Как устроено комплексное таможенное оформление: от инвойса до выпуска и бонус — отзыв о GBS брокере
Многие думают что таможенное оформление выглядит примерно так: инспекторы проверили товары, выставили счет, вы подписали какие-то бумажки, заплатили и все. Но в действительности возможны подводные камни и ситуация может быть непредсказуемой даже для предпринимателей со стажем. В этом я убедился на своем опыте. Более 10 лет я вожу промышленное оборудование из Европы и Азии и поверьте для меня таможня по-прежнему полна сюрпризов и неожиданностей.
Ты можешь обзавестись связями, нанять крутых специалистов в команду, договориться с поставщиками и думать, что жизнь удалась, но тут оказывается, что какой-то детали присвоили неправильный код по ТН ВЭД, затем сотрудники таможни начинают сомневаться в стоимости компонентов, начинается экспертиза, нужно что-то доказывать, проводить аналитику… и это при том, что поставить оборудование нужно вот-вот, а лучше вчера.
Поскольку я с подобным сталкивался (и не раз), то хочу поделиться своим опытом. Расскажу как происходит таможенное оформление, какие могут появиться проблемы и как их лучше решить.
Случай из моей практики
Пару лет назад мы выиграли тендер от крупного строительного холдинга. Нужно было поставить оборудование для водоочистных сооружений. Производитель - Италия, получатель - Россия. Это был большой контракт с семизначной суммой.
Поначалу все пошло как по маслу: с производителем договорились, предоплату сделали, логистику согласовали. Однако как дошло дело до таможни то я понял, что тут мы легко не отделаемся.
В чем могут быть сложности и как их избежать
Вот с какими сложностями мы столкнулись, и какие выводы я сделал:
- Технически сложное оборудование требует особого оформления. Это ситуации, когда станок это целый технологический узел. С насосами, фильтрами, управляющими контроллерами. Поэтому на первый взгляд неясно, что именно - основной товар, а что - его часть. На таможне и вовсе могут посчитать оборудование не как комплект а как набор отдельных товаров. Поэтому важно составить техническое описание, разбить компоненты по назначению, приложить чертежи.
- Большое количество комплектующих, у каждого из которых отдельное описание. В моем случае в инвойсе были десятки позиций с универсальными и уникальными деталями которые сделаны под заказ. Поэтому код ТН ВЭД нужно было определять на каждый компонент. Для ввоза некоторых комплектующих понадобились отдельные разрешения, сертификаты. Неправильная группировка это риск задержки декларации. Чтобы избежать проблем, нужно грамотно структурировать инвойс. Например, в виде таблицы, где помимо кода ТН ВЭД будет артикул, описание и назначение.
- Часть продукции попадает под особые требования. У нас в оборудовании были передающие модули, поэтому потребовалось радиочастотное регулирование. В зависимости от обстоятельств, грузы могут требовать обязательной сертификации, санитарного контроля, соответствия техрегламенту ТР ТС. Без нужных документов такое оборудование не пропустят через границу, а оформление бумаг может затянуться на недели. Поэтому важно проверять перечень товаров и составлять разрешительную документацию еще при подготовке контракта и инвойса.
- Приходится адаптировать документы В нашем случае все бумаги были на итальянском языке: техпаспорта, описания, инвойсы. На таможне потребовали переводы на русский, которые нужно заверить нотариально. Понятное дело, что перевод занимает время, если же инспектор выявит ошибки то грузы не пропустят. В некоторых случаях описания нужно переработать для соответствия терминологии, которую используют в РФ.
Так что основной совет, который поможет вам избежать проблем - тщательная подготовка. А если везете крупную партию товаров лучше доверить таможенное оформление специалистам. Здесь вариантов много. Лично я пользовался услугами ГБС брокера. Мне порекомендовал их давний товарищ, да и отзывы были хорошие. По отзывам о GBS брокере я понял, что они хорошо работают с технически сложными товарами. Поэтому доверился им, и никаких проблем в процессе не возникло.
Как проходит комплексное таможенное оформление
Перейдем к сути. Допустим, вы все согласовали с производителем и заказчиком. Дальше нужно позаботиться о беспроблемном прохождении таможни. Этапы комплексного оформления:
- Анализ технической документации и инвойса. Здесь важно проверить соответствие информации, заказать перевод документов, сверить комплектность поставки. Специалисты из ГБС брокер нашли неточности в сопроводительной документации, а потому мы избежали задержек и всех вытекающих проблем на таможне.
- Классификация товаров по ТН ВЭД. Код присваивают каждому фильтру и насосу. Это критично, поскольку влияет на пошлины и определяет, какие сертификаты, и разрешения нужны. Кодировка сложной техпродукции требует много времени и экспертности. Поэтому не пытаемся решать что-то самостоятельно, а привлекаем грамотных посредников.
- Получение разрешительных документов. Важно оформить все бумаги заранее, иначе продукция будет простаивать на таможне. Проблема в том, что без опыта просто не знаешь, на что получать разрешения. Например, если в составе груза есть химически активные компоненты, потребуется госэкологическая экспертиза и еще ряд процедур. Здесь положительные отзывы о GBS брокере в который раз подтвердились — ребята помогли, проконсультировали обо всем, что меня беспокоило.
- Подготовка декларации на товары и ее подача. К ней нужно приложить согласованные и переведенные документы, внести предоплату таможенных платежей. Все суммы важно рассчитать заранее: НДС, пошлины и прочее.
- Таможенный контроль. Сотрудники таможни проводят досмотр грузов, изучают документацию. При необходимости запрашивают дополнительную информацию от производителя.
- Выпуск товаров. Если с предыдущими этапами все нормально, грузы пропускают. В декларации на товары проставляют соответствующую отметку. После этого можно вводить оборудование в эксплуатацию на территории РФ.
По своему опыту скажу, что простота таможенного оформления во многом зависит от правильного выбора посредника. В этом мне повезло. Надеюсь, мой опыт кому-то поможет.