Заменить людей на робота. Хотя бы для практики английского

Привет, хочу показать нашего бота для практики разговорного английского в мессенджерах. Для читателей vc.ru — бонус в сервисе при переходе в бот по ссылкам из статьи.

Как все начиналось

Начну несколько издалека. С английским я вплотную столкнулся еще в детстве благодаря отцу филологу-германисту: английские книжки на ночь и вот это всё. Потом английская спецшкола, попытки отца общаться дома на английском (неуспешные) и проверки домашек по пути в школу (успешные). Дальше факультет международных отношений, параллельная работа гидом-переводчиком (угадайте язык с одного раза), международный маркетинг и международное же развитие бизнеса.

Не скажу, что у меня был какой-то суперуровень, но в целом вполне ок. Английский был скорее инструментом, а не целью, практики навалом, и ничто не предвещало.

Но в 2011 году я уволился, чтобы создать свой бизнес. Практики моментально стало 0, а уровень языка начал падать.

Нет, конечно, до «мгимо финишд» не дошло: я продолжал читать статьи, смотреть сериалы и слушать подкасты на английском, а в отпусках общаться со случайными собеседниками в барах, но понимал — всё не то, уровень уходит, и у меня не получается это остановить.

Это длинное вступление здесь не затем, чтобы потешить эго и вспомнить детские книжки, а чтобы было понятно: проблема была не в обучении и не в знании — по-английски я говорил довольно прилично. Проблема была в отсутствии практики, из-за чего я терял навык.

Вроде еще совсем недавно свободно говорил на любые темы, а тут вдруг допускаешь глупые ошибки, причем сам их слышишь.

Аналогичная проблема была у моей жены Ани — над Токпортом мы работали вместе, и «мы» в этой статье относится к нам обоим.

Ну раз уж вспомнил детские книжки, вот они, прикольные!
Ну раз уж вспомнил детские книжки, вот они, прикольные!

И что делать?

Явно требовалась разговорная практика. Но существовавшие тогда, да и сейчас, решения для практики нас не устраивали — сложно вписать занятия в нестабильный график пытающихся делать бизнес (читай «работающих по ночам и выходным») и между периодическими форс-мажорами. Да, я думаю, это для большинства актуально вне зависимости от сферы деятельности.

Заменить людей на робота. Хотя бы для практики английского

Даже если в календарь внес, но потом возникает вроде бы более срочное дело — ну, итог понятен.

А еще отмены занятий в скайп-сервисах из-за неявки преподавателя тоже не редкость. Видимо, проблемы с расписанием не только у меня.

Если на рынке нет подходящего продукта, значит надо сделать свой. Ну мы и сделали.

Тогда, в 2012–2013 годах, Токпорт выглядел совсем по-другому и вообще не был чат-ботом, но не буду подробно описывать все реинкарнации и изменения, какие модели монетизации мы пробовали, почему потратили несколько тысяч долларов на продвижение и не отбили их — думаю, это потянет на отдельную немаленькую статью.

Поэтому покажу, как Токпорт выглядит сегодня. Но сначала о проблемах всех способов практики.

В текущей, четвертой или пятой по счету версии Tokport —  это чат-бот
В текущей, четвертой или пятой по счету версии Tokport —  это чат-бот

Проблемы решений для практики иностранных языков

Конечно, для практики лучше всего находиться в иноязычной среде, но это доступно немногим. Остаются онлайн-сервисы, школы, разговорные клубы. Мы пробовали разное, и в каждом что-то было не так, а в конечном счете пришли к мысли, что существующие сервисы объединены тремя общими недостатками:

  • Расписание. Про это выше уже написал. Кому-то удобно, кому-то — нет. Хочется иметь возможность практиковать «здесь и сейчас», когда есть время.
  • «Час в неделю» как следствие расписания. Или час в месяц. Но толку от этого немного: 15 минут каждый день эффективнее, чем 1 час раз в неделю.
  • И главное — бедные люди нанимают богатых. «Нативно» говорящие по-английски страны — Великобритания, США, Ирландия, Австралия, Канада и Новая Зеландия — это страны с высокими доходами. А практика нужна людям из регионов победнее. Практиковать мы хотим с «нэйтивами», поэтому так и получается: бедные нанимают богатых. Что-то здесь не так.

Решение

А решение на поверхности — заменить людей, то есть языковых партнеров и преподавателей, на роботов.

Робот доступен всегда, с ним не надо договариваться и планировать. Робот не требует извинений за пропущенные занятия. Робота не надо стесняться. Робот дешевле человека.

Идеальным решением был бы голосовой помощник, который подстраивается и адаптирует уровень, инициирует сессии и т.д., но тогда я плохо себе представлял, как это можно реализовать. Так и вижу: просыпаюсь, а Алекса или Сири или кто-нибудь там еще говорят: «Как спалось? Скорей вставай, нет времени на раскачку. В прошлый раз ты накосячил и перепутал future perfect continuous и future perfect. Ай-ай-ай, как тебе не стыдно, давай попрактикуем».

Но это в мечтах.

А вот с чат-ботом вроде все достаточно просто, поэтому его и сделали. Причем я справился самостоятельно с помощью двух конструкторов — один для Телеграма, другой для Фейсбука. Еще программист дописал пару скриптов на бэкенде, а потом и я уж каким-то образом начал эти скрипты писать и дорабатывать на основе существующих.

Чуть позже сделал бота и для Вотсапа, но это оказался такой неюзабельный ужас, что пришлось убрать и забыть. Вотсап с ботами работает дико криво: отправлять номера ответов вместо кликов по кнопкам — ну такое. Будто вернулся во времена USSD меню и кнопочных телефонов.

В Вотсапе надо отвечать цифрами вместо экранных кнопок. Нет, спасибо.
В Вотсапе надо отвечать цифрами вместо экранных кнопок. Нет, спасибо.

Как работает Tokport

Бот выступает в роли виртуального собеседника, с которым вы общаетесь голосовыми сообщениями. Сообщения записаны носителями английского, причем разными, чтобы было разнообразно и интересно.

Каждая сессия, как мы ее называем, крутится вокруг жизненной ситуации: заказа в кофейне, беседы с попутчиком, вечеринки и т.д.

Именно контент, а вовсе не техническая сторона, и потребовал больше всего усилий, времени и денег: диалоги надо было придумать, написать, вычитать и озвучить с помощью носителей. Но оно того стоило: в Токпорте классные диалоги, нам нравятся :)

Приятные функции:

  • Замедление скорости проигрывания голосовых, если естественный темп пока высоковат для вас.
  • Текстовая транскрипция, если тяжело понимать на слух.
  • Полезная фраза из каждой сессии, которую можно сохранить в персональное хранилище.
  • Склеивание голосовых из одной сессии в диалог — слушайте сами себя и оценивайте прогресс.

А что там с результатами? Сколько юзеров? Как эффективность?

Регистраций в текущей версии Токпорта тысячи — относительно легко и недорого получается привлекать пользователей из Гугла и Фейсбука, которые подписываются на бота и начинают его использовать. Возможно, этому способствует наше умение «упаковывать» продукты и продвигать их.

Меньше доллара за привлечение пользователя кажется очень неплохим результатом
Меньше доллара за привлечение пользователя кажется очень неплохим результатом

А вот с удержанием пользователей есть проблемы — ретеншен так себе. Я бы показал скрин из Mixpanel, но оказалось, что данные старше 90 дней на нашем тарифе не сохраняются, а недавние не очень показательны из-за малого количества пользователей — в последние месяцы рекламу не включали.

Причины низкого удержания пока сформулировали так:

  • Когда нет острой необходимости, например, подготовиться к собеседованию, прокрастинация и другие жизненно важные дела победят с учетом…
  • …отсутствия живого преподавателя. Недостаток классических сервисов — их же преимущество. Там есть человек, который, если что, даст пинка и перед которым стыдно. Ну это как в спортзале — большинству тренер в первую очередь нужен, чтобы не забивать на занятия.

Есть пара идей, что с этим можно сделать, но дело, скорее всего, в человеческой природе, которую изменить нам не по силам. А всякие геймификации в этом случае кажутся рюшечками.

Интересный случай: девушка, вроде бы из Малайзии, практиковалась в Токпорте каждый день в течение месяца, а потом вдруг перестала. На вопрос «Что случилось?» ответила, что надо было подготовиться к экзаменам, она подготовилась и сдала, и практика пока что больше не нужна.

Насчет эффективности практики

Давайте так. Я не могу ее измерить, но точно знаю:

  • Говорить хоть с кем-то, хотя бы даже с самим с собой или со стенкой, лучше, чем не говорить никак.
  • С Токпортом говорить прикольнее, чем со стенкой :)

Монетизация

Пробовали разные модели: от фримиума до полностью платного с триал-периодами разной длительности. Сейчас на ограниченном количестве диалогов можно практиковаться бесплатно и сколько угодно, но, если хочешь новые диалоги, надо докупать пачками по 10 штук за $9.99. Срока годности у них нет, как и ограничений на количество использований.

А еще за каждого приглашенного друга обоим пользователям бесплатно добавляется по 10 диалогов.

Что дальше?

Не знаю :) Токпорт нам пока нужен по следующим причинам:

  • Это хорошее поле для экспериментов. У нас маркетинговое агентство, и мы считаем более честным по отношению к клиентам эксперименты с продуктом, продвижением и т.д. ставить на себе и за свои деньги, а не на клиентском продукте за клиентский бюджет. Токпорт — один из таких наших испытательных полигонов и пусть продолжает им быть.
  • Не исключаем очередного перерождения, в которую хлынут пользователи, удержание пробьет потолок, а стоимость привлечения — дно, и инвесторы из Долины встанут в очередь, сжимая в ладошках купюры. Проблема практики по-прежнему актуальна — это видно по наплыву пользователей, когда включена реклама.
  • Практикуемся сами. Tokport сообщает, что мой текущий спринт — 17 дней.
17 дней подряд. Я молодец.
17 дней подряд. Я молодец.

Что думаете? Как практикуете разговорный английский или другой язык, чтобы не забывать?

Буду признателен за мысли и идеи, как улучшить удержание пользователей, чтобы они продолжали практиковаться каждый день или хотя бы раз в 2-3 дня.

А если интересно, по каким принципам мы строим свои продукты и продвигаем их, приглашаю в телеграм-канал о маркетинге.

Еще раз ссылка на бота. Это спецстраница для vc.ru, при переходе с нее Токпорт начислит бонусы в виде дополнительных диалогов. Если и их не хватит, напишите мне — добавлю еще.

Спасибо!

5050
91 комментарий

 Но в 2011 году я уволился, чтобы создать свой бизнес. Практики моментально стало 0, а уровень языка начал падать.

Тоже несколько месяцев назад ушел из англоязычной компании, практики тоже стало 0 :) учитывая то, что был и раньше в подобной ситуации, знаю, что язык становится гораздо хуже со временем

В общем, вы вовремя) я уж хотел в какие-то разговорные кружки ходить :D Спасибо!

2
Ответить

Видеочаты типа чатрулета в помощь 

1
Ответить

Андрей, спасибо за полезного бота! Подскажите, а на каком конструкторе ботов делали? Ищу нормальный конструктор за вменяемые деньги, и желательно как у вас - чтобы можно было допилить скриптами на бэкэнде

2
Ответить

Botmother для телеграма и Manychat для Facebook. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Попробуйте, напишите фидбэк плз - что так, что не так. 

Ответить

Привет, очень нравится идея. Прошёл первую сессию - всё интуитивно и понятно. Сколько даётся бесплатных диалогов? ;) 

1
Ответить