Как легкий вход в профессию порождает дилетантов на рынке создания сайтов и портит репутацию веб-мастеров

Сегодня в рубрике «Интервью с клиентами Creatium» мы беседуем с предпринимателем и маркетологом Владимиром Ульяновским. Узнаем, почему легкий вход в профессию порождает огромное количество непрофессионалов, как попасть в IT-сферу и стоит ли покупать платные курсы в интернете. Обсудим сложности и недопонимания между заказчиком и исполнителем на рынке маркетинга, а также необходимость наличия высшего образования в современном мире. А в конце Владимир даст несколько советов по эффективному time-менеджменту.

Маркетинговое агентство Владимира:

https://roboseller.pro

Добрый день. Расскажите, пожалуйста, кто вы и чем вы занимаетесь?

В данный момент я владелец маркетингового агентства. Мы занимаемся продвижением и сопровождением бизнеса в интернете, в том числе разрабатываем системы управления для предпринимателей. В общем, помогаем нашим клиентам взаимодействовать с внешней аудиторией посредством интернета: создаем сайты, рекламу, чат-ботов, ведем работу в соцсетях.

У меня достаточно большой опыт в сфере IT, с сайтами я познакомился в 2004 году. После армии устроился в IT-компанию, которая занималась слаботочными сетями, сборкой компьютеров, телекоммуникациями, интернетом и телефонией.

Параллельно учился в электротехническом университете «ЛЭТИ». И тогда впервые глубоко погрузился в HTML, CSS, каскадные таблицы стилей, программирование – в то время это было моим хобби.

Как давно у вас свое агентство?

Агентству 4 года. Изначально я занимался веб-разработкой: делал сайты, принимал участие в проектах, связанных с управлением сообществами и с генерацией трафика. До создания агентства в основном работал по найму.

С 2016 года я начал работать на себя, и с тех пор я занимаюсь интернет-сопровождением. Конечно, как у серийного предпринимателя, у меня было несколько направлений в бизнесе, но сейчас осталось маркетинговое агентство, оптоворозничные поставки, а также строительный бизнес.

Почему вы решили стать предпринимателем? Какие события в жизни вас к этому привели?

У всех моих знакомых, с которыми я общался на подобную тему, все начиналось с каких-либо проблем. Мой случай не исключение. Как я уже упоминал, я работал по найму. На последнем месте работы я провел больше 6 лет: начинал с бригадира-монтажника, позже дорос до заместителя руководителя. Но однажды компания обанкротилась, и в результате осталась должна мне деньги.

После этого я решил, что больше не хочу быть наемным работником и пошел по пути предпринимателя.

Как вы пришли к решению о создании маркетингового агентства?

Изначально я был в поиске дела, которым я буду заниматься, пытался понять, что мне ближе всего. Потратил на это около года. Я проходил тренинги, посещал бесплатные мероприятия, прошел несколько платных курсов. Благодаря этому пришло понимание, что нужно заниматься бизнесом, а не быть самозанятым. Имея опыт руководителя, я осознавал, что крупные заказы нужно делать командой, в то время как в одиночку справляться с большими объемами будет трудно.

В целом наемных сотрудников у меня нет: в команде работают фрилансеры и партнеры, с которыми сотрудничаю постоянно.

Какая ваша самая сильная компетенция? Продажи, координация команды, найм сотрудников?

Мои сильные компетенции – это построение стратегий, а также понимание того, чего на самом деле хочет заказчик. Часто к нам обращаются клиенты с какой-либо проблемой, которую нужно решить в максимально короткие сроки. Но при этом они сами не знают, что для этого нужно делать. А иногда бывает так, что уже кто-то начал работу и не смог решить задачи, понаделал разного и это надо ещё разгрести.

Я провожу опрос, беседую с клиентами. После чего я понимаю, что им на самом деле нужно и какой путь решения проблемы будет наиболее оптимальным. После этого я разрабатываю дорожную карту проекта (Дорожная карта – это наглядные пошаговый план достижения конечных целей), следуя которой, мы решаем вопрос клиента.

Какими системами учета и ведения проектов вы пользуетесь?

Я пробовал Битрикс24, amoCRM, но сейчас остановился на более простом инструменте. Это система, основанная на технологии Agile. Вся работа построена на Kanban-досках с дополнительными функциями. Под каждый проект заводится своя доска с хорошо проработанными задачами, с помощью которых создается дорожная карта и ведется проект.

Как правило, в маркетинговых проектах долгий цикл сделки. Как вы с этим справляетесь?

Конечно, бытует мнение, что индивидуальная разработка требует большого количества усилий. Но я считаю, что большой объем работы нужно делить на множество маленьких задач и решать их поэтапно.

В этом деле много нюансов. Существуют короткие и длинные задачи. Например, разработать сложную SaaS-систему – это интересно, но долго, дорого и для этого нужна правильно подобранная команда. Сделать лендинг и рекламную кампанию – это короткая задача, которую можно выполнить быстро.

Если клиент получил хорошие результаты, он продлит с нами договор на следующий год. Теперь это уже не просто проектная работа с оговоренной суммой, здесь платежи идут каждый месяц. Получается, что сделка в данном случае длинная, но деньги в ней короткие. Во многом все зависит от самого агентства, его предложений и методов работы с клиентами.

Можете дать пару советов по эффективной работе с клиентами?

Каждый клиент приходит со своими индивидуальными задачами, поэтому я не могу дать каких-то общих советов. Задачи клиентов могут быть похожими, но при этом они остаются разными в частностях. Моя рекомендация такая: всегда нужно искать то, что по настоящему нужно клиенту, глубже погружаться в его ситуацию.

Также не стоит пытаться сделать все и сразу. Эффективнее будет разбить проект на несколько маленьких кусочков со своими бюджетами и сроками выполнения. Нет смысла начинать рекламную кампанию для привлечения трафика на сайт, если сам сайт еще не готов. Сначала необходимо его сделать, а после уже запустить рекламную кампанию, протестировать ее, сделать выводы и внести изменения.

Случались ли у вас ситуации, когда срок сдачи проекта затягивался по каким-либо непредвиденным обстоятельствам?

Многие айтишники сталкиваются с проблемой в оценивании сроков выполнения проекта. Такое происходит, когда приходится работать с не типовыми решениями, и менеджеру не известна конечная точка закрытия проекта. Зачастую, при оценке сроков производства, время на непредвиденные обстоятельства закладывается случайно, из головы. Но это проходит с опытом.

У меня бывали ситуации, когда мы не укладывались в срок. Со временем я понял, что чем больше часов было потрачено на подготовку, понимание желаний клиента и составление дорожной карты, тем лучше результат. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» очень актуальна в данном контексте. Те предприниматели, которые уделяют достаточное время на подготовку в процессе своей работы получают хорошие результаты.

Есть ли какие-то лайфхаки для хорошей подготовки?

На раннем этапе необходимо как можно больше времени провести с заказчиком, чтобы лучше понять его цели и задачи. Чем больше вопросов вы зададите – тем больше узнаете о предстоящем проекте, что поможет вам добиться более понятного результата. Идеально иметь свой чек-лист по которому вести опрос.

В своей практике я трачу на подготовительную работу с клиентом до 60% времени, 30% тратится на реализацию. В оставшиеся 10% происходит тестирование и сдача проекта клиенту.

Владимир Ульяновский, серийный предприниматель и маркетолог
Владимир Ульяновский, серийный предприниматель и маркетолог

Вы говорили, что легкий вход в профессию порождает непрофессионалов и портит репутацию веб-мастеров. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

Каждый год IT-технологии ускоряются и приходят к закономерным изменениям. Если десять лет назад казалось, что сайты строятся на века, то лет семь назад тенденция начала меняться в пользу создания простых страниц, которые можно быстро изменять.

Если некая компания хочет вывести свой бизнес в интернет, то сложный и трудозатратный сайт, с долгим циклом разработки попросту не нужен, поскольку он успеет устареть в процессе производства. Технологии, маркетинговые фишки и требования потребителей меняются очень быстро, поэтому сейчас хорошо работают конструкторы сайтов. Для продажи товара или услуги можно создать одностраничный сайт условно за сутки.

Однако именно это и порождает дилетантов, которые создают некачественные сайты за небольшие деньги. Когда клиент заказывает лендинг, он рассчитывает получить рабочий инструмент. Аудитория постарше вообще видят у себя в голове многостраничники с огромным количеством контента, а в результате получают одностраничник, за который еще и нужно ежемесячно платить, потому что он сделан на конструкторе. Но случаются и крайности, когда люди по-старинке заказывают сайт на Битриксе за миллионы рублей, а им будет достаточно хорошо проработанного лендинга на 5 страниц.

Сейчас любой человек может зарегистрироваться в конструкторе и что-то создать, а потом сидеть и думать, почему у этого сайта конверсия меньше 1%. Отсутствие фундаментальных основ в разработке и организации процесса, неумение дилетанта понять заказчика – порождает крайне некачественные услуги. А это создает у клиентов негативное мнение о веб-мастерах в целом.

И сами клиенты зачастую гонятся за дешевыми решениями, в попытке получить сайт за неадекватно низкие деньги. Непрофессионалам кажется, что все очень легко: по их мнению нужно просто выбрать шаблон, вставить блоки, ввести текст и получить готовый сайт. Однако без фундаментальных знаний они не могут хорошо справиться с этой задачей.

Сейчас идет тенденция к улучшению ситуации. В последнее время появилось множество обучающих курсов, сами конструкторы также совершенствуются. Я сейчас пользуюсь Creatium, потому что данный конструктор быстро развивается и имеет адекватную и быструю техподдержку.

Как стать хорошим веб-мастером? С чего начать, что изучать?

Для начала необходимо получить базовые знания о работе интернета: как он устроен, как передается информация от сервера к компьютеру, как создается визуальное исполнение, как работают разрешения экранов разных устройств, как работают скрипты. Это не так сложно, но потребуется потратить время – посмотреть бесплатные курсы, изучить информацию в интернете.

Некоторые люди считают, что могут сделать конверсионный сайт, не имея знаний в маркетинге, копирайтинге и дизайне, но это далеко не так. Когда ты только начинаешь осваивать профессию веб-мастера и создаешь свой первый сайт, его можно сделать на готовых блоках. Но для реальных клиентов этот подход уже не будет актуален. Недостаточно просто двигать блоки туда-сюда. Необходимо понимать, что и где нужно написать, какой смысл донести до посетителя сайта, в каком месте нужен текст, а в каком – картинка.

Еще одна важная составляющая – общение с клиентом. Зачастую заказчик сам не понимает чего хочет. Важно уметь вскапывать смыслы бизнеса клиента, уметь задавать правильные вопросы, анализировать.

Насколько важны технические знания, если человек решил работать только в конструкторах?

Существует два варианта работы. Первый – брать готовый шаблон, в котором поменять текст, картинки и условный сайт готов.

Второй – собирать каждый элемент по отдельности. Здесь уже могут возникнуть требования к визуалу: разместить что-то в конкретном месте, добавить нестандартные отступы, и т.д. Уже не получится без специальных знаний внести изменения в готовый блок, который для этого не предназначен. А для того, чтобы создать свое уникальное решение потребуются минимальные знания html и CSS. Если добавить к этому еще и знание скриптов, то можно создать совершенно не типовой сайт.

Стоит ли, на ваш взгляд, покупать платные курсы по созданию сайтов?

Самое интересное, что все эти знания можно получить бесплатно, но на это нужно потратить достаточно много времени. Как правило, подобные курсы создают люди, которые уже прошли этот путь, но есть курсы и от «экспертов», которые сами не разбираются в вопросе. Информация в интернете бессистемна, а если обучение создает человек с опытом, то он его правильно структурирует и подаст. Такие курсы можно смотреть.

Сейчас многие онлайн-школы предоставляют бесплатные мини-курсы, в которых можно познать основные принципы профессии. Это позволит понять, в каком направлении двигаться дальше и на какие платные курсы обратить внимание.

Конечно, если искать ответы на правильные вопросы в интернете, то приблизительно за месяц - два можно стать веб-мастером без прохождения платного обучения. Однако очевидно, что человек, изучающий профессию с нуля, этих вопросов просто не знает.

Платные курсы, как правило, предоставляют системную информацию в том объеме, который необходим для поверхностного понимания многих тем. За месяц у человека может появиться представление о том, что, как и в каком порядке делать дальше. Курсы дают более короткий путь к освоению профессии: можно потратить пять месяцев на поиск информации, а можно приобрести обучение за пять тысяч рублей, пройти его за 30 дней и приступить к работе.

Не порождают ли такие курсы непрофессионалов?

Все зависит от содержания. При покупке курса необходимо обращать внимание на то, какие темы в нем будут озвучены. Если там озвучено две-три темы – это мало, возможно это даже не курс, а вводная лекция, порезанная на куски. Но если в обучении представлена полная и структурированная информация, то это уже похоже на хороший и проработанный продукт.

В какой момент человек становится профессионалом?

Хороший вопрос, но я не знаю на него ответ, поскольку до сих пор не считаю самого себя профессионалом. Невозможно знать все, но даже те знания, которыми я обладаю, не позволяют мне себя так называть. Да, я разбираюсь в некоторых вопросах. Но если взять тему целиком, то существует множество людей, которые в ней более грамотны.

Сейчас профессии маркетолог и вебмастер можно освоить без высшего образования. А нужно ли оно вообще в условиях современного мира?

И да, и нет. Маркетолог и веб-мастер это очень обобщенные профессии со множеством разных компетенций. Существуют специальности в области маркетинга, которым обучают в вузах. Однако зачастую там преподается несколько устаревшая информация.

Можно получить высшее образование в сфере IT, но это не значит, что вы получите специальность веб-мастера. В целом, высшее образование нужно для того, чтобы лучше понимать принципы работы множества аспектов жизни.

То есть вы считаете, что высшее образование необходимо и молодым людям стоит уделять этому внимание и время?

Скажем так: лучше получить околотематическую профессию. Очевидно, что если получить высшее юридическое образование, то будет трудно заниматься IT-стартапами, потому что это несколько далекие друг от друга вещи. С другой стороны, в настоящее время IT-сфера очень тесно переплетена с юридической. В итоге, если подумать, практически любое высшее образование может найти точки соприкосновения с IT.

Если вы хотите стать вебмастером, то стоит обратить внимание на программирование, управление и аналитику. Если вас интересует маркетинг, то стоит получить образование в области рекламы, дизайна или управления проектами. Это близкие специальности, так или иначе связанные с нашей сферой.

Как вы думаете, что важнее: опыт или обучение?

Много лет назад я отдал приоритет опыту. Я не считаю, что это был плохой выбор, но сейчас я пришел к пониманию того, что должен быть баланс между опытом и обучением.

Получать новые знания необходимо постоянно. Многие люди думают, что после получения высшего образования им больше не нужно учиться. Но через какое-то время они начинают сильно отставать от жизни и потом наверстывают упущенное, полагая, что все знания они получат на практике. К сожалению, без знания теории невозможно получить практические знания, поэтому необходимо тратить одинаковое время на теорию и практику.

Является ли Instagram сейчас, с его продажами через сторис, конкурентом для сайтов? Потеряют ли сайты свою актуальность в будущем?

Instagram, как и другие соцсети и мессенджеры – это уникальная ситуация интернета в интернете. Эти системы позволяют решать множество разных задач изнутри. Если нужно познакомить потребителей с новым продуктом, то соц. сети могут предложить множество решений в плане донесения информации. Тем не менее, с помощью сайта можно более широко осветить этот вопрос.

На мой взгляд, в ближайшие 5-10 лет сайты не потеряют своей актуальности, поскольку с их помощью проще донести информацию до потребителя и объяснить суть продукта/услуги. Что-то будет лучше продаваться в соцсетях, что-то через сайт. Это просто инструменты, которые важно уметь грамотно совмещать.

Также я бы хотел отметить еще один инструмент – маркетплейсы. Это агрегаторы, которые собирают в себе множество товаров. С помощью фильтров они позволяют клиентам найти и выбрать то, что им нужно. Ни сайт, ни соцсети не могут дать ничего подобного. Происходит трансформация, заимствуются какие-то особенности, создаются новые ресурсы. В Instagram хорошо работают stories, но скоро похожий инструмент появится и в конструкторе Creatium.

Что вы думаете о формате сторис в Creatium? Есть ли у этого инструмента будущее?

Мне нравится такой формат. В настоящее время мы уже предлагаем клиентам его протестировать. Как только он будет окончательно внедрен, мы сразу же начнем его использовать.

Разумеется, каждый формат имеет свой срок жизни и свое будущее. Его длительность завязана на появлении нового инструмента, который более качественно доносит информацию до клиента. Чем лучше подается информация, тем выше шанс, что клиент совершит покупку.

Как вы думаете, что будет с бизнесом в ближайшие 3-5 лет? Стоит ли всем бизнесам учиться работать онлайн?

Какие-то бизнесы в принципе не должны быть в онлайне. Например, медицина. Пообщаться с врачом через веб-камеру – это очень удобно, но хирургическую операцию провести не получится. Также удаленка не применима на производствах. Возможно, в недалеком будущем это будет роботизировано, но в таких условиях люди потеряют свои рабочие места.

Я думаю, что жизнь покажет, будет ли какой-то баланс между онлайн и офлайн профессиями. Сейчас появилось множество бизнесов, которые существуют только в интернете. Тем не менее, я считаю, что любой бизнес должен искать варианты выхода в онлайн. Это просто необходимо для поиска клиентов и донесения до них информации.

Последний вопрос. Как вам удается сохранять баланс между своей рабочей деятельностью и личной жизнью? Как вы управляете своим временем?

Любой предприниматель живет бизнесом. Моя жизнь – это сплошные задачи. Задачи бизнеса и личные задачи я не разделяю.

Когда я понял, что мое время ограничено, я начал использовать такой метод: каждые 15 минут я садился и записывал, чем я занимаюсь. Не планы, не задачи, а именно то, чем я занимаюсь в настоящий момент: пью чай, еду на работу, занимаюсь проектам.

Я записывал целую неделю и получил следующий результат: я понял, что трачу 40 минут в сутки на выгуливание собаки и 3.5 часа на дорогу в офис. Занялся оптимизацией: отказался от офиса и стал брать с собой собаку, когда отводил ребенка в школу. Это позволило сэкономить мне приблизительно 120 часов в месяц. Но стал ли я больше работать или начал тратить это время на отдых?

Всегда нужно понимать, куда потратить сэкономленные часы. Можно загрузить себя работой, а можно проводить больше времени с семьей, друзьями, посещать мероприятия. Если вы точно знаете, чем занимаетесь, то сможете управлять своим временем и оптимизировать его.

Стоит ввести привычку раз в час делать срез и фиксировать выполнение задач. Если мне не хватает времени на выполнение задачи, то я делю ее на несколько частей и переношу на попозже. Таким образом, у меня получается балансировать между личным временем и задачами.

Спасибо за интервью!

22
2 комментария

Уж насколько я люблю скучное чтиво, но такого давненько не видел.

Недурно же пишете. Зачем выкатывать настолько совковый формат интервью графоманских размеров с водой через край, в которой уныло дрейфуют обломки избитых истин.

Учитывая количество затронутых рубрик, из публикации можно было сделать пять - шесть и одна зашла бы наверняка. А тут нужно быть тренированным Лëвой Толстым мазохистом, чтобы до середины просто досвайпить, а уж чтобы,как я, полностью прочесть... - ещё и фатальным прокрастинатором. )

Спасибо за обратную связь! Мы надеемся, что не для всех это станет обломками избитых истин, а кто-то даже почерпнет для себя что-то полезное. В витиеватости выражений с вами можно посоревноваться, благодарим, учтем и скорректируем формат 😊