Когда пора что-то менять — и когда пора уйти первым

На днях я размышлял — что меняю в продуктах, а что продукты меняют во мне. И вот о чем я подумал. В моём послужном списке найдется — Middle, Senior, Lead, Head of Product Design и мелькает Co-founder. Да, должность играет роль: она даёт ресурсы, рычаги, масштаб. Но для меня важнее другое — возможность реализовать себя и влиять на продукт. Если в проекте есть потенциал, шанс на рост и пространство для изменений — это уже повод включаться. Потому что ценность не в табличке в оргструктуре, а в том, что ты можешь привнести. Сделать это — можно на любой позиции. Главное — место и момент, где твои усилия могут стать точкой роста.

Но есть важное "но".

Чтобы изменения сработали, нужны две вещи. Первая — опыт: ты должен приходить с решениями, проверенными временем. Вторая — контекст: компания должна сама понимать, что ей нужны изменения, и ты должен иметь влияние, чтобы их внедрить. Без этого — лучше не ввязываться. Не тратьте свою энергию туда, где её не ценят.

Это основная мысль на сегодня. Всё, можно расходиться.

Когда пора что-то менять — и когда пора уйти первым

Вы всё ещё со мной? Тогда давайте прольём цифровой чай на тему изменений в компаниях.

Вот если так задуматься, то — это история про проактивную позицию. Возможно это для кого-то будет не уместно. Есть много компаний где можно просто выполнять работу и получать, если повезет, не плохие деньги. И это нормально, и я знаком с такими ребятами. Без осуждений. Но вот если свербит в одном месте. То это уже да. Надо думать, куда себя приложить. И желательно потом не получить выгорание по причине приложения усилий не в то место и не с тем усердством.

🧨 Изменения ради изменений — это провал

Любая компания рано или поздно впадает в соблазн «обновиться». Неважно, что именно: процессы, роли, инструменты. Главное — чтобы красиво звучало на демо. И вот появляется:

  • Дизайн-система, которую никто не использует.
    Обожаю истории про удобные только для дизайнеров дизайн-системы, дизайн-системы без документаций и конкретики, или просто внедрения абы внедрить.
  • Канбан-доска, где карточки двигает один человек — для отчётности.
    Ох уж эти специалисты по наладке процессов. Отдельная глава в моей книге изменений. Нужно, не нужно, тащим методику. Подходит, не подходит, колется но едим. Или создаем видимые процессы наладки процессов. Отчеты, графики, и все это с умным видом, а для бизнеса выхлопа ноль. Только плюс одна статься расхода.
  • UX-исследование, результаты которого спрятали в Notion, а потом забыли пароль.
    Где-то прямо вопрос, а что с исследованием есть какие результаты? А где-то наоборот наисследуют столько, что одно противоречит другому. Как-то я уже паниковал про продуктовые гипотезы.

🧩 Настоящие изменения начинаются с боли

Мой принцип от проекта к проекту: если вас всё устраивает — не трогайте.

Но если: дизайнеры лепят интерфейс «на глазок», пользователи не могут пройти онбординг, а команда работает так, будто каждый день — первый, тогда, да — пора что-то менять.

Изменение — это не тренд. Это ответ на конкретную боль. А если боли нет, то и лечить нечего. Есть куча пациентов у которых нет боли. Уж поверьте. Вы ставите им явный диагноз, его недомогание на лицо. Но пациент не чувствует боль. И если честно — не надо его лечить. Не просил же. Ему и так хорошо. Найдите своему потенциалу другое применение.

🧠 Понимание — половина успеха

Нельзя принести перемены в компанию, которая считает, что у неё всё норм. Если менеджмент называет UX-исследования "баловством", а дизайн-систему — "игрушкой для дизайнеров", то шансов нет.

Сначала — осознание. Потом — движение. Не наоборот.

Вот простой фильтр:

  1. Признают ли проблему?
  2. Готовы ли с ней что-то делать?
  3. Видят ли вас как часть решения?

Если три «нет» — уходите красиво. Там не про рост, там про круги ада.

🧰 Изменения требуют рычагов

Нельзя изменить процесс, не имея на него влияния. Даже если вы трижды сеньор и ходите с бейджем "Lead of All Things". Если у вас нет полномочий, ресурса и союзников — вы просто будете голосом в пустыне.

Сначала нужно завоевать доверие. Потом — зону ответственности. И после — трансформировать, но только через рычаг.

Никакие знания, никакие Figma-фреймы и никакие Notion-документы не заменят власти влиять.

Опять же давайте услышим друг-друга, не в лычках дело. Должность не спасет вас. Если в компании будет хоть один элемент тянущий на дно, рано или поздно он утянет и вас.

Поэтому с ходу, на берегу: обязанности, полномочия, ответственность. Возможность отрезать ненужные элементы используя полномочия важей должности. Или возможность обоснованно лоббировать отрезание ненужных элементов через лиц с полномочиями. Но рычаги нужны вам или вашим сообщникам на пути процесса изменений.

Хорошо если вы Head, берете ответственность и вносите изменения на основе своих полномочий. Хуже если вы рядовой дизайнер. Но выход можно найти в поддержке Head или, еще лучше, в выделении вас и ваших единомышленников в отдельную ячейку, где на вас ник-то не может влиять. Это так же сработает.

🐢 Маленькие шаги — устойчивый результат

Как там говорят? Тише едешь, дальше будешь. Хотите, чтобы изменения прижились? Не пытайтесь сразу перевернуть весь стол. Начните с угла:

  • Проведите одно UX-исследование, после которого реально переделают фичу.
  • Настройте один процесс — пусть банальный канбан, но так, чтобы всем стало проще.

Люди доверяют не словам, а результатам. Хотите доверия — покажите результат.

Возвращаясь к должности и личному опыту. Я менял сайты компаний находясь в должности дизайнера, предлагая решения востребованные на рынке. Изменял подходы в организации дизайн-систем, внедряя лучшие практики вместо не системных решений принятых всеобщим голосованием дизайнеров (да встречалось и такое). Запустил проекты став co-founder, предлагая новые направления бизнеса. И это все к тому, что важен не формат и должность, а место применения вашего улучшения. Таковое найдется всегда. Важно вовремя разглядеть потенциал.

🧱 Устойчивость важнее скорости

Можно «запушить» изменения быстро. А можно внедрить так, чтобы не откатилось назад через две недели.

Секрет — в повторяемости:

  • Регулярные пользовательские интервью.
  • Ревью дизайн-системы раз в квартал.
  • Встроенные в процессы обновления.

Изменения не должны быть чем-то дополнительным. Они должны стать частью повседневной жизни. Тогда и только тогда они работают.

🎯 Не все изменения одинаково полезны

Если кратко, то вот формула полезного изменения:

  1. Есть реальная боль.
  2. Люди признают, что так больше нельзя. Люди не сопротивляются.
  3. У вас есть опыт, чтобы предложить адекватное решение.
  4. У вас есть влияние, чтобы внедрить это решение.
  5. Вы двигаетесь не рывком, а системно.

Всё остальное — это имитация прогресса. Красивая, иногда даже вдохновляющая, но бесполезная.

P.S. Этот материал я пишу не в теории, а из своего опыта. И, честно, если бы мне платили каждый раз, когда кто-то «внедрял изменения» без понимания, зачем — я бы уже купил себе студию в Барселоне с видом на море и вечным UX-ресёрчем на пляже.

Но пока не купил — продолжаю писать.
Ну и по традиции — добра 🦫

2 комментария