Артхаусный контент: разбираемся, почему фандом Alien Stage стал популярен

«Вот это, конечно, артхаус», — такое сообщение мне прилетело от сестры, когда я предложила ей послушать (или посмотреть) Alien Stage.

Пояснительная бригада: Alien Stage — музыкальный проект, выходящий на ютуб-канале VIVINOS в формате клипов с общей сюжетной линией. Вещь специфичная, но очень интересная, если разобраться, что там к чему. Тем, кто смотреть не планирует, дам выжимку сюжета: «Голодные игры между K-pop айдолами в мире Чёрного зеркала».

А зачем вам это информация? Да так.
Просто вы готовы к одному серьёзному разговору...

<i>Alien Stage — Vivinos</i>
Alien Stage — Vivinos

Привет всем новеньким, я — Софья Фель! SMMщик, искатель и, самую малость, гик. Ну это так, просто факт.


Повышаю градус аутентичности личных и коммерческих брендов, опираясь на научные исследования, и создаю фандомы для брендов, опираясь на их ценности.

Вы замечали, что ваш паттерн потребления контента изменился?

По данным Nielsen от 2022 года (сейчас ситуация, думаю, куда плачевней) средний пользователь в день переключается между разными медиа-каналами до семнадцати раз. При этом локус внимания на чём-то мы теперь удерживаем около 6-8 секунд (зависит от настроения и погоды за окном, видимо).
Вроде как, всё не так уж и плохо: медиапространство под нас адаптировалось. Теперь в сети царствуют короткие вертикальные ролики — и ничего с этим не поделаешь. Там и всякие мемы можно найти, и видео с котиками, и вполне себе полезные материалы.

А ещё — вырезки с интересными моментами из сериалов/аниме/фильмов. Иногда «времени просто не хватает» посмотреть тайтл целиком, и ты сидишь, листаешь эти несчастные короткие ролики. По итогу — узнаёшь весь сюжет, потому что все ключевые моменты порезали на тиктоки и запулили в ленту.

В 2010 году Джонатан Грей описал следующую модель потребления контента: мем/фанон/хэдканон/отрывок → эмоциональная реакция → первоисточник. Запомните её — дальше она нам пригодится.

«Show Sold Separately» (2010)

Вернёмся к нарисованным корейцам.

Alien Stage (как и, например, Milgram или Kagerou Days) — иллюстрация того, как изменились модели потребления и создания контента за последние шесть лет. Современная культура стала партиципаторной. Мы полюбили участвовать в самых разных заварушках, которые могут отвлечь нас от реальности и помочь влиться в коллектив людей, разделяющих наши интересы. Зрители (как я уже не раз писала), стали соавторами, и Vivinos на этом умело играет.

Лор Alien Stage раскрывается постепенно

Когда я первый раз включила клип «My clematis», подумала, что это какая-то странная дичь. Непонятная, яркая, но почему-то цепляющая. Посмотрела его несколько раз, прежде чем до меня дошла суть происходящего на экране.

Клип «My clematis» 
Клип «My clematis» 

Такая манера подачи способствует развитию нарративной археологии (это реальный термин!), на почве которой рождаются фанатские теории, интерпретации увиденного на экране и, конечно, контент.

Alien Stage существует в гиперреальности

Гиперреальность — фундаментальная основа художественного мироощущения, впитавшая в себя разнообразные семиотические знаки (от простых отсылок интертекстуального характера до непосредственного мифотворчества).

Когда первый раз наткнулась на статьи про гиперреальность, мне почему-то вспомнилась Суперреальность из Fran Bow: там всё так же, как в реальном мире, но чуточку иначе.

<i>Fran Bow</i>
Fran Bow

Alien Stage не зря названа мной голодными играми между K-pop айдолами в мире Чёрного зеркала. Проект обыгрывает культуру корейской айдол-индустрии и доводит её до гротеска в сеттинге антиутопии, тем самым критикуя реальность, хе. По сути, просматривая клипы, зритель непосредственно вовлекается в шоу дважды — на экране и в гуще происходящего, получая двойную дозу мазохистического удовольствия.

Teaser — «Black Sorrow»

Кроме того, в силу особенностей нарратива проект построен на недосказанности, символах и метафорах. Спустя какое-то время, начинаешь понимать, почему музыка звучит так, а не иначе, почему тот или иной персонаж играет именно на этом музыкальном инструменте и почему он одет в костюм именно этого цвета.

Персонажи Alien Stage — живые

Да-да, знаю, это звучит дико! Однако, фандомы не живут долго, если главные герои в них — Мэри Сью да Марти Стью.

Пояснительная бригада: Мэри Сью и Марти Стью — собирательные образы гиперидеализированных персонажей, часто — авторских аватаров: красивых, талантливых, всеми любимых и спасающих вселенную одним взглядом. Имя пошло от пародийного фанфика «A Trekkie's Tale» из зина Menagerie, где капитан Мэри Сью за пару страниц затмила всех персонажей Star Trek.

Мы живые, потому что у нас есть история. Свой лор, свой канон, так сказать. То же можно сказать и про персонажей: картону не будешь сопереживать, когда его убьют, он — картон. А к вот Ивану, который поёт «Wiege» (эта песня — дуэт, в котором один герой успокаивает другого!) сам себе, сочувствием невольно проникаешься.

В силу особенностей канона персонажи Alien Stage становятся медиаторами для отработки переживаний и страхов — их эмоции понимаешь и принимаешь, а от того ассоциируешь с собой.

Alien Stage — буквально клип

Словосочетание «клиповое мышление» уже порядком набило оскомину, но именно оно описывает формат истории Alien Stage.

Артхаусный контент: разбираемся, почему фандом Alien Stage стал популярен

- Клипы-раунды легко вирусятся и разбиваются юзерами на короткие видео (а иногда и на кряки)
- Зритель получает дозированное удовольствие с высоким вовлечением и минимальной затратой времени

- Клипы-раунды легко вирусятся и разбиваются юзерами на короткие видео (а иногда и на кряки)
- Зритель получает дозированное удовольствие с высоким вовлечением и минимальной затратой времени

Это делает проект ✨ идеальным ✨ медиапродуктом нового времени, который спокойно существует по формуле мем/фанон/хэдканон/отрывок → эмоциональная реакция → первоисточник. Попробуйте использовать эту формулу в своём контенте — что-нибудь новенькое да получится.

Так вот. Фрагментарность, хаотичность — следствие новой медиаэкосистемы, в которой контроль над нарративом перешёл от авторов к зрителю, а внимание стало главной валютой. Фандом Alien Stage прекрасно встроился в новый дивный мир: он не требует полного погружения, а даёт микродозы эстетики и смысла, провоцируя фанатов на дальнейшее сотворчество.

Фанатское творчество
Фанатское творчество

Подведём итог

- Alien Stage доказывает, что фрагментированный, нелинейный нарратив, разбитый на форматы (клипы, арты, дневники, комиксы, мерч) не отпугивает, а наоборот — вовлекает
- Аудитория стала готова к интерактивному потреблению контента, где часть смысла создаётся не автором, а фанатами
- Жизненный цикл медиапродуктов удлиняется за счёт фанатского творчества (фанфики, мэшапы, каверы, арты и прочее)
- Фанатские теории, арты, ролики, мемы — это не угроза канону, а основа устойчивости бренда и его органического роста
- Контент не должен требовать последовательного просмотра
- Даже без крупных студий и ТВ-каналов можно построить сильное фандомное ядро и коммерческую модель через прямые продажи и коллаборации

Любой бизнес может создать свой фандом, в основе которого — core-ценности и идеи компании. Только нужно запариться и придумать Вселенную ✨

Бонус: что по деньгам?

В капиталистическом мире всё принято оценивать в каких-то там бумажках под названием деньги.
Хотя точные цифры доходов от продаж не разглашаются, активное сотрудничество Vivinos с различными брендами и широкая представленность мерча на популярных платформах указывают на успешную коммерциализацию проекта. Высокий спрос на продукцию свидетельствует о сильной вовлеченности фанатов и эффективной стратегии монетизации, построенной в первую очередь на сотворчестве.
Проект можно поддержать на Patreon (ежемесячная подписка — от 1.5€ до 20.5€) или просто просматривая ролики на ютубчике (реклама перед видео крутится только так).

Артхаусный контент: разбираемся, почему фандом Alien Stage стал популярен

Кроме того, Alien Stage был замечен в коллаборации со следующими брендами:

- MARCH MONSTER x Alien Stage

Совместно с брендом MARCH MONSTER были выпущены акриловые брелоки, фотокарточки и постеры с персонажами проекта

 MARCH MONSTER x Alien Stage
 MARCH MONSTER x Alien Stage

- Dasan Comics x Alien Stage

Издательство Dasan Comics выпустило официальный артбук Alien Stage (там есть концепт-арты, интервью с создателями и закулисные материалы). В России его стоимость — около девяти тысяч...

Артбук <i>Dasan Comics x Alien Stage</i>
Артбук Dasan Comics x Alien Stage
2 комментария