Я обанкротил компанию своего начальника за то, что он не сделал меня бизнес-партнёром — история логиста
Поучительная статья о том, как могут обернуться дела в бизнесе, который больше других подвержен риску недобросовестных поступков со стороны сотрудников.
Недавно я проводил интервью с владельцами логистических компаний, чтобы разобраться в нюансах этого бизнеса и подготовить для своей базы знаний полезный материал для тех, кто захочет в этот бизнес войти.
Один из владельцев такой компании рассказал мне, что в этом бизнесе есть главный риск для предпринимателя — логист может запросто увести ваших клиентов и оставить компанию без дохода.
В подтверждении своих слов он рассказал мне историю, где он выступил в роли того самого логиста, но с поправкой на то, что был вынужден стать таким недобросовестным сотрудником.
Далее рассказ от первого лица.
Я начальник, ты — дурак
В 2021 году я работал начальником отдела логистики в одной логистической компании Владивостока. Мы занимались грузоперевозками из Китая. Компания была среднего размера, но у нас были свои контейнера и даже небольшой терминал, куда мы принимали в основном сборные грузы, сортировали их и далее отправляли на фурах по заказчикам в нашем городе или регионе.
Именно эта «последняя миля» стала камнем преткновения между мной и моим начальником — владельцем компании.
«Последняя миля» в логистике — это финальный этап доставки, когда товар преодолевает путь от распределительного центра или склада до двери покупателя.
Немного предыстории
В компанию я пришел работать в марте 2019 года на должность помощника логиста. Буквально через год я вырос до начальника логистического отдела, сумев привлечь в компанию нескольких крупных клиентов, которые в дальнейшем составили основной клиентский пул, приносящий почти 80% дохода компании.
Привлечь «жирных клиентов» в логистическую компанию — достаточно сложный процесс. Здесь важно не только предоставить выгодные условия сотрудничества, но и стараться выстраивать дружеские отношения с представителями компаний.
Если тебе удаётся выстроить такие взаимоотношения, то снижается риск, что кто-то другой уведёт твоего клиента, даже если предложит ему лучшие условия.
Люди работают с людьми, поэтому грамотно выстроенная коммуникация в нашем бизнесе очень важна.
Я порой тратил несколько месяцев, чтобы переманить на нашу сторону клиентов других компаний: длительные переписки по e-mail и в мессенджерах, аудио и видеозвонки, полеты в Москву, Питер, Казань и другие города на личные встречи с представителями и руководителями компаний — всё это долгий и изнуряющий процесс, который должен выстраивать хороший логист.
Если в этом деле работать посредственно, то будешь сидеть на голом окладе и работать с мелкими клиентами, мой же доход был в районе 350–500 тысяч рублей в месяц — всё зависело от бонусов, которые я получал за клиентов.
За год, пока я строил свою карьеру, через нашу компанию прошло примерно 40 логистов, которые не выдерживали двух-трех недель — это был результат их посредственной работы.
Камень преткновения
Но даже с таким высоким доходом я смотрел в сторону его увеличения. Так я увидел для себя возможности в «последней миле».
Для «последней мили» мы привлекали сторонние компании, иногда нанимали водителей-фрилансеров. Но проблема была в том, что мы на этом не зарабатывали — клиенты отдельно оплачивали эти расходы по тарифам нанятых нами компаний или водителей.
Когда у нас пошёл рост клиентов на сборные грузы, то я пришёл к руководителю с бизнес-планом — организовать новое направление в компании, чтобы забрать эту логистическую цепочку в своё управление.
Всё, что нужно было от руководителя, — взять в лизинг 5–6 фур, а остальные процессы я готов был взять на себя за долю 50% от прибыли по этому направлению.
Но закон «я начальник, ты — дурак» заставил шефа иначе взглянуть на моё предложение. Он решил, что я таким образом хочу отжать у него бизнес. В общем, наш разговор оставил во мне неприятный осадок и заставил задуматься над поиском другой работы.
Своё дело
В течение следующих двух месяцев я через знакомых начал искать другое место работы и параллельно создавать свою логистическую компанию.
В декабре 2021 года написал заявление об увольнении и на повышенных тонах проговорил со своим шефом. Далее мне надо было передать все дела новому руководителю отдела логистики и через две недели выйти на новое место работы.
И вот здесь началось самое интересное. Когда я начал сообщать ключевым клиентам о своём уходе, все они изъявили желание уйти вместе со мной. Мне лишь надо было организовать для них в новой компании хотя бы такие же условия, какие у них были в этой.
Вот он, результат выстраивания и поддержания долгосрочных дружеских отношений с клиентами, о чём многие руководители даже не задумываются, делегируя эту задачу своим сотрудникам.
Начался процесс трехсторонних переговоров, который затянулся ещё где-то на месяц.
Когда мой бывший начальник узнал, что я забрал с собой его ключевых клиентов, то в мой адрес посыпались угрозы переломать мне кости, сжечь меня в собственном доме и прочий бред.
Здесь надо понимать, что его угрозы я не игнорировал, так как не знал, что можно ожидать от человека, попавшего в сложную ситуацию, когда стоит вопрос о дальнейшем существовании его бизнеса.
В феврале 2022 года я уже работал в новой компании, также мне удалось организовать свой бизнес по логистике «последней мили». В качестве партнера я привлек одного из своих клиентов по доставке. Он выделил деньги на покупку шести тягачей, а вот прицепы и два контейнеровоза мы взяли в лизинг.
Где-то через полгода я узнал, что компания, в которой я раньше работал, обанкротилась, так как они не смогли найти новых «жирных клиентов», а те, кто у них остались, еле-еле покрывали операционные расходы.
Мой бывший шеф переехал в Москву, где открыл новую компанию по локальной логистике. Насколько знаю, дела у него идут хорошо. Чему я реально рад.
Свои угрозы в мой адрес, к счастью, он не реализовал.
Сегодня я веду не только свой бизнес, но и параллельно работаю в двух крупных логистических компаниях, что позволяет мне постоянно находить новых клиентов для себя.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если вам интересны темы бизнеса или фриланса, и вы хотите узнавать реальности разных бизнес-сфер или профессий, то вам в «Ошибатор» — мой ТГ-канал, где собирается полезная база знаний для предпринимателей и фрилансеров.