Ну почему копирайтеры постоянно отдуваются за косяки SEO-специалистов?😩
Да, это крик души! Почему копирайтеры вынуждены брать на себя ответственность за ошибки SEO-специалистов? И в чем корень конфликта между технической оптимизацией и творческим контентом? Разберусь и расскажу, как я это вижу.
Почему копирайтер — не сеошник?
Копирайтеры и SEO-специалисты — два звена одной цепи, но слишком часто их обязанности смешиваются, а зоны ответственности — размываются. В итоге страдает контент, горят дедлайны, а команда вместо слаженной работы бесконечно cpeтся.
Почему так происходит и как это исправить?
Обе профессии «работают» ради общего результата — привлечь аудиторию на сайт. Но методы и инструменты кардинально отличаются:
- Сеошник — стратег. Он анализирует данные, подбирает ключевые слова, оптимизирует техническую часть сайта и следит, чтобы страницы ранжировались в поисковиках. Ему важны цифры, графики и алгоритмы.
- Копирайтер — сторителлер. Он из сухих ключей пишет тексты, которые решают проблемы читателей, вызывают доверие и удерживают внимание. Его инструменты — слова, эмоции и знание аудитории.
Проблема начинается, когда эти две роли пытаются подменить друг друга. Например, когда сеошник, не погружаясь в контекст, выдает список ключей с требованием «впихнуть их любой ценой, патамушта нада». Или когда копирайтеру приходится самому исправлять ошибки в метатегах, потому что «в отделе больше некому».
И, если постоянно наваливать целую кучу ТЗ с просьбой «Нам нужно срочно до завтра написать 20 текстов на сайт», копирайтер просто издoхнет и начнет клепать однообразные тексты (конечно, без нейронки не обойдется).
Но после этого же нужно вычитать тексты!
А кто это будет делать?
В идеале редактор или фактчекер, но компании люто на этом экономят, потому что не хотят кормить еще один голодный рот, а значит, этим всем будет заниматься тоже копирайтер!😎
Удобная позиция, учитывая, что в тз было написано черным по белому:
Срочно, дешево, много: как убивают качество контента
Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково: SEO-специалист присылает ТЗ с xepовой тучей ключевых слов на текст, требованием «не меньше 7000 символов без пробелов» и пометкой «нужно к завтрашнему утру». Копирайтер, пытаясь уложиться в срок, создает текст, который напоминает набор фраз для робота, а не статью для людей. Потом оказывается, что половина ключей нерелевантны, структура страницы не продумана, а читатели уходят с сайта через 10 секунд. Неприятненько, правда?
А кто виноват?
- Сеошник, который забил на семантику, набрал мусора и сунул все в ТЗ.
- Менеджер, который поставил нереальный срок и не дал времени на редактуру.
- Компания, которая решила, что копирайтер же может одновременно быть и автором, и редактором, и фактчекером, и оптимизатором.
Но по факту «ответственным» назначают того, кто последним касался текста, — копирайтера.
«Почему ты не проверила?!!»: когда копирайтер становится крайним
Такие ситуации — не редкость. Нам часто приходится:
- Додумывать за других: «А точно эти ключи подходят? Может, стоит разбавить синонимами?».
- Исправлять чужие косяки в ТЗ.
- Думать, а что же скажет клиент.
Но вместо совместного разбора ошибок звучит: «Ты же должна была заметить!». Да, знаете, когда у тебя 15 проектов, и на плечах три должности, то почему я должна еще и следить за чужой работой?
Так, ладно... А как наладить работу, чтобы контент не страдал?
Есть четкие правила:
- SEO-специалист + копирайтер = команда. Созвониться, посмотреть ТЗ, решить, что устраивает, а что нет. Прийти к консенсусу.
- Редактор или фактчекер. Любая компания (особенно студия) должна выделить человека, который будет проверять тексты на соответствие всего, в том числе и ТЗ.
- Адекватные дедлайны. 20 текстов за день — это не «продуктивность», а гарантия плохого текста. Хоть на лбу напишите: Качество требует времени.
- Обратная связь. Если копирайтер видит, что ключи «ломают» текст или ТЗ —💩, он должен иметь право голоса. Потому что ему писать тексты, а не сеошнику.
Чо по итогу
SEO-специалисты и копирайтеры — не соперники. Когда первые учитывают основы оптимизации, а вторые понимают особенности контента, получаются тексты, которые нравятся и людям, и поисковикам. Но чтобы этого добиться, компаниям нужно перестать экономить и перекладывать ответственность. В конце концов, испорченная репутация сайта «благодаря» кривому контенту ударит по всем — и по SEO-трафику в том числе.
А если твой сеошник говорит, что «главное — впихнуть ключи и заработать циферки», покажи ему эту статью😉