Гайд по получению игорной лицензии на Кюрасао в 2025 году
Кюрасао долгое время был одной из самых популярных юрисдикций для получения лицензии на ведение игорного бизнеса. Простота оформления, низкие требования к операторам и относительно невысокая стоимость лицензии делали эту юрисдикцию привлекательной для онлайн-казино и букмекерских контор.
Однако со временем Кюрасао столкнулся с критикой из-за недостаточного регулирования отрасли. Это привело к масштабным реформам в сфере лицензирования — с целью повышения международной репутации и легитимности выдаваемой лицензии.
🔵 Старая система лицензирования
С 1996 года и до начала реформы на Кюрасао действовала двухуровневая модель лицензирования:
1) Master License (мастер-лицензия) - выдавалась Минюстом четырем компаниям, которые, в свою очередь, могли выдавать
2) Sublicenses (сублицензии) другим операторам. Этими четырьмя держателями мастер-лицензии были:
- Cyberluck Curaçao N.V. (#1668/JAZ)
- Gaming Services Provider N.V. (#365/JAZ)
- Curaçao Interactive Licensing N.V. (#5536/JAZ)
- Antillephone N.V. (#8048/JAZ)
Операторы, работающие по сублицензиям, фактически не взаимодействовали с государственным регулятором, а подчинялись условиям мастер-лицензиатов.
Держатели мастер-лицензий не только выдавали сублицензии операторам, но и самостоятельно контролировали процесс их получения, мониторинг, финансовые проверки и продление лицензий. Это позволяло быстро и недорого начать работу, но вело к низкому уровню контроля и репутационным рискам. Система регулярно подвергалась критике за непрозрачность и формальный надзор.
По мере ужесточения AML-законодательства в мире, международные регуляторы и организации по борьбе с финансовыми преступлениями неоднократно указывали на необходимость усиления контроля за операторами iGaming, зарегистрированными на Кюрасао.
По итогу, после пандемии COVID-19, в рамках договорённостей о финансовой помощи со стороны Нидерландов, правительство Кюрасао взяло на себя обязательство реформировать игорное законодательство, приведя его в соответствие с международными стандартами.
🔵 Ключевые изменения в законодательстве (2023–2024)
Основные изменения, введенные новым ордонасом, регулирующим рынок азартных игр -
- Отмена системы мастер-лицензий: теперь все операторы получают лицензии напрямую от Gaming Control Board (GCB) (также называют Curacao Gaming Authority (CGA)), без посредников.
- Создание онлайн-портала для подачи заявок: GCB разработал цифровую платформу, на которой операторы подают заявки, управляют лицензиями и выполняют регуляторные требования.
- Строгие требования к заявителям: лицензии выдаются только компаниям, зарегистрированным в Кюрасао, с местным офисом и подтвержденными финансовыми обязательствами.
- Разделение лицензий на B2B и B2C: B2C-лицензии — для операторов, предоставляющих услуги игрокам (казино, букмекеры и т. д.); B2B-лицензии — для провайдеров программного обеспечения и платформ для игорного бизнеса.
- Ужесточение требований по AML и KYC: операторы обязаны внедрять строгие процедуры идентификации клиентов и финансового мониторинга.
Процесс подачи заявки стал более прозрачным и цифровизированным. Лицензии выдаются сроком на один год с обязательным продлением и соблюдением новых требований.
🔵 Процесс получения лицензии на Кюрасао
Новая процедура лицензирования включает несколько ключевых этапов:
- Регистрация компании на Кюрасао и открытие банковского счета для компании - получить лицензию через компанию нерезидента Кюрасао нельзя, поэтому юридическое лицо заявителя должно быть зарегистрировано в юрисдикции.
- Подготовка компании к подаче документов и подготовка самого пакета документов - формы заявлений, бизнес-план, сведения о конечных бенефициарах, ключевых сотрудниках, финансовые отчеты, AML/KYC политики и пр. (см. список ниже).
- Подача заявки через онлайн-портал GCB — процесс стал более прозрачным, но тут следует заранее подготовить сведения/ документы - для того, чтобы зафайлить их вместе с заявкой.
- Проверка соответствия требованиям - регулятор анализирует подданную информацию, в том числе бизнес-модель, источники финансирования и меры по соблюдению AML/KYC.
- Оплата лицензионного сбора и одобрение.
Так как LOK начали применять сравнительно недавно, а) на сайте регулятора только начинают появляется гайды для заявителей на лицензии; (б) еще какие-то время процесс будут ставить «на колеса». Это следует заранее понимать, начиная проект.
🔵 Перечень документов/ сведений для получения лицензии
Пройдемся по перечню документов и сведений, которые нужно подавать в рамках заявки.
Кратко, CGB нужно направить три формы:
1) само заявление на получение лицензии;
2) форму со сведениями о компании-заявителе;
3) формы со сведениями о бенефициарах и ключевых лицах компании.
В конце каждой формы есть перечень документов, который нужно направлять вместе с ней. И здесь есть отличие в перечнях документов для получения B2B / B2C лицензий. Ниже подробные списки, зафиксированные CGB в самих формах, однако, важно при старте работы над получением лицензии верифицировать с локальными консультантами и CGB актуальный пакет документов применимо к вашему бизнесу.
1. Заявление на получение лицензии (Application Form)
1.1. B2C: Online Gaming License Application Form – Эта форма подаётся заявителями, планирующими работать напрямую с конечными пользователями (игроками). В ней указывается информация о компании, планируемой деятельности, а также политиках в области комплаенса.
Ключевые блоки:
⇨ Данные о компании и планируемой деятельности:
- Официальное наименование компании (в соответствии с регистрацией в Торговой палате Кюрасао) и бренд, под которым будут предоставляться услуги.
- Тип игровой деятельности (онлайн-казино, ставки на спорт, live-игры и др.).
- Расположение серверов и использование сторонних игровых провайдеров.
- Наличие лицензий в других юрисдикциях (если есть).
⇨ Финансовый контроль и управление средствами игроков:
- Используемые платёжные решения (фиатные и криптовалюты).
- Наличие отдельных счётов для хранения средств игроков.
- Модель управления платёжными потоками и аккаунтами (самостоятельно или через провайдера).
⇨ Политики комплаенса и защиты игроков:
- Документы по ответственной игре и инструменты самоограничения.
- Внутренняя AML/CTF-стратегия и соответствие требованиям Кюрасао.
- Процедуры обработки жалоб и альтернативного разрешения споров (ADR).
⇨ Ключевые лица:
- ФИО, должности, контактные данные (email, телефон, адрес) директора, бенефициаров, юриста.
- Страны резидентства и паспортные данные.
⇨ Юридические гарантии:
- Подтверждение достоверности предоставленных данных.
- Согласие на проверки GCB, включая финансовый и KYC-мониторинг.
- Подтверждение отсутствия отзывов лицензий и судебных споров.
⚠ Рекомендация: заполняйте форму предельно внимательно. Ошибки, неполные сведения или неприкреплённые документы могут существенно замедлить процесс получения лицензии.
1.2. B2B: Supplier License Application Form - эта форма подаётся компаниями, которые предоставляют игровые решения другим операторам (платформы, игровые движки, контент).
Ключевые блоки:
⇨ Общая информация:
- Полное юридическое название и бренд компании.
- Тип бизнес-модели (разработчик игр, дистрибьютор, агрегатор и пр.).
⇨ Продукты и дистрибуция:
- Перечень типов игр: игры на удачу, ставки, live, бинарные опционы, sweepstakes и др.
- Используемые валюты (фиатные и криптовалюты).
- География серверов.
- Использование и лицензирование платформ по управлению счетами и данными игроков.
- Каналы дистрибуции (веб, мобильные приложения, соцсети).
- Сертификация игр (юрисдикции).
- Организация джекпотов с объединённой ликвидностью (и страны, где они доступны).
⇨ Ключевые лица:
- ФИО, должность, страна резидентства, паспортные и контактные данные директора, бенефициаров, юриста.
⇨ Декларации:
- Подтверждение достоверности предоставленных сведений.
- Согласие на проверку CGA.
- Подписание разрешения на раскрытие финансовых и юридических данных.
2. Сведения о компании (Business & Corporate Form)
Business and corporate form – предоставляется всеми заявителями на лицензию (как B2C, так и B2B) и содержит данные о юридической структуре, источниках финансирования, бизнес-модели и ключевых финансовых показателях. Вместе с формой необходимо подать подтверждающие документы:
Документы, которые нужно приложить к форме:
- Актуальная структура владения: диаграмма, отражающая прямой и косвенный контроль над компанией, с процентами долей и подписями директора компании-заявителя.
- Реестр акционеров: с указанием всех лиц, прямо или косвенно владеющих более 10% акций компании-заявителя.
- Список директоров компаний-акционеров: только для тех, кто владеет более 10% акций в структуре.
- Учредительные документы: устав компании-заявителя и, при наличии, уставы всех аффилированных компаний с долей участия более 10%.
- Бизнес-план: с прогнозами развития, финансовыми и стратегическими данными. Структура бизнес-плана указана на официальном сайте регулятора.
- Скриншот подтверждения регистрации в системе goAML. goAML — система для мониторинга подозрительных транзакций, используемая FIU (финансовой разведкой).
- Документация по займам: если компания получила займы от акционеров или третьих лиц, необходимо подтвердить эти займы документально и предоставить Personal History Disclosure Form на каждого займодавца.
- Финансовая отчётность: поданная или аудированная (если применимо), отражающая текущее финансовое состояние компании.
- Декларация о добросовестности компании (Good Standing Declaration): подтверждение, что компания не находится в процессе ликвидации, не имеет ограничений на деятельность и действует в рамках законодательства.
- Декларация об источнике средств (Source of Funds): с указанием происхождения средств, направленных на организацию деятельности.
3. Сведения о бенефициарах и ключевых лицах (Personal History Disclosure Form)
Personal History Disclosure Form заполняется на каждого UBO, акционера, директора и ключевого сотрудника, участвующего в деятельности компании-заявителя. В форме указываются биографические данные, опыт, наличие лицензий и деловая репутация.
Документы, которые нужно приложить к форме:
Документы, удостоверяющие личность:
- Заверенная копия паспорта или другого удостоверения личности;
- Заверенная копия свидетельства о рождении.
Подтверждение благонадёжности:
- Справка о несудимости (не старше 2 лет) для всех юрисдикций, где лицо проживало более 6 месяцев;
- Заверенные копии ранее выданных игровых лицензий (если применимо, например, UK Personal Management License).
Финансовые документы:
- Банковская справка или выписка (не старше 6 месяцев);
- Подтверждение источника происхождения средств (Source of Wealth) для бенефициаров и акционеров.
Документы, подтверждающие адрес проживания:
- Коммунальные счета или банковская выписка с указанием адреса (оригинал или заверенная копия).
Документы по должности в компании:
- Письмо о назначении или трудовой договор, подтверждающий статус Key Person (ключевого лица).
📌Общие требования к оформлению документов:
- Официальное заверение: все документы должны быть нотариально заверены или апостилированы, если подготовлены за пределами Кюрасао.
- Перевод: если документ составлен не на английском, голландском, испанском или португальском, требуется официальный перевод с указанием полного имени переводчика,его подписи и контактных данных,подтверждения точности перевода.
⚠ Рекомендация: Подготовка этого пакета требует времени и участия всех ключевых лиц. Лучше всего заранее договориться с локальными консультантами, которые помогут собрать и адаптировать документы в соответствии с актуальными требованиями регулятора.
🔵 После подачи заявки
После оформления заявки и её подачи через портал, заявителю автоматически присваивается уникальный номер, который впоследствии станет номером лицензии при её выдаче. Этот номер используется во всей последующей переписке с Комиссией по азартным играм Кюрасао (GCB) и при подаче дополнительных материалов.
🔵 Внесение изменений в поданную заявку
После нажатия кнопки Submit заявка считается официально поданной. Именно в том виде, в котором она отправлена, она будет рассмотрена регулятором.
Тем не менее, GCB допускает возможность внесения изменений в заявку, если после подачи произошли значимые изменения, влияющие на содержание или структуру бизнеса. В таких случаях необходимо:
- Создать тикет в личном кабинете на портале заявителя;
- Или направить письмо с обоснованием необходимости обновления на адрес:✉ egl-applications@gcb.cw.
Важно: изменения не следует вносить самостоятельно до получения ответа и инструкций от регулятора. GCB вправе отказать в обновлении, если посчитает его нецелесообразным.
🔵 Срок рассмотрения заявки
По внутренним правилам GCB стремится рассматривать заявки в течение двух месяцев с момента официальной подачи, при условии, что пакет документов был предоставлен в полном объёме.
Однако срок рассмотрения может быть увеличен в следующих случаях:
- высокая загруженность регулятора,
- сложная структура компании,
- необходимость запроса дополнительных сведений или разъяснений.
В течение всего периода рассмотрения GCB предоставляет заявителю обновления по статусу заявки через личный кабинет или по электронной почте.
📌Практический ориентир
С учётом практики получения лицензий после вступления в силу National Ordinance for Games of Chance (LOK), рекомендуется закладывать относительно реалистичный срок около 6 месяцев на получение лицензии.
🔵 Пошлины и лицензионные сборы
🔵 Категория заявителей: B2B2C
B2B2C (Business-to-Business-to-Consumer) — это модель, при которой компания оказывает услуги другому бизнесу (B2B), но при этом напрямую влияет на конечного потребителя (C).
То есть это бизнес для бизнеса, который действует “на стыке” с пользователем.
Как это выглядит на практике, например, в гэмблинге / финтехе:
Пример 1: Кошелёк (wallet provider)
- Компания управляет счетами игроков от имени оператора,
- Игрок не видит эту компанию напрямую, но она фактически контролирует его деньги и ставки.
Это B2B2C: вы вроде как “подрядчик”, но у вас прямое влияние на игрока.
Пример 2: Управление коэффициентами и бонусами
- Компания задаёт, какие ставки доступны, какие условия выигрыша/проигрыша,
- От неё зависят ключевые параметры ставок.
- Опять же, вы — поставщик (B2B), но при этом формируете пользовательский опыт (C).
Отличие B2B от B2B2C
Именно поэтому GCB требует от B2B2C компаний получения отдельной лицензии — потому что они по сути принимают участие в предоставлении азартных игр, даже если формально не являются “операторами”.
Почему это важно:
- Многие компании ошибочно считают, что относятся только к B2B — и не оформляют нужную лицензию.
- С учетом отмены сублицензий, GCB усилил контроль за всеми участниками, влияющими на игрока.
- Знание этой категории критично для юристов и консультантов: от правильной квалификации зависит структура всей модели.
🔵 Новые требования по LOK: что изменилось
Введение закона LOK изменило подход к лицензированию в Кюрасао — усилился контроль, повысились требования, выросли издержки. Ниже — ключевые блоки:
I. Требования к ответственной игре и защите игроков -
Каждый оператор должен разработать и внедрить политику по предотвращению проблемного поведения у игроков, включая:
- операторы в Кюрасао теперь обязаны внедрять механизмы защиты игроков и обеспечивать прозрачность бизнеса.
- ужесточены требования к рекламе, контролю выплат и мониторингу игровых транзакций.
GCB получает больше полномочий по проверке операторов и защите интересов игроков.
II. Требование в части финансовой отчетности и демонстрации финансовой стабильности – предъявляются более высокие требования к капиталу и платежеспособности. Компании должны доказать свою капитализацию и устойчивость.
Согласно Статье 5.11 LOK, лицензиаты обязаны соблюдать строгие требования по ведению бухгалтерского учёта и предоставлению отчётности в GCB:
- Обязанность ведения учёта: лицензиаты должны вести финансовую документацию так, чтобы в любой момент можно было проверить права и обязательства компании и игроков. По запросу CGA, оператор обязан предоставить всю необходимую информацию в разумные сроки.
- Годовая отчётность: операторы обязаны подавать годовую финансовую отчётность не позднее 30 июня следующего года.
- Дополнительные отчёты: если CGA сочтёт нужным, лицензированные компании могут быть обязаны представлять промежуточные финансовые отчёты в течение года.
- Дополнительные регулирования: министерство может вводить новые требования к содержанию отчётности и срокам хранения данных.
III. Требования к Real substance (присутствие) в Кюрасао – компании, получающие лицензию, должны иметь зарегистрированный офис и локального представителя.
Согласно Статье 5.12, лицензированные компании должны иметь реальное присутствие на территории Кюрасао, включая офис и сотрудников.
Обязательное наличие сотрудников:
- в первые 4 года работы оператор обязан трудоустроить минимум одного ключевого сотрудника, который не является директором, и зарегистрирован как резидент Кюрасао.
- с пятого года работы компания должна иметь уже не менее трёх таких сотрудников.
Офисное присутствие:
- лицензиат должен арендовать или владеть офисным помещением в Кюрасао, оснащённым всем необходимым и используемым исключительно для ведения деятельности, связанной с лицензией.
- министерство может утвердить дополнительные требования к офисам и их расположению.
Освобождение от требованийНекоторые компании могут временно не соблюдать требования к real substance, если они соответствуют хотя бы одному из условий:- существуют менее года на момент подачи заявки на лицензию.- их годовой доход от азартных игр ниже 20 млн NAf около 10 млн. EUR).- первые 3 года работы их доход остаётся ниже 20 млн NAf (около 10 млн. EUR).
IV. Повышенные требования к борьбе с отмыванием денег– необходимо разрабатывать и внедрять внутренние политики AML/CTF, соответствующие новым стандартам.
1. Внедрение внутренних AML-процедур
Обязательная регистрация в системе goAML – все лицензированные компании должны быть зарегистрированы в системе мониторинга подозрительных транзакций goAML.
Разработка и внедрение AML/CTF-политик, включая:
Процедуры KYC (Know Your Customer) и Due Diligence.
Мониторинг транзакций и выявление подозрительных операций.
2. Контроль финансовых операций
Передача данных о подозрительных транзакциях в контролирующие органы обязательна.
Дополнительные проверки применяются к транзакциям от NAf 4,000 (2000 EUR).
Лицензиаты обязаны раскрывать финансовые отчёты и информацию о бенефициарных владельцах в Curaçao Gaming Authority (CGA).
Итак, подводя итоги, новое законодательство с одной стороны нацелено на повышение прозрачности - новый подход снижает риски мошенничества и теневого бизнеса. Но эта большая транспарентность была достигнута за счет 1) ужесточению регуляторных требований, 2) росту стоимости лицензии и в принципе большим затратам ресурсов компаний для ее получения.
🔵 Альтернативы лицензии Кюрасао
Так как сейчас iGaming в фазе своего активного развития и это достаточно быстроменяющаяся индустрия, фаундеры стремятся запустить бизнес с меньшими временными и финансовыми затратами, поэтому популярными становятся альтернативные Кюрасао юрисдикции, такие как Анжуан.
Однако, Кюрасао по-прежнему привлекательная так как:
⇨ Относительно недорогая лицензия: ниже, чем у Кипра, Мальты, Гибралтара - без требований к капиталу и банковским гарантиям.
⇨ Хороша для зрелых операторов: сейчас больше подходит не для старта, а для масштабирования и выхода на международные рынки.
⇨ Единая лицензия: охватывает все виды iGaming-деятельности: казино, ставки, покер, бинго, eSports, разработку ПО и др. - без необходимости получать отдельные разрешения.
⇨ Низкая эффективная налоговая ставка (около 2%): за счёт применения правил экономического присутствия и классификации доходов как иностранных.
Так что анализируйте свой продукт, планы экспансии на международные рынки, этапы развития бизнеса и доступные ресурсы и после выбирайте юрисдикцию. Часто логично начинать с более доступной лицензии (например, Анжуан), а затем — переходить на Кюрасао по мере роста компании.