированного в договоре количества подходов — они идут за отдельные деньги. Это оберегает вас от бесконечного потока «свежих творческих идей» и дисциплинирует клиента с первого раза серьезно подходить и проверке вашей работы.

когда клиент сказал, что правок практически нет, но...
когда клиент сказал, что правок практически нет, но...

Важно: прописываем, что такое правка, а что уже переделка.

✔ Правка — «поменять заголовок», «изменить последовательность листинга», «заменить фото», исправить опечатку или ошибку отображения.

❌ Не правка — «а давайте попробуем вообще другой стиль», «мы решили, что тут нужен ещё дополнительный блок услуг», «а давайте уберём половину и начнём сначала».

Чтобы избежать конфликтов и недопонимания, фиксируем в договоре:

«Правками считаются корректировки в рамках утверждённой концепции / смысловой структуры / прототипа. Существенные изменения, влияющие на структуру, дизайн, общий стиль или подход, рассматриваются как дополнительная работа и оплачиваются отдельно».

Если это сделать, то когда клиент скажет:

— «А можно вообще всё переделать?»

Вы спокойно отвечаете:

— «Можно. Вот стоимость, вот счёт, вот сроки. Поехали.»

6. Дополнительная работа — не «по дружбе», а за отдельные деньги

Некоторые клиенты любят забегать с просьбами вроде:

— «А давайте просто… ну по мелочи...работы на 10 минут…»

И дальше понеслось: новый блок, другой формат, срочно PDF, срочная презентация. Всё это может быть уже вне рамок изначального договора.

когда клиент попросил сделать «работу на 10 минут»
когда клиент попросил сделать «работу на 10 минут»

Можно прямо в договоре закрепить:

«Любые задачи, не описанные в техническом задании, а также выходящие за рамки согласованного объёма или этапов работ, считаются дополнительными и оплачиваются отдельно».

Плюс желательно добавить:

«Дополнительные задачи выполняются только после согласования стоимости и сроков» — чтобы потом не было:

— «Ну вы же уже начали, просто счёт потом выставите»

Нет, не начали. Сначала утверждаем объём, считаем и согласовываем стоимость.

Иначе можно превратиться в бесплатного помощника по любым капризам.

7. Если клиент пропал

Иногда бывает, что всё шло хорошо — вы сдали этап, ждёте правки, а в ответ тишина. День. Неделя. Месяц. Потом клиент появляется с чем-то вроде:

— «Простите, у нас был завал. Мы сейчас вернулись к проекту, давайте продолжим».

У меня клиент так пропадал на 9 месяцев. И не по причине беременности. К моменту, когда он проснулся, у меня уже были совершенно другие расценки.

когда клиент сказал «отвечу через 5 минут»
когда клиент сказал «отвечу через 5 минут»

Проблема в том, что вы уже на других проектах, сроки протухли, задача вывалилась из фокуса, и вам нужно заново погружаться в контекст, а он как ни в чём не бывало предлагает «продолжить с того места».

Поэтому в договоре обязательно фиксируем:

«Если заказчик не выходит на связь в течение N рабочих дней, проект замораживается, а договор прекращает своё действие. Оплата, полученная исполнителем возврату не подлежит. Возобновление работ требует пересогласования сроков и условий договора».

Лучше уточнить детали и обязательно их соблюдать, например: после 5–7 рабочих дней без ответа вы отправляете напоминание по таким-то каналам. Если и после этого тишина — продолжение только через согласование нового графика и условий.

Вы не обязаны держать проект открытым вечно только потому, что заказчик не умеет планировать.

и снова — Никонов Сергей Александрович 🙂

Это не каприз, это нормальная защита своего времени и ресурсов.

8. Портфолио — это не каприз, а часть вашей работы

Вы сделали хороший проект. Всё получилось. Клиент доволен. Но потом он говорит:

— «А можно, пожалуйста, не публиковать это в портфолио?»

— «У нас политика такая»

— «Мы хотим остаться в тени»

И вместо кейса с классной работой получаете просто опыт. Без ссылки. Без примера. Без возможности показать будущим клиентам, что вы умеете.

когда клиенту стыдно, что он заказал сайт не за 100500 миллионов рублей
когда клиенту стыдно, что он заказал сайт не за 100500 миллионов рублей

Чтобы такого не было — согласуйте возможность публикации заранее и пропишите это в договоре.

Например:

«Исполнитель имеет право размещать результаты работы в своём портфолио, в том числе на сайте, соц. сетях и других профессиональных платформах, с указанием заказчика, если иное не оговорено отдельно. Также Исполнитель может размещать в подвале сайта информацию о себе, как об авторе дизайна, а также внешнюю ссылку на свой ресурс».

Это не наглость, а нормальная практика. Вы имеете право показывать то, что делаете. Это ваша репутация и маркетинг. Если клиенту реально нужна анонимность — пусть скажет это заранее, а не постфактум, когда сайт уже сверстан и залит.

Совет

Чтобы отказов и просьб об анонимности со стороны клиента было меньше, можно прописать, что в случае, если клиент не желает огласки и вашей скромной рекламы на своём сайте, то стоимость всех работ по договору увеличивается на столько-то процентов. А если он в дальнейшем самостоятельно удаляет с сайта информацию о вас — штраф составляет такую-то сумму.

Пользуйтесь 🙂

9. Авторские права — не на потом, а сразу

Многие забывают упоминать об авторских правах. Мол, «клиент же платит — всё его».

Чтобы не было недоразумений, в договоре лучше прописать:

«Исключительные права на результат работы передаются заказчику после полной оплаты проекта».

Это защищает и вас, и клиента. У него есть юридические основания распоряжаться проектом. У вас — гарантия, что пока не оплатили, никакие права никто не получает.

Также, лучше уточнить на что авторские права распространяются, а на что нет. Например, если вы, как и я самостоятельно пишете тексты для заказчиков, то лучше всего будет уточнить, что «данный пункт не распространяется на написанные Исполнителем тексты для сайта».

Это чтобы в дальнейшем не было вопросов вроде: «А вот вы конкуренту написали фразу «оставьте контакт и менеджер свяжется с вами через 10 минут» за которую я вам заплатил».

Про контент от заказчика

Ну и ещё хорошо было бы обезопасить себя от претензий за использование в дизайне нелицензионных изображений или видео, даже если таковые вам предоставлял заказчик.

когда клиент предоставил «реальный» контент
когда клиент предоставил «реальный» контент

Для этого лучше включить в договор пункт о том, что: «Заказчик гарантирует, что является законным правообладателем всех предоставленных Исполнителю Материалов для создания Сайта, а использование этих материалов не нарушает авторские права третьих лиц».

Это просто потому, что бывали случаи, когда заказчики решали сэкономить, скачав фото у конкурентов из другого региона.

Типа что ты мне сделаешь, я в другом городе 🙂

Почему универсальный шаблон не панацея

Работа по созданию сайта — это сложная услуга, по завершении который вы передаёте клиенту результаты интеллектуальной деятельности. Другими словами, это сложнее, чем сделать регулярное ТО автомобиля (со всем уважением к работникам автосервисов).

Поэтому не существует универсального договора, которым можно не глядя кидаться в клиента. Каждый проект — уникальный. У кого-то 3 страницы и готовая структура, у кого-то 80 экранов и нужно всё собирать с нуля. Где-то работает один человек от клиента, а где-то подключаются отделы и фокус-группы.

когда клиент предложил использовать свой шаблон договора
когда клиент предложил использовать свой шаблон договора

Поэтому правильно сделанный договор — это не просто «бумажка на случай срача», а основа всей работы. Это про ясность, сроки, обязанности и границы. Это документ, в котором каждый пункт экономит ваши нервы, деньги и время.

Заключать договор надо ВСЕГДА. Даже (не даже, а особенно) если вы делаете сайт для бизнеса друга. Хотя бы для того, чтобы вы с клиентом говорили на одном языке.

Еще договор, это своего рода фильтр адекватности. Как для вас, так и для вашего клиента. Он защищает права, интересы и договорённости обеих сторон.

Напоследок

После такой статьи многие посчитают меня душнилой или, как говорили ребяты из Кровостока: «доёбистым юристом».

В общем, если вы считаете, что на самом деле дизайн и фриланс — это про творчество, кайф и «я делаю сайты с душой», то у меня для вас плохие новости.

Фриланс — это мини-бизнес со всеми его прелестями и проблемами. Только на всех ролях один и тот же исполнитель — вы.

Также я много раз слышал фразы вроде: «да, нахрена мне этот договор», «у меня всегда ништяк коммуникация», «мы с клиентами всегда кореша»…

Я с таких всегда улыбаюсь и никогда не спорю. Их просто ещё пока что (снова обращаясь к творчеству Кровостока) жизнь не «поелозила ебалом о неструганный стол».

Как не страдать от клиентов и работать на своих условиях. За деньги.

Я не юрист, но опыт договорной работы у меня многолетний. К пунктам выше можно много всего ещё добавить, но статейка по объёму уже получилась сильно не для всех.

Спасибо всем, кто дочитал до сюда. Вы прям молодцы, надеюсь, было полезно. Буду рад срачу в комментариях. Хорошим комментариям ещё больше буду рад.

С вопросами и предложениями — welcome в личку или в мой tg-канал.

6
1
5 комментариев