Насколько опасно оставлять персональные данные? Ни насколько, тк всё давно везде протекло

Каждый раз, когда вы заполняете форму на сайте, ставите галочку рядом с "Согласен с политикой конфиденциальности", "Согласен использовать Cookie" или просто подключаетесь к Wi-Fi в кафе — вы, так или иначе, оставляете след. Этот цифровой след может казаться вам мелочью. Ну и что, подумаешь, адрес электронной почты или имя. Но если собрать все такие "мелочи" воедино, то получится довольно точный портрет / профиль / личное дело, как кому угодно.

Если есть мозг, то утечки Ваших данных едва ли приведут к какой-то катастрофе!
Если есть мозг, то утечки Ваших данных едва ли приведут к какой-то катастрофе!

И вот тут возникает логичный вопрос: а не опасно ли это? Спойлер: если вы способны включать критическое мышление, никакой катастрофы не произойдёт. Почему? Потому что всё уже произошло.

Всё уже утекло!

За последние пять лет в сеть утекает всё подряд. Серьёзно, всё. Базы данных с банковскими счетами, медицинские карты, номера паспортов, конфиденциальные документы и даже данные с изолированных систем — теоретически не имеющих вообще никакой связи с интернетом. Где-то забыли флешку, где-то "запасной" сервер оставили без пароля, где-то сотрудник оказался болтливым. Сценариев много, итог один — информация ушла.

Что это значит? Да то, что паниковать уже поздно. Самое страшное давно случилось. Если вы взрослый человек и пользовались интернетом в последние 10 лет — вероятнее всего, ваши данные уже есть в открытом или полуоткрытом доступе.

Классические модели утечки — вынос базы бывшими или текущими сотрудниками, ну и конечно различного рода взломы баз данных. Но это только одни из множества вариантов. Удивительно, но всё больше случаев связано не с хакерами, а с продажей ваших данных. Прямой, регулярной и полулегальной.

• Операторы связи отлично знают, где вы были, с кем общались, какие сайты посещали. Да, по закону они обязаны всё это хранить, но от искушения продать их закон не спасает.

• Некоторые Интернет-сервисы используют ваши действия как сырьё для рекламы. Вы читаете новость про аллергии — через минуту видите рекламу антигистаминов. Совпадение? Не думаю ;-).

• Часто приложения на смартфоне, особенно бесплатные, живут не за счёт ваших лайков, а за счёт ваших данных. Они собирают всё: от геопозиции до шаблона нажатия клавиш.

Вся эта информация структурируется, сохраняется, анализируется и продаётся. Где-то обезличено, где-то — не особо. Но и «обезличенные» данные легко привязать к конкретному человеку. В мире профилирования не нужны ваши ФИО — нужен только поведенческий шаблон, а он у каждого уникален.

Профилирование — ваш цифровой паспорт

В спецслужбах с прошлого века ведутся «личные дела» (на западе это называется профайлингом). Сегодня не менее подробные досье есть на вас и ряда компаний частного или полугосударственного сектора:

• Рекламных сетей.

• Поисковых систем.

• Соцсетей.

• Стриминговых платформ.

• Онлайн-магазинов.

• Банков.

В отличие от бумажных архивов, эти данные обновляются в реальном времени. Если вы вдруг решили «сбежать в оффлайн» — не получится. Даже смена IP, переезд, VPN или отказ от соцсетей не спасут. Алгоритмы всё равно вычислят вас. Причём с высокой долей точности.

Абсолютно любой сайт видит Вас так.

Ваш профиль — это не просто данные, это ваше цифровое «я», построенное на предпочтениях, привычках, стиле письма, выборе времени активности и ещё тысячах микросигналов, которые вы даже не замечаете вплоть до движения курсора по экрану и скоростью этого движения.

Журналирование — след до нажатия кнопки

Один из самых недооценённых механизмов — журналирование. Вы начали заполнять форму, но не отправили её? Всё равно информация зафиксировалась. Просто потому, что система настроена сохранять любые действия пользователя: фокус в поле, набор текста, наведение мышки.

Это делается не только для удобства и UX (вдруг вы случайно закрыли страницу — а данные остались), но и потому, что «запас» данных — это золото. Особенно, если потом эти данные можно объединить в поведенческий граф и продать или использовать для таргетинга.Когда происходит утечка, часто всплывают детали, которые пользователь вообще не отправлял. И это не баг — это системная особенность работы многих сервисов.

Почему никто не несёт ответственность?

Потому что юридически всё очень гибко. С одной стороны, есть нормы, защищающие пользователя (GDPR в ЕС, закон о ПД в РФ, локальные законы, согласия и прочее). С другой — другие государственные и корпоративные стандарты, которые требуют сохранять историю взаимодействий, поведенческие логи, и т.д. (стандарты обеспечения кибербезопасности).

В результате:

• Пользователь обязан дать согласие на обработку, но...

• Компания обязана вести журналирование и хранить данные.

• В случае конфликта — юристы и технари разводят руками со словами «регламенты все соблюдены» и технически они правы.

В одних странах регулятор закрывает на это глаза. В других (например, в Европе) с этим борются жёстко, но не всегда эффективно. Большие корпорации просто платят штрафы — как за парковку в неположенном месте, когда положенных мест просто нет.

Стоит ли переживать?

Вот теперь главное: если вы включаете голову — переживать не стоит. Что может случиться от разглашения Вашей ПД? Ровным счётом ничего! Давайте вспомним времена, когда в США справочники жителей валялись в телефонной будке – это им никак не угрожало! Где используются эти данные?

1. Конечно, государственной системой для контроля над обществом, но едва ли даже в автократичных системах это может негативно сказаться больше чем на 0.01% населения.

2. Жулики – здесь все опаснее, но и без данных грамотный мошенник вполне может обмануть слишком доверчивую жертву. Фактически, утечки данных только помогают им в этом.

3. Назойливая реклама и целевые предложения. С этим и вовсе давно пора смириться.

Просто живите свою жизнь и возьмите за настройки по-умолчанию следующие аксиомы:

• За вами следят? Да.

• Ваши данные продают? Вероятно, да.

• Можно ли полностью защититься? Нет.

• Есть ли смысл параноить? Тоже нет.

Нужно просто принять реальность: цифровая информационная (не путать с кибер) безопасность — не достижима. Мозг – это главный и один из немногих Ваших защитников от тех же жуликов!

3
2 комментария