Как я собрал 3500 материалов для продакт-менеджеров и сделал из этого pet-проект
Я создал альтернативу онлайн-курсам, о которой мечтал ещё в университете.
Меня зовут Александр Замахов, и последние 8 лет я занимаюсь продакт-менеджментом. Работал и в корпорациях, и в стартапах.
Но настоящий щелчок произошёл в январе 2022-го: в Казахстане были беспорядки, интернет отключили, а до офиса было не добраться. Я смотрел на всю эту ситуацию и думал: стабильности не существует, всё может рухнуть в один момент, и к этому нужно быть готовым.
Так родилась мысль создать продукт, который не будет территориально зависеть ни от чего.
Поиск идеи
Я начал с инвентаризации собственных ресурсов. Что уже умею?
- Умею объяснять сложные вещи простым языком.
- У меня есть опыт в продакт-менеджменте.
- По одному из своих продуктов я занимался генерацией контента для соцсетей.
Я начал искать проблему, с которой хотел бы разобраться. И она у меня давно была.
Когда я учился в университете, главной проблемой было то, что материалы вузовской программы были оторваны от реальности. Приходилось искать бесплатные источники и постоянно подаваться на финансовую помощь. Курсов по продакт-менеджменту и в целом по созданию продуктов практически не было. Каждый навык приходилось по крупицам собирать со всего интернета.
И вот я загорелся идеей создать программу обучения исключительно из материалов и курсов в открытом доступе. «Ведь всё уже есть в интернете». Нужно лишь выкопать, отфильтровать и разложить по полочкам. Бесплатная альтернатива платным курсам, доступная каждому.
Первая версия
Я выгрузил все личные закладки, скриншоты, заметки, начал гуглить недостающие темы, что-то даже написал сам на личном сайте и приложил. Набралось около 3500 ссылок. Целый месяц ушёл на ручную сортировку.
Критерии отсева были простые:
- Ни одного примера? — В корзину.
- Только общие слова, ноль опыта? — Мимо.
- Короткие статьи тоже очень редко оказывались полезными.
Поначалу ещё искал полезные книги и ссылки на места, где их можно купить, но понял, что далеко не всегда есть возможность найти нужную литературу в каждом городе, поэтому сейчас от них вообще отказался.
Распаковал все свои сохранённые материалы за долгое время, черновики списка навыков, которыми должен обладать продакт-менеджер. И всё это свёл в одну большую доску в Miro.
Решил все эти ссылки и материалы разместить на сайте. Для этого нужны были имя, домен, логотип и т.д. Решил пойти по пути наименьшего сопротивления и накидал первое, что пришло в голову.
Потому что изначально хотел заниматься исключительно подборками материалов.
Логотип сделал в PowerPoint (он до сих пор такой).
Денег на разработчиков не было, нейросети ещё не были особо популярны (шёл 2022 год). Но я умел работать с конструкторами, в частности с Tilda. Начал всё собирать на ней.
Стартануть хотелось с самого простого MVP. Материалов было много, поэтому три недели я только занимался загрузкой всего этого контента. Получилось около 60 страниц примерно такого формата. Сейчас их уже более 250 (и теперь они по большей части состоят из моей личной аналитики).
Моей задачей не было сделать второй Google. Я хотел собрать перечень навыков, разложить их по порядку изучения, отсеять сотни страниц тупого копирайта и собрать только реально полезные кейсы.
День запуска
Нужно было найти площадки, на которых буду публиковаться. TikTok и YouTube убрал сразу, потому что видео — это дорогой способ производства контента. Начинать точно планировал не с него.
Понял, что на первом этапе смогу вести только одну площадку, и выбрал LinkedIn. Тем более что там на тот момент была моя самая большая аудитория (400 человек). Ещё решил выложить анонс со ссылкой на сайт в сторис.
В итоге собрал почти 600 переходов (забегая вперёд, скажу, что такой показатель посещений в день я повторил только спустя 8 месяцев).
Обратная связь была классная. Знакомые делились ссылкой, делали репосты. Приходили с отзывами, что это действительно то, что пригодится в ежедневной работе.
Откуда брать трафик
Решил брать дисциплиной. Просто писать каждый день контент в LinkedIn. Неважно, как будет заходить. Главное — ежедневно.
Начали подписываться. Хоть на первом этапе качество контента хромало, но с каждым разом я смотрел, какие темы нравятся, какие форматы заходят.
Спустя почти 500 постов в LinkedIn могу поделиться несколькими наблюдениями:
- Публиковаться лучше в период с 10 до 13 часов в рабочие дни по часовому поясу ключевой аудитории.
- Если вставили ссылки в основной текст поста — будьте готовы попрощаться с 30-40% потенциального охвата.
- Можно пытаться "обмануть" алгоритм, прося людей писать комментарии, но если делать это часто, то потеряешь намного больше, чем получишь.
- Отлично работают карусели и инфографика — настолько, что желательно весь фокус поста делать исключительно вокруг них.
- Реакции в LinkedIn по своему эффекту практически равны репостам.
В комментариях спустя пару месяцев начали писать: «Было бы удобно всё это читать в Telegram, так как в LinkedIn нечасто захожу». Подумал, а почему бы и нет. Простой кросспостинг много времени не требует. И решил добавлять ссылку на Telegram-канал там.
Таким образом, LinkedIn дал возможность выходить на новую аудиторию через рекомендательные алгоритмы и стал первым источником трафика, который я фиксировал в Telegram, а потом перенаправлял на сайт.
Вторым, логично, должен был стать Google. Но просто ссылки на ресурсы не были интересны для поиска. Нужен был контент и собственная аналитика. Начал проводить полную SEO-оптимизацию.
Тут всё свелось к базовой гигиене:
- прописал нормальные описания страниц (meta descriptions), корректно расставил H1 теги,
- регулярно проверяю и убираю битые ссылки (а их с каждым разом всё больше, ведь ресурсов несколько тысяч),
- не забыл про альт-теги для изображений.
Заодно познакомился с азами того, как это делается на практике.
Трафик пошёл. Сейчас примерно 60% визитов на сайт приходит из поиска. Другие каналы сейчас только тестирую. Как проверю, тоже опишу.
Пробовали сделать бота — закрыли
Пришла идея в какой-то момент сделать не только Telegram-канал, но ещё и бота. Задумка была в том, чтобы бот присылал каждый день небольшое количество материалов для ежедневного изучения.
Решили собирать самую минимальную версию. Даже базу данных решили на Notion поднять (не делайте так, это была плохая идея). В итоге мой друг-разработчик (Женя, привет!) в одиночку собрал этого бота. И там даже поначалу зарегистрировалось почти 300 человек.
Но проблема была с последующим open rate сообщений, который со временем стремился к нулю. Хотя выбор интересующих тем и онбординг были настроены с хорошей конверсией.
В итоге посчитал, что платить за виртуальную машину, где крутился этот бот, не имеет смысла, и его выключили. Остались также сайт, LinkedIn и Telegram-канал.
Что с монетизацией
Когда аудитория в LinkedIn выросла до 7000 человек, а в Telegram — до 2000, я начал относиться к этому проекту по-другому.
Прошло уже два года. Я написал около сотни статей. На меня начали ссылаться ChatGPT и Perplexity, например, по запросу «product discovery».
Один мой друг, да и книги по маркетингу, советовали собирать email-адреса. Потому что эта аудитория действительно доступна вам всегда и не зависит от политики соцсетей. Я начал создавать инфографику и сделал карту развития навыков продакт-менеджера. Для скачивания денег не просил — только email. Собрал почти 2000 адресов и сейчас хочу построить на этом ещё одну точку касания с аудиторией.
Решил продавать свои навыки. А именно: способность объяснять что-то простым языком и умение анализировать. Поэтому создаю свои конспекты и гайды о том, как продакту выполнять ежедневные задачи. Средний чек таких материалов от 5 до 30 USD.
У человека всегда есть выбор: либо самостоятельно изучить материалы на сайте, которые я упорядочил и отобрал, либо я сам всё изучу и предоставлю в виде инструкции.
Но пока я только в начале пути, и подавляющая часть того, что я пишу, до сих пор доступна бесплатно.
В последнее время стал больше фокусироваться на том, как можно использовать ИИ для создания продукта. Это большая тема, с которой хочется и самому разобраться, и помочь окружающим.
Пробовал ещё монетизацию через личные консультации: составляю карьерные планы, списки навыков для развития, рекомендую материалы для изучения, даю оценку по навыкам. Спрос большой, обратная связь положительная, но это слабо масштабируется — в сутках всё ещё 24 часа.
Про отношение к pet-проекту
Когда аудитория приблизилась к 10 000 человек и посещения сайта стали примерно такими же, я вдруг решил, что это теперь серьёзный продукт и относиться к нему нужно так же. Начал составлять контент-план, анализировать тренды, писать только то, что может понравиться аудитории.
И это чуть всё не похоронило. Потому что начал себя заставлять, и проект превратился в каторгу.
Мне никогда не хотелось делать огромный бизнес из этого. Но хочется сделать так, чтобы он приносил пользу и сообществу, и мне.
Поэтому теперь пишу только на темы, которые лично мне интересны, пользуются спросом, по которым ещё не хватает контента, и при этом они направлены на то, как создавать продукты быстрее с помощью ИИ.
Чему мы научились, Палмер?
Действительно учишься, только когда начинаешь объяснять другим. Столько новых подходов, фреймворков, примеров и ресурсов я никогда бы просто так не прочитал. Часть моих материалов теперь цитирует ChatGPT. И даже карьерно мне это помогло.
Теперь хочется, чтобы проект так же адаптировался к появлению нейросетей, как и весь продакт-менеджмент в целом. Хочется давать людям ту ценность, которую не сможет предоставить ни одна нейросеть: личный взгляд на проблему.
Ведь каждый проект, даже небольшой, всегда начинается с человека, которому стало не всё равно.
Я не хочу превращать Podbiratel в классический курс.
Моя цель: инструмент, который поможет решить любую продуктовую задачу в одном окне — поиск фреймворка, проверка гипотезы, внедрение ИИ-помощника.
Большинство задач по поиску и размещению контента я теперь автоматизировал через ИИ.
И всё это — открыто, структурировано и независимо от физического офиса. Как и задумывалось в тот день, когда интернет вдруг исчез.
Буду рад обратной связи в комментариях и в целом всегда рад узнать побольше о проектах таких же соло-предпринимателей.