Дизайн как часть стратегии компании

Большинство компаний сводят смысл своей работы к утилитарным действиям — продажам товаров или оказанию услуг. Даже их маркетологи при описании причин покупки больше опираются на факты и цифры, чем эмоции и впечатление. Другие же компании, напротив, сделали ставку на эмоции и эстетику — и вот что из этого получилось.

За что на самом деле отвечает дизайн

Очевидная зона ответственности дизайна — формирование общего имиджа, узнаваемости компании. Кроме того, дизайн отвечает за понятность бренда, ведь именно дизайнер выбирает шрифты, расставляет визуальные и смысловые акценты в макетах. Именно из-за ошибок в читабельности возникло огромное количество мемов «играл в шрифты и проиграл».

Ещё дизайн отвечает за удобство взаимодействия. Например, это касается навигации в реальном и цифровом пространстве, дифференциации продуктов и бизнес-направлений.

Так или иначе, каждая компания хотя бы немного вкладывается в дизайн, заказывая сайт, каталог или выставочный стенд, но не использует все возможности. Другие же превращают его в основное конкурентное преимущество.

Мировая практика

Конечно, первыми на ум приходят мировые бренды — например, Apple или IKEA. Обе компании превратили дизайн в полноценную философию, на которой строится всё остальное.

Apple впечатляет не только продуктами, но и их подачей. Презентация каждой новой модели — это полноценное шоу мирового масштаба. А сам продукт отличается от предыдущего не только корпусом, цветами или техническими характеристиками, но и постоянно совершенствующейся эстетикой взаимодействия. Именно Apple задала тренд на микроанимации, плавность и интуитивность в управлении.

IKEA — автор огромного количества дизайн-решений. Речь не только о скандинавском минимализме в мебели, принципах самостоятельной сборки или маркировке коробок на складе, но и о дизайне магазинов и бизнес-процессов. Обставленные комнаты как способ презентации мебели, магазин-лабиринт с подсвеченными стрелками, ресторан и детская игровая зона — всё это элементы дизайна!

Покупатель должен чувствовать себя комфортно, проводя в магазине несколько часов и покупая всё больше товаров. IKEA — один из лучших примеров того, как дизайн превратился в культ и сделал компанию выдающейся.

Российская практика

В России тоже есть компании и целые сферы, где дизайн становится ключевым способом отстройки от конкурентов и завоевания аудитории. Это особенно актуально в переполненных нишах с жёсткой конкуренцией, где невозможно бороться за клиента только ценой или сервисом.

Банковская сфера

Дизайн стал одним из главных дифференциаторов для банков. Это касается сайтов, приложений, офисов и процессов обслуживания. Поскольку банковские услуги практически одинаковы, необходимо сделать особенным взаимодействие «клиент — банк», ведь ценовая конкуренция — тупиковый путь.

Банки выстраивают экосистемы цифровых продуктов, вкладывают миллионы в изучение поведения пользователей и улучшение сценариев взаимодействия. Меняются и офисы: например, Альфа-Банк отказался от традиционных стоек и столов, создав открытое пространство, а сотрудникам выдал планшеты вместо компьютеров.

© Фото Галины Богомоловой
© Фото Галины Богомоловой

Эмоциональная составляющая не менее важна. Например, Точка использует фиолетовый цвет и линейные иллюстрации, подчёркивая дружелюбие и простоту. Альфа-Банк, напротив, делает ставку на премиальность — с ярким красным цветом, контрастами и 3D-иллюстрациями.

Бытовая техника

Отличный пример — бренд BORK. Это российская компания, которая ассоциируется с немецким премиальным качеством. Дизайн каждого продукта, бутика, сайта и цифрового сервиса выдержан в едином стиле. Клиент чувствует себя особенным на каждом этапе взаимодействия, хотя технические характеристики продуктов не уникальны: те же обороты блендера или мощность микроволновки, как и в десятках других брендов.

Это подтверждает, что люди готовы платить за эмоции и ощущение эксклюзивности больше, чем за функционал.

Другие сферы

Также можно вспомнить и другие бренды, которые сделали смелый шаг и внедрили дизайн как стратегию.

Вкусвилл и Жизньмарт уделяют огромное внимание интерьеру своих магазинов, созданию продуктов, упаковке, приложениям для заказа. Они могли бы остаться местячковыми магазинам, а стали успешными крупными сетями.

Оздоровительный курорт «Первая линия» в Санкт-Петербурге мог бы быть скромным санаторием вместо пятизвездочного отеля с медицинскими программами.

Дизайн как часть стратегии компании

Или авиакомпания S7, самолеты которой легко заметить даже высоко в небе, благодаря ярко-зеленым ливреям. Ещё с ней особенно хочется летать семьям из-за фирменных детских наборов с играми.

Дизайн как часть стратегии в B2B

Даже в «тяжёлом» B2B (например, в металлургии, производстве оборудования) дизайн становится конкурентным преимуществом. Если продукты у всех схожи до полной идентичности, а конкурировать ценой невозможно, компании борются за клиента через статус, сервис и дизайн.

Дизайн-подход прослеживается в продуктах, визуальных коммуникациях и цифровых решениях.

Резюме

  • Дизайн может стать ключевым преимуществом компании на переполненном рынке.

  • Дизайн не только логотипы и цвета, но и продукт, взаимодействие с клиентом в реальной и цифровой среде.

  • Дизайн делает компанию более эмоционально привлекательной и близкой к клиенту, создавая дополнительную ценность.

  • Потребитель готов платить больше за эстетику и ощущение эксклюзивности

Дизайн-стратегия актуальна для любых рынков. Если в вашей нише ещё нет дизайн-лидера — это шанс им стать

Мультидисциплинарное агентство OLOVO — создание дизайн-систем для компаний и брендов.

Телеграм-канал агентства OLOVO — брендинг, UI/UX, управление проектами, управление командой.

7
4 комментария